Эффективность использования современных учебников английского языка на начальном этапе обучения

Разделы: Иностранные языки

Класс: 2

Ключевые слова: английский язык, сравнение, учебное пособие, рабочая тетрадь, выбор, УМК «Spotlight», УМК «Rainbow English»


На сегодняшний день существует достаточно большой выбор учебников, которые могут быть использованы при обучении английскому языку на начальном этапе. Очень часто у учителей возникают трудности при выборе учебных пособий для первого года изучения английского языка, появляются сомнения и вопросы. Какой УМК выбрать, чтобы обучение было не только эффективным, но доступным и интересным? Особенно актуальной данная проблема является в том случае, если учитель никогда не работал с предлагаемыми пособиями. В связи с этим рассмотрим и проанализируем в нашей статье два из наиболее  популярных пособий для обучения английскому языку на начальном этапе в российских школах: УМК “Spotlight” и УМК “Rainbow English”.

УМК “Spotlight” включен в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ. УМК соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).

Один из «плюсов» УМК заключается в том, что он разработан полностью для всех классов (с 1 по 11). Важно сказать о том, что учебник второго класса способен максимально привлечь внимание совсем еще юных учеников своей красочностью, обилием картинок, что вызывает у них большой интерес к английскому языку.

В то же время у ребят могут возникнуть трудности в изучении, так как во многих образовательных учреждениях курс английского языка предусмотрен со 2 класса, а, как мы знаем, в УМК Spotlight есть уровень STARTER, предусмотренный для начального этапа изучения (1 класс), который знакомит учеников с новыми для них звуками и первыми словами английского языка. Вводится он, по большей части, в школах с углубленным изучением или как внеурочная деятельность в 1-м классе. Непосредственно обучение осуществляется со второго класса, со Spotlight 2.

Еще одной из положительных сторон является хорошая наполняемость комплекта: учебник, рабочая тетрадь, сборник дополнительных упражнений, книга тестов, CD, DVD, книга для чтения и приложение «Языковой портфель» для учащихся.

Всё это разнообразие способствует проведению более насыщенного и интересного урока с разными видами деятельности. Ученики могут слушать диалоги полюбившихся им персонажей, смотреть видео с их участием, петь песни [6, С.37; С.40-41].

Игровая форма многих заданий печатной тетради, например, найти нужную букву, нарисовать себя и свою семью или раскрасить предметы в указанные цвета [5, С.5; С.10; С. 15] , также вызывает желание получать новые знания.

С другой стороны, подобное обилие материалов учебно-методического комплекса не всегда удаётся в полной мере использовать в образовательном процессе при условии двух уроков в неделю. Также к «минусам» данного УМК, а именно учебника второго класса, можно отнести то, что он имеет недостаточно текстов для чтения. Словарь, в свою очередь, в конце учебника дается не по алфавиту, а по модулям. Это не всегда удобно. Однако имеется большое количество упражнений для развития навыков аудирования, это особенно актуально на начальной ступени, когда детям необходимо постоянно слушать английскую речь. На каждый урок предлагаются песни, стихи и новые выражения.

Одной из основных особенностей и, в то же время, трудностей для детей и родителей является новые методика, которая «погружает» в языковую среду. Ученики слушают речь учителя, диктора, видят слово на доске и в книге, таким образом, запоминая произношение и написание. Это особенно ново для родителей более старшего возраста. Они учились совсем по-другому. На помощь может прийти книга для родителей, которая содержит комментарии к устным и письменным упражнениям, советы и рекомендации по их выполнению.

Явное достоинство «погружения»  –  большой объём аудирования на начальном этапе, когда ученикам постоянно нужно слушать английскую речь.

На сайте издательства «Просвещение» можно скачать аудиоприложение, наглядный материал и дополнительные упражнения к урокам [3].

Теперь  переходим к  рассмотрению учебника английского языка для 2 класса линии «Rainbow English». Издательство «ДРОФА» осуществляет выпуск новой предметной линии по английскому языку «Rainbow English» для 2-11-х классов. Ее создатели – О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова, Е.А.Колесникова –  профессора и доценты кафедры английской филологии Московского городского педагогического университета.

 Безусловно, начинаем с того, что обращаем внимание на первое впечатление, которое производит учебник. Каждая часть учебного пособия достаточно яркая и красочная. Во всех разделах имеется изобилие грамматического материала.

