Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, упражнения, профилактика, нарушение осанки , плоскостопие


Актуальность работы над проблемой профилактики плоскостопия и нарушения осанки обусловлена негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформации стоп. С каждым годом медицинские работники выявляют всё больше детей с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.

В дошкольном возрасте осанка не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста. Наиболее частый дефект - это вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущена голова, опущены и сдвинуты вперед плечи.

Детям с нарушением зрения важно следить за осанкой, так как в связи со своим зрительным диагнозом, дети пытаются принять неправильную позу при сидении за столом, во время игр, усугубляя нарушения не только зрения, но и осанки, что в свою очередь может привести к функциональным нарушениям органов дыхания, нервной, пищеварительной системы, сердца. Всё это приводит к ослаблению здоровья детей.

Плоскостопие также чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Стопа – опора нашего тела, и любой дефект развития может отразиться на осанке.

В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование не завершено. Изменение формы свода стопы приводит не только к местному ухудшению их функций, но и по мере дальнейшей деформации стопы к изменению положения таза, нарушению правильного положения позвоночника, что ведёт к нарушению осанки. Поэтому для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, требуется систематическая коррекционная работа на занятиях и в свободной деятельности детей.

В процессе повседневной работы с детьми мы наблюдали их индивидуальное поведение. Нас интересовало, какое положение тела они принимают в разных ситуациях: при ходьбе, сидя и лёжа. При внимательном наблюдении во время занятий, игр, сна, ходьбе дети принимают неправильные позы, сутулятся. Понимая проблему, мы пришли к выводу, что работу по профилактике необходимо вести в постоянном режиме во всех видах деятельности.

Это и определило наши задачи:

1. Формировать правильную осанку (контроль, профилактика, коррекция).

2. Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стоп на основе использования средств физического воспитания.

Мы знаем, что воспитательная работа будет иметь успех, если она проводится в тесном контакте с родителями. Поэтому свои начинания мы решили осуществлять при их поддержке.

Сделали кресло «Правильной осанки», которая помогает контролировать правильность осанки и укрепить позвоночник ребенка. Контроль осанки можно осуществлять у стены: ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком, чтобы ребенок мог вплотную встать к стене, контролировать положение позвоночника, выравнивать и держать спину. У стены проводится индивидуальная работа с детьми. Даются различные динамические упражнения: отведение рук и ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек.; расслабление – от 6 до 12 сек.

Во время утренней гимнастики, физминуток или на физкультурных занятиях часто проводим упражнения с предметами на голове (мешочки, наполненные крупой, мячи, кольца). Эти упражнения способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы, и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; приседаниях; ходьба на коленях, не уронив при этом положенный на голову предмет. Также выполняем упражнения на координацию движений. Здесь были весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. На прогулке используем различные игры с этой целью.

Все упражнения и игры способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Во время бодрящей гимнастики (куда входят упражнения на коррекцию осанки, дыхательные упражнения, самомассаж) проходят по массажным дорожкам - это и закаливание, и профилактика плоскостопия.

Массажные дорожки мы сделали сами с привлечением родителей (использовали нестандартный материал).

Мы считаем, что вот такое нестандартное оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.

Одновременно мы начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула; правильно ходить и стоять.

В группе мы повесили картинки (плакаты), изображающие правильную осанку за столом.

Оформили папки – передвижки, комплексы коррекционных игр и упражнений, картотеки «Оздоровительные игры», «Практические занятия по физической культуре», «Осанка», «Плоскостопие», «Здоровые ножки».

Вниманию родителей предложили памятку «Профилактика нарушения осанки», буклеты «Какая должна быть обувь у дошкольника», «Упражнения для профилактики плоскостопия дома». С детьми изготовили альбом «Здоровячок».

Провели семинар-практикум для родителей «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки». Родителям были представлены презентации «Что такое плоскостопие», «Как сделать осанку красивой», «Лечебная гимнастика и массаж», консультации «Гимнастика и массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки», «Подвижные игры для профилактики нарушения осанки», показаны различные упражнения, массаж и самомассаж для профилактики плоскостопия и укрепления иммунитета.

Мы провели физкультурные досуги «Мы здоровыми растём», «Здоровые ножки». Разработали цикл занятий по валеологическому воспитанию, комплексы коррекционных упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Самым главным итогом нашей работы за год стало то, что дети сами начали следить за своей осанкой и за осанкой других детей, укрепили мышцы голеностопного сустава, спины, живота. У детей повысился интерес к физическим упражнениям, управлению собственным телом. В следующем учебном году мы продолжим работу над этими задачами, так как считаем, что такую работу необходимо в детском саду проводить систематически.