Конспект развивающего занятия по развитию познавательной активности и обучению навыкам релаксации у детей 5–6 лет «Путешествие пчёлки»

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие «Путешествие пчёлки» для детей старшего дошкольного возраста является одним из программы «Рабочая программа по развитию познавательной активности и навыков релаксации у детей дошкольного возраста». Занятие «Путешествие пчёлки» направлено на формирование навыков программирования, усвоения приёмов мыслительной деятельности, устойчивости внимания, произвольной саморегуляции.

В основе занятия лежит интеграция видов деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная, графическая.

Занятие построено на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Демонстрация динамичных образов и объектов наблюдения способствуют активизации наглядного мышления, зрительных функций, облегчают процесс зрительного восприятия и запоминания информации. эффективность обучения и развития детей.

Введение

Красочность, наглядность, реалистичность, возможность оказаться в ином мире, не выходя из стен детского сада – все это нам открывают информационно-коммуникационные технологии. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер.

Создание эмоционального настроя в группе, способствование развития навыков совместной деятельности детей, формирование доброжелательных взаимоотношений, коммуникативной готовности к общению,сплочение группы через выполнение совместных заданий.

В ходе всего мероприятия используются современные технологии:

  • Коммуникативно-деятельностный подход основывается на понимании речи - как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду — развитие речи как средства общения и познания.
  • Элементы социоигровой педагогики, а именно: работа детей проходит в командах по разному способу объединения (индивидуальная, подгрупповая, групповая). Создание непринужденной, естественной обстановки общения, позволило повысить мотивацию к речи у детей, внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, слушать точку зрения другого, согласовывать свои действия, работать сообща в команде.
  • Здоровьесберегающие технологии, а именно: вариативное использование пространства, смена видов деятельности детей. Подбор материала с учётом утомляемости детей.Чередование различных видов деятельности, статические и динамические задания и упражнения.
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) использование которых позволяет создать необычную мотивацию, значительно повысить интерес детей к выполняемой деятельности.

Эффективность деятельности участников занятия напрямую зависит от доступности излагаемого материала и четкости инструкций к упражнениям.В ходе занятия приводятся словесные примеры выполнения упражнений, задаются вопросы на понимание.

Для сохранения интереса, более полного проживания темы, а также для перехода детей в самостоятельную деятельность им предлагается творческое задание – составление графического маршрута от дома до детского сада.

Представленное мероприятие — это небольшой фрагмент моей системной образовательной деятельности с воспитанниками.

Цель: Формирование умения определять свое местоположение, а также других объектов в пространстве относительно какой-либо системы отсчета, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить детей работать с карточками-схемами, выполнять задания, используя определенный алгоритм.
  • Научить отличать пространственные направления «от себя»: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо).
  • Формировать навыки зрительно-моторной координации и произвольной саморегуляции.

Развивающие:

  • Формирование способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
  • Развитие мышления в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности: умение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать.
  • Развитие саморегулирующей функции речи.
  • Развитие любознательности и творческих способностей.
  • Снятие напряжения, повышение уверенности в себе, самостоятельности.

Воспитательные:

  • Обогащение коммуникативного опыта в ситуации межличностного общения со сверстниками, взрослыми.
  • Сплочение группы через выполнение совместных заданий.
  • Развитие умения работать в команде, оказывать поддержку.

Здоровьесберегающие:

  • Подбирать материал с учётом улучшения общесоматического баланса.
  • Чередовать различные виды деятельности, статические и динамические задания и упражнения.

Оборудование: презентация «Путешествие пчёлки», мультимедийное оборудование, робототехнические комплекс (программируемый мини-робот Bee-Bot), игровые поля-маршрутизаторы, раздаточный материал «Карта-схема», цветные карандаши, большие мягкие модули, поощрительные наклейки.

Место проведения: компьютерный класс.

Количество детей: 6–12 человек.

Длительность занятия: 25 мин.

Виды деятельности:

  • игровая
  • коммуникативная
  • двигательная
  • графическая.

Моделирование предметно-развивающей среды:

Помещение поделено на 5 секторов. В каждом секторе дети выполняют определенные задания.

1 сектор – Интерактивная доска для активизации наглядного мышления.

2 сектор – Большие мягкие модули разложены в виде дорог, которые имеют единую начальную точку и несколько ответвлений.

3 сектор – робототехнические комплекс (программируемый мини-робот Bee-Bot, игровые поля-маршрутизаторы).

4 сектор – Стол с раздаточным материалом, цветные карандаши.

5 сектор – свободное пространство в центре зала для релаксации.

Приложение

Ход занятия

Части

Содержание

Методы и приёмы

Вводная часть Педагог:
Здравствуй, друг!
(вытягивают правую руку в сторону)
Здравствуй, друг!
(вытягивают левую руку в сторону)
Становись скорее в круг!
(берутся за руки)
Мы по кругу пойдем
И друзей везде найдем!
(Дети приветствуют друг друга)

