Привычные задания в непривычном формате на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Классы: 4, 5, 6, 7

Ключевые слова: английский язык, пассивность, нетрадиционные приёмы


Как бы ни было трудно учить наизусть, но во много раз труднее думать, понимать, строить мысленные модели понятий.
Оттого-то в школе некоторые ребята и выбирают легкий путь — путь бессмысленного запоминания, то есть зубрежки.
С.Л. Соловейчик

В наши дни учитель английского языка знает что, согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, главная цель обучения английскому языку это - развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.

Реализация цели происходит при условии использования всех групп образовательных технологий:

  • технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
  • личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
  • технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Однако:

  1. Как часто на уроках английского языка вы сталкивались с ситуацией, когда ученик знает лексику или грамматику на пятёрку, а применить эти знания не может?!
  2. Как часто вы сталкивались с пассивностью учеников, отсутствием желания в самостоятельной деятельности?!
  3. Как часто вы замечали, что ученику легче списать, чем подумать самостоятельно?!
  4. Как же все-таки добиться цели, как применить тот самый личностно-ориентированный подход в обучении, при котором ученики более активны чем учитель!?

Эти вопросы побуждают учителей прибегать к нетрадиционным приемам работы.

И здесь надо сказать о помощниках: телефоны, смартфоны, компьютеры, планшеты — так называемые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), от которых в современных реалиях никуда не деться.

Современные дети в любой момент могут обратиться с вопросом к Google и почитать всезнающую википедию. Средства ИКТ должны повлиять на формы и методы учебной деятельности, должны стать помощниками учителю.

Сколько раз в период со 2-го по 11-ый класс не зависимо от УМК учащиеся на уроках английского языка сталкиваются с заданиями стандартного типа: опишите картинку, расскажите по картинке, задайте вопросы по картинке, придумайте рассказ к картинке и т.п. И, если по началу у детей, правда не у всех, есть процент ребят, которым очень сложно что-то придумать, еще виден энтузиазм в этих заданиях, то примерно с 5-го, 6-го класса этот энтузиазм угасает… Что же хочу предложить я?

Представьте себе, что подобного рода задания можно перевернуть.

В 5-м классе учащимся мною было предложено не просто описание картинки, как того требовала тематика урока (тема «Мой дом» и соответственно описание было сначала комнаты, потом дома). Домашнее задание состояло в том, чтобы подобрать картинку с домом, который им нравится. Картинку можно было найти где угодно: в интернете и прислать мне, с помощью родителей, по электронной почте, вырезать из журнала и принести в класс или нарисовать самим. Такое необычное задание было выполнено абсолютно всеми.

На следующем уроке, я, предварительно собрав все картинки, выбирала какую-то одну и, не показывая ее ребятам, делала описание на английском языке. При этом, если ученик думал, что описание идёт об его доме, он вставал. Стоящих оказывалось много, но примерно к 5-му, 6-му предложению оставался один «хозяин» дома.

Эта работа может занять целый урок, так как столь необычное задание учащимся очень нравится. Но на этом работа не была закончена. Далее нашлись ребята, которые захотели встать на моё место. На следующем уроке попробовали все, даже те, которым было всегда сложно что-то придумать. В такой ситуации им было легче работать, ведь они уже слышали пример и даже может что-то записали для себя, что потом применили.

Эта работа вылилась, в конце концов, в небольшой проект, который ребята осуществили сами. Они составили для младших школьников задание, в котором надо было соотнести картинки с описанием.

Другой мой пример связан с заданием по составлению личного письма.

Письмо, как жанр письменных работ, является одной из основных целей обучения в программах для всех типов учебных учреждений на всех этапах обучения иностранным языкам. Обучение личному письму начинают уже со 2-го класса.

Моё предложение может и не ново, но позволяет разнообразить уроки, связанные с написанием личного письма на начальных этапах обучения английскому языку.

Учащиеся разбиваются на группы по два и более человек. Для каждой группы подготовлен конверт. В конверте находятся разделенное на части личное письмо на английском языке и листок с текстом личного письма на русском языке (письма разные).

Первое задание учащимся - это составить из частей целое письмо. Далее можно варьировать действия: или ходить и проверять, что у детей получилось, или, чтобы каждая группа зачитывала получившееся, а другие решали, правильно ли составлено письмо.

Второе задание - перевод текста письма с русского на английский язык с опорой на составленное в предыдущем задании письмо. Эта работа тоже групповая и каждая группа пишет своим цветом, например, одна группа работает зеленой ручкой, другая синей и т.д. Здесь один ученик пишет, а другой или другие помогают. Использование словарей, как бумажных так и электронных, на этом этапе должно приветствоваться. Затем группы обмениваются письмами. Задание каждой группы - поправить ошибки или дописать недописанное. Далее опять происходит обмен и так до тех пор, пока каждая группа не получит своё письмо обратно. На этом этапе учащиеся с помощью учителя производят анализ того, что получилось.

Как показывает опыт, такая работа во многом повышает интерес учащихся к написанию письма, а сделанные ошибки, как правило, больше не повторяются.

Библиография

1. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

2. Курвитс Юри и Марина. Перевернутый класс http://marinakurvits.com/

3. Ступин Л.П. Письма по-английски на все случаи жизни: Учебно-справочное пособие для изучающих английский язык / Худож. А.М.Гусаров.— СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1997.

4. Соловейчик С.Л. «Учение с увлечением» (Издание второе, – М.: «Детская литература», 1979.