Учебное пособие состоит из двух частей, соответственно, детям не нужно носить один тяжелый учебник. Однако есть и недостаток  – словарь и грамматический справочник есть только во второй части. Учебник состоит из  нескольких разделов. Каждый из них посвящен определенной теме, актуальной в наши дни. В свою очередь раздел имеет 7-10 уроков (steps). В комплекте к учебнику есть рабочая тетрадь, в которой так же, как и в учебнике, пронумерованы все разделы и уроки. Учителю очень удобно. Изученный материал каждого урока или раздела закрепляется и, в дальнейшем, при выполнении упражнений в рабочей тетради. Например, если на уроке пройден второй раздел первого урока, то в качестве домашнего задания на дом выдается этот же раздел урока в рабочей тетради.

Все четыре вида деятельности задействованы в каждом уроке учебника, что с одной стороны является преимуществом, а с другой стороны недостатком, так как на начальном этапе обучения английскому языку трудно прорабатывать на одном уроке сразу все виды деятельности. Однако в этом есть и достаточно положительный момент – каждый отдельный урок (step) начинается аудированием сразу со второго класса, что  помогает готовиться к ОГЭ и ЕГЭ на начальном этапе изучения иностранного языка [1,2].

Что касается лексического материала, то на начальном этапе он вводится визуально посредством картинок. Каждый ученик имеет возможность сформировать ассоциативный ряд: картинка, слово, звучание. Каждое упражнение, где вводится новая лексика, оснащено аудиозаписью. По окончании тематического раздела дан урок-повторение, где проверяются все навыки, которые получены в ходе изучения раздела [1,2].

Что касается освоения навыков чтения, то практически с первого урока учащиеся начинают изучать буквы и читать с ними слова. Каждое задание на чтение сопровождается аудиозаписью, поэтому при возникновении трудностей в чтении всегда можно обратиться к умелому диктору. Так, в данном УМК трудность в навыке обучения чтению снимается за счет большого количества аудиозаписей ко многим упражнениям. Так же школьники изучают звуки и транскрипцию изученных букв. Очевидно, что данное ученое пособие не предполагает традиционно вводный устный курс, а сразу направлено на практику и коммуникацию.

Таким образом, большое значение при работе по УМК серии «Rainbow English» имеют: обязательное повторение ранее изученного материала;  постепенное нарастание сложности изучаемого материала; взаимосвязь и единство фонетического, орфографического, лексического, грамматического, аудитивного аспектов; ориентация на современный английский литературный язык в его британском варианте с привлечением определенных фактов, типичных для американского варианта английского языка; многообразие упражнений, развивающих творческий потенциал учащихся; коммуникативно-когнитивная направленность всех компонентов УМК [7].

Полная информация о составе и особенностях линии УМК «Rainbow English» размещена на сайте www.drofa.ru/rainbow. Методические рекомендации, рабочие программы доступны для бесплатного скачивания [4].

В заключение хочется  отметить, что каждое из учебных пособий имеет свои достоинства и недостатки. Безусловно, при выборе того или иного учебника учителя должны руководствоваться целями, которые стоят при изучении английского языка, а также общим уровнем развития учащихся, которые  будут делать свои первые шаги при изучении иностранного языка. Умение учителя мотивировать, желание школьников учиться и постоянный контроль со стороны родителей помогут достигнуть хороших результатов, а УМК будет способствовать эффективному освоению новых знаний в сфере английского языка.

Список литературы

  1. Английский язык Rainbow English. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1 / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.  – ДРОФА, - 2017. – с. 120.
  2. Английский язык Rainbow English. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2 / .В. Афанасьева, И.В. Михеева.  – ДРОФА, - 2017. – с. 112.
  3. Аудиокурсы. Просвещение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. school-russia.prosv.ru/umk/Spotlight/info.aspx?ob_no=16495 (дата обращения: 27.06.2019)
  4. Линия УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. "Rainbow English" (2-4) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.drofa.ru/rainbow (дата обращения: 27.06.2019)
  5. УМК Spotlight 2: Student's Book / Английский язык. 2 класс. Учебник // Н.И. Быкова, Дули Дж., М.Д. Поспелова, В. Эванс. – Просвещение, Express Publishing,  – 2018. – с.150.
  6. УМК Spotlight 2: Workbook / Английский язык. 2 класс. Учебник // Н.И. Быкова, Дули Дж., М.Д. Поспелова, В. Эванс. – Просвещение, Express Publishing,  – 2018. – с. 78.
  7. «Rainbow English»: выбор учителя! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/60140 (дата обращения: 27.06.2019)