Мотивирование детской деятельности

Показ действий

- Ребята я приветствую вас сегодня и хочу рассказать и показать удивительные вещи, происходящие в природе. Мы с вами сегодня совершим путешествие. 
Ой вы ничего не слышите, мне кажется я слышу какой-то звук, кто-то нас зовет на помощь.
(Звучит тонкий пищащий звук)
Ребята, одна пчёлка просит нас о помощи, она вылетела из улья за нектаром, но забыла дорогу домой в улей. Поможем ей найти дорогу домой? (Дети отвечают)
В этом нам поможет пчёлка робот.
Мотивирование детской деятельности
Основная часть Первая часть – познавательная.
Вы знаете, что пчёлы находят свой улей улетая за многие километры от него. При этом они ориентируются не только по Солнцу, сторонам света, но и по поверхности земли.  Для того чтобы помочь пчелке, мы должны сначала понять, как она живет. Давайте посмотрим, видео (демонстрируется видеофрагмент «Полёт пчелы») Как вы думаете, что для пчелки важно в полете? (крылья). Наша пчелка маленькая и только учиться летать. Может мы ей поможем, подготовиться к полету?
Активизация познавательной деятельности
Для пчёлки в полёте очень важны крылья, наша пчёлка боится летать, давайте тоже станем пчелками и подготовим наши крылья к полёту. Проблемная ситуация
Педагог:
- Давайте сделаем зарядку, возьмите мячи – красный в правую руку, жёлтый в левую руку, Проверьте, правильно ли вы это сделали?
Это крыло правое!
Эта крыло левое!
Я на мячик нажимаю,
Я зарядку делаю.
Будет сильным правое!
Будет сильным левое!
Будут крылья у меня ловкие, умелые.
(дети повторяют движения)
Молодцы ребята!
Показ действий
Вторая часть - игровая.
Посмотрите у нас есть карта подсказка, может она поможет нам найти дорогу пчелке. (Рассматривание карты с детьми).
Перед вами проложен маршрут из мягких модулей.  Я предлагаю вам разделиться на пары, один из вас будет пчелка, другой будет его помощником. Покажите и научите пчёлку ориентироваться в пространстве.
- Мягкие модули разложены в виде схемы, в конце каждой из дорог находятся пчёлки. Вам необходимо объяснить своему товарищу как из от цветочка к улью исходной точки пройти до дома пчёлки, используя слова: вперёд, назад, направо, налево. А также помочь товарищу ему вернуться в исходную точку.
(один из детей находится в исходной точке, второй ему объясняет, они меняются, за ними выполняет задание следующая пара)
Замечательно!
Вот мы и помогли пчелке добраться до улья. А как вы думаете, сама пчелка справилась бы? А что ей помогло? А что помогла вам? (карта). Как вы думаете мы с вами можем использовать карту-схему?
Создание игровой ситуации
Третья часть – программирование.
С цветка на цветок
Летает пчела
Готовит медок,
Всегда весела,
С зари до зари,
В трудах и затеях.
Бездельницей слыть
Ей совсем неохота.
В этом стихотворении говориться о пчеле, а какая пчела? А что делают наши пчелки?
Пчёлка наша очень трудолюбива, она собрала нектар и ей нужно донести его домой в улей. (Дети переходят к полям-маршрутизаторам и мини-роботам - пчёлам)
Активизация познавательной деятельности
- Перед вами полянка с цветами, у каждого из вас задание: запрограммировать пчёлку так, чтобы она долетела до своего улья.
(Детям выдаётся схема-инструкция выполнения задания, ребята выполняют)
Отлично, все пчёлки вернулись домой!
Практическая деятельность
Элементарный анализ
Четвёртая часть – логическая.
Ребята, пчёлка нашла полянку с самыми благоухающими цветами и самым вкусным нектаром, запомнила маршрут.  Помогите ей зафиксировать свой маршрут с помощью опознавательных знаков. Нарисуйте всё что встретилось на пути пчёлки от улья до цветка.
(Детям выдаются карточки «Карта-схема» и цветные карандаши, необходимо нарисовать)
Молодцы, теперь пчёлка уже никогда не заблудится!
Воображаемая ситуация
Пятая часть – релаксационная.
Мы с вами славно потрудились, предлагаю вам встать в круг, потянуться вверх и медленно опускаясь лечь на спину на ковёр, ноги вместе, руки вдоль туловища и отдохнуть.
(Дети лежат: ноги в середину. Педагог проговаривает текст, дети выполняют)
 

«Пчелка»
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
- Замечательно, а теперь потянулись и сели. Поднимем руки-крылья вверх – вдох, опускаем – выдыхаем и крылья превращаются в руки. (Дети сидят на ковре в кругу, выполняют движения)

Показ действий
Заключительная часть

 

- Ребята, какие вы испытывали ощущения, когда помогали пчелке? Как мы помогали ей вернуться? Что нам помогало ей вернуться? А сможет ли она сама найти дорогу? А что было трудно, когда вы учили ориентироваться пчелку по карте? А как ориентировались вы, когда помогали пчелке? А нам может пригодиться ориентироваться по карте? Где и когда? Давайте вспомним, чему мы учили пчелку и чему научили? Даже трудолюбивая пчелка должна отдыхать чтобы набраться сил, а вы отдыхали?
Вспомним основные направления. (Педагог показывает направление, дети называют: вперёд, назад, направо, налево и т.д.)
А как вы думаете, приятно помогать другим?
Ой я слышу знакомое жужжание, наша трудолюбивая маленькая пчелка вернулась, она собрала ваше настроение (она раскладывает пиктограммы-наклейки на полу) выдерите свое настроение, после проведения занятия. (Дети выбирают свое настроение, картинок в два раза больше, чем детей. Дети выбирают соответствующее настроение и прикрепляют себе). Давайте поблагодарим пчелку и попрощаемся с ней.
Обобщение материала

Ритуал прощания:
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший –
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший –
Я ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора,
Всем друзьям
Крикнем дружное: Ура!

Показ действий

 

Длительность: 25 минут.

 

8.07.2019