Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития через систему игр и упражнений

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, внимание, ЗПР


«Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо».
Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше
от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему».
В.А.Сухомлинский

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, следовательно и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста и вызывают у него различные реакции. Внимание у человека развивается в процессе сознательной и трудовой деятельности, особенно такой, какая требует волевых усилий.

Внимание – важная сторона познавательной деятельности, это сосредоточенность на чём-либо. Оно связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенностей зависят такие качества: наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если оно отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Внимание обладает свойствами такими как: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребёнка.

Виды внимания

  • Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
  • Произвольное внимание активное и волевое т.е. подчеркивает активную позицию личности при сосредоточенности внимания на объекте.
  • Внимание в психологии - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.

Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.
Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э.Титченер, И.Гербарт. Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, Н.Ф.Добрынин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Н.Леонтьев, Р.С. и многие другие.

Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными: Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, В.И.Лубовским и другими. Все исследователи отмечают, что у детей с задержкой психического развития отмечаются несформированность разных свойств внимания.

Как было выявлено ведущими педагогами, уровень внимания дошкольников с ЗПР крайне низкий.

1. Резко снижен уровень развития зрительного произвольного внимания;

2. Нарушения концентрации в ситуации длительного удержания внимания на одном объекте;

3. Замедленное переключение внимания с одного объекта на другой;

4. Внимание крайне неустойчиво, часто перемещается с одного объекта на другой и характеризуется сокращением времени сосредоточения на задании;

5. Нарушение распределения внимания на два или более объектов.

Определение оптимальных путей коррекции нарушений внимания у данной категории дошкольников определяют актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной мною темы: «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»

В начале учебного года я провела мониторинг развития внимания у детей своей группы, на основе диагностического материала А.А.Осиповой, Л.И.Малашинской, адаптированного к детям с ОВЗ. Диагностика проводилась по следующим критериям развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределение и объём. Предлагала такие задания, как: найди отличия, узнай кто спрятался (часть-целое), чего не стало, найди ошибку, пройди по лабиринту и т.д. Кроме этого, задавала проблемные вопросы.

В результате пришла к выводу: уровень развития внимания детей низкий. В моей группе 100% детей 4-5 лет имели проблемы в развитии внимания, как на вербальном, так и на невербальном уровне Результаты диагностики уровня развития свойств внимания представлены в виде таблицы (см. Приложение 1).

Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра, и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т.д.

Таким образом, необходимо создать условия для систематичного, планомерного обучения, в ходе которого ребенок получит навык управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определённый предмет (объект), концентрировать и распределять внимание на предмете или объекте.

В начале работы над проблемой развития внимания у дошкольников с ЗПР поставила перед собой цель: развивать свойства внимания и его произвольность посредством игровой деятельности во всем ее многообразии.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

  • Выработать мотивацию и интерес к коррекционно-развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер;
  • Учить управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определённый предмет;
  • Учить концентрировать и распределять внимание на предмете или объекте;
  • Развивать устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом;
  • Развивать переключаемость внимания.

Новизна:

  • Разработан мониторинг по определению уровня развития внимания у детей с задержкой психического развития младшего и старшего дошкольного возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию внимания в соответствии с лексической темой, начиная с младшего дошкольного возраста.

В процессе работы с детьми использовала методики Никитиных, Воскобовича, Кюизенера, систему Дьенеша. А также активно применяла компьютерные технологии в образовательном процессе, что сделало его более качественным, интересным и продуктивным. Современные интерактивные средства обучения, стали отличными помощниками в развитии внимания у детей с задержкой психического развития.

Коррекционную работу выстраивала с учетом возраста и уровня развития детей, их возможностей здоровья, принимая во внимание основной вид деятельности в дошкольном детстве - игру. Это позволило развить индивидуальность, инициативу, уверенность в себе, а в результате и умственные способности каждого ребенка. При этом он сам становился активным в выборе содержания своего образования - субъектом образования. Работу выстраивала в подгруппах и индивидуально. Привлекала к сотрудничеству родителей. Проводила совместные мероприятия – занятия, викторины, тематические развлечения, различные проекты.

Для достижения поставленной цели и решения задач по теме составила перспективные и календарные планы работы, план работы с родителями. Планирование помогло мне упорядочить свою педагогическую деятельность, систематизировать ее, отслеживать разнообразие методических приемов, учитывать интеграцию образовательных областей, а также отследить промежуточные результаты в работе по проблеме.

В ходе работы создала развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую раскрыть индивидуальные особенности и возможности ребенка, которая соответствует требованиям ФГОС ДО: разнообразна по содержанию, доступна и безопасна. Весь игровой материал легко трансформируется, является полифункциональным и вариативным, регулярно обновляется в соответствии с лексической темой.

В процессе работы над развитием внимания у дошкольников, следовала базовым принципам:

- Постепенное усложнение поставленных задач.  Разделить задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой ребёнок наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем

- Удержание инструкции в памяти. Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение.

- Формирование самоконтроля. При выполнении задания ребенок сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).

Взаимодействие с детьми всегда носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т.д.), интегрированные мероприятия в содружестве с другими специалистами и родителями. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяло поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности.

Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения. Очень значимые такие игры и задания для детей, которые направленные на развитие сенсорного внимания, на развитие слухового внимания. «Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. Детям предлагалось найти и показать, затем объяснить в чем схожесть этих двух предметов. «Выкладывание узора из мозаики» Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу. Здесь нужно по образцу выложить из мозаики букву или простой узор. Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в следующей последовательности:

− найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата;

− найди в предметах знакомые геометрические фигуры;

− затем предлагается просто материал, состоящий из множества различных геометрических фигур;

− Сколько здесь кружков, треугольников, квадратов?

− Игры «Что слышно?», «Слушай звуки», «Разведчики» -

− направлены на развитие слухового внимания, развитие произвольного внимания, а также на развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.  В данной деятельности поддерживала эмоциональное благополучие в процессе деятельности детско-взрослого коллектива. Поощряла индивидуальность и инициативу ребенка. Устанавливала правила взаимодействия в разных ситуациях. Обеспечивала возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Следовала принципу: не рядом, а вместе!

Коррекционно-воспитательную задачу нельзя считать выполненной на занятии только потому, что был использован интересный приём или игра на развитие внимания. Учила детей внимательно вслушиваться в речь, замечать ошибки товарищей, исправлять их. То же самое делаю при развитии у детей самостоятельности, целенаправленности, собранности, усидчивости и т.д. В своей работе я применяла эмоционально-окрашенные игры, задания, требующие постоянных волевых усилий, решение интеллектуальных задач, активное взаимодействие с объектом (рассматривание, изучение), переключение с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. (см. Приложение 3). Чтобы достичь поставленной цели, ребёнку желательно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6-7 лет подчинять своё поведение собственной речевой инструкции. Для тренировки произвольного внимания необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностью другого.

Чтобы ребёнок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо научить больше рассуждать вслух, и он сможет произвольно в течение длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах, их деталях и свойствах. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, поэтому на занятиях, в играх я применяла яркие, большие красочные предметы, игрушки, элементы различных театров. Для развития внимания использовала компоненты (указания, словесные обозначения элементов, ситуаций). Учебные задания в отличие от игровых, как правило, содержали больше новой информации, а процесс их выполнения требовал более длительного сосредоточения. Внимание у детей развивала соответствующей тренировкой в различных упражнениях, психологических играх, на пример: “Графический диктант”, “Незаконченные рисунки”, “Что произойдёт, если …”, “Запомни и повтори”, “Самый внимательный”, “Исправь ошибку”, “Небылицы”, “Наоборот”, “Четыре стихии” и др. (см. Приложение 3).

Вывод: надо учить ребёнка быть “внимательным”. В 5-7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Для родителей создала информационный стенд, на котором регулярно размещала материал, которым можно воспользоваться для развития детей дома. Систематически оформляла альбомы с вариантами игр, развлечений, речевого материала. Провела мероприятия с участием всей семьи: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации. Провела совместные проекты «Внимательные глазки, внимательные ушки», «Люблю учиться!». А также родители принимали активное участие в собрания, организованных в разных формах - мастер-классы, викторины, практикумы.

В результате использования данных методов и приемов, а также сотрудничества со всеми участниками педагогического процесса, добилась следующих результатов.

Для оценки эффективности коррекционной работы была проведена повторная диагностика уровня развития свойств внимания. Использовались те же методики, что и на первом (диагностическом) этапе. Результаты диагностики уровня развития свойств внимания представлены в виде диаграммы (см. Приложение 2). Уровень развития внимания детей с ЗПР повысился, внимание стало более устойчивым (большинство детей - 68% имеют средний уровень развития). Дети способны более продолжительный период времени выполнять задание. Многие ребята стали использовать различные приемы самоконтроля (проговаривание инструкции шепотом, проверка работы с одновременной отметкой карандашом правильных элементов, ориентировка на образец или ранее просмотренные строки при выполнении задания др.). Детям стало значительно легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания (количество детей, имеющих, низкий и ниже среднего уровней развития переключения и распределения внимания снизилось). Увеличился объем внимания (при повторной диагностике у большинства детей выявлен средний уровень развития объема внимания). Например, при сравнении двух похожих картин дети называют гораздо большее количество отличий, обращают внимание на оттенки цветов, настроение персонажей, детали одежды (чего ранее не отмечалось).

В ходе повторной диагностики выявлено, что дети стали лучше ориентироваться в пространстве, пополнился их словарный запас (термины для обозначения расположения в пространстве, названия оттенков цветов, эмоциональных состояний и др.). Активизировалась связная речь. Некоторым детям сложно достичь высоких результатов ввиду ограниченных возможностей здоровья. Но и у них есть своя динамика в развитии. Работу над темой я планирую продолжить и добиться максимально возможных успехов.

В ходе работы над темой я пришла к выводу, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.

В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразно систематически использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности.

Внимание - имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса нового материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок.

Список литературы

  1. Барсукова Е.В., Евдокимова Л.А., Истомина Т.Н. Учите ребенка правильной речи.- Курск: КГПУ, ИПК и ПРО, 1997. - 150с.; ил.
  2. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -64 с.  
  3. Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии.–2000. – №5. – С.127-131.
  4. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говарова, Л. И. Исханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1996. - 186 с.
  6. Гальперин П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Министерство Просвещения РСФСР, 1995. - 196 с.
  7. Леонтьев А.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 464 с.
  8. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2005. – 136с.
  9. Леонтьев А.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 464 с.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология 6-е издание. М., Академия. 2000
  11. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. М., 2004
  12. Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. 2005. №8. С.58-65.
  13. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
  14. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб: Акцидент, 1997. – 112с., 33.ил.
  15. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.
  16. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224с.