План-конспект занятия по предмету "Изобразительное искусство". Тема занятия: "Восточное чаепитие"

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование


Тип занятия: интегрированное занятие, учебное занятие-игра (ролевая имитация восточного ритуала).

Возрастная группа: подростки 12-14 лет.

Цель: выполнение натурных этюдов национальной восточной посуды.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать образные представления о материальной и духовной культуре мусульманских этносов, выраженной в предметной(вещной) форме и в традициях;
  • ознакомить с особенностями конструкции национальной посуды ближневосточных и среднеазиатских этносов;
  • закрепить и обобщить знания о выполнении натурного этюда;

Развивающие:

  • развить графические навыки работы в технике сухой пастели;
  • развить умение видеть пластические качества натурных масс;

Воспитывающие:

  • воспитать художественный вкус, интерес к культуре мусульманских этносов;
  • формироватьтолерантное отношение к национальным традициям и обычая среднеазиатских и ближневосточных народов;
  • умение адаптироваться в игровой коммуникации.

Методы обучения: игровой, арт-терапия, словесно-наглядный, «погружения», «вживание в образ».

Оборудование: три натурные постановки восточного натюрморта в холодной и теплой гамме с узбекской, турецкой национальной посудой. Можно применить световые эффекты в постановке, создавая мягкий свет (при ближнем освещении постановки софитом) или жесткий свет, выделяющий резко границы форм и теней при дальнем освещении. Направление света также может быть вариативным –боковым, освещенность предметов сверху. Наличие небольшого столика(напольный), коврик; ТСО (ноутбук с мультимедийной презентацией или видеороликом о традициях «чайного гостеприимства» на мусульманском Востоке, музыкальное сопровождение).

Иллюстративный ряд: репродукции восточных натюрмортов Сабита Нуримова, фото восточных натюрмортов с восточной посудой.

Музыкальное сопровождение: традиционная арабская этническая музыка (дарбука, удд), либо музыкальные композиции в ориентальном стиле творческого коллектива «Дидюля» – «Путь домой», «Арабика», «Легенда».

Методы обучения: игровой метод, словесно-наглядный, мыслительного путешествия, «вживания в образ», анализа.

Художественные материалы и инструменты: графитные карандаши, сухая пастель, тонированная бумага для пастели формата А3, мягкая тряпочка для растушевки пастели.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Беседа, знакомство с новой темой.
  3. Имитация ритуала
  4. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
  5.  Практическая работа.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Подведение итогов.
  8. Выставка.
  9. Рефлексия.

Глоссарий: этюд, восточный натюрморт, «армуд», пиала, кумган.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети рассаживаются по кругу на коврик. В центре круга садится педагог рядом со столиком с расставленной на нем национальной восточной посудой.

2. Вступительное слово педагога

Ребята, вы знаете, что вещи умеют «говорить»? Предмета быта — это не что иное как выражение материальной культуры народа, своего рода культурные знаки. У каждого народа есть свои традиции и обычаи, а также предметы-символы, которые используются в процессе ритуальных церемоний. Сегодня мы познакомимся с предметным миром чайной церемонии ближневосточных и среднеазиатских народов. Несмотря на различия в национальных традициях, все мусульманские народы являются носителями традиции щедрого гостеприимства. Гостю всегда предложат ароматный чай, отличающийся удивительно тонким и терпким вкусом за счет того, что помимо заваривания чайного листа кипятком, добавляются травы. Но духовная практика восточного гостеприимства немыслима без специальной посуды, из которой пьют чай. У каждого народа есть свои «вещные приметы»: так в Средней Азии чай пьют из пиал. Давайте посмотрим, какую форму имеет пиала? Правильно, конически-усеченную, которая расширяется кверху. Марокканцы же используют стаканы из цветного стекла с золотой каймой (демонстрируются стаканы). А вот Турция известна тем, что в «чайхонах» (специальных заведениях, где люди проводят беседы за чашечкой чая или кофе) горячий напиток подается в стеклянных «армудах». Скажите: что по форме напоминают «армуды»? Верно, груши или же бутон тюльпана — символа Турции.

Интересно, что у восточных народов чайный этикет предполагает разделение по признаку пола: женщины и мужчины не пьют вместе чай. Хозяин или хозяйка дома наливает чай из чайника, при этом посуда стоит на подносе, включая кувшин с холодной водой.  Смысл этого ритуала сводится к особенностям мировоззрения мусульманских народов — это не просто утоление жажды в жару, но и символическая форма организации общения. Я предлагаю каждому из вас мысленно переместиться на Восток и почувствовать себя гостем в восточном доме, попробовать чай. (Происходит «вживание» в образ, дети осуществляют мыслительное путешествие, поднимается общий эмоциональный настрой; звучит ориентальная музыка; демонстрируется видеоряд арабской чайной церемонии в пустыне — бедуинское чаепитие).

Обратите внимание на то, что все стаканы и пиалы задекорированы восточным орнаментом, который выгодно подчеркивает изящество формы. Подумайте, что отличает восточный натюрморт от обычного? Что нужно уметь передать художнику в картине, чтобы мы почувствовали эстетику восточной культуры? Ответы обучающихся.

Да, верно, необходимо умение передавать пластический характер форм, пропорций, контуры предметов. По пластическому решению изящных силуэтов мы узнаем именно восточную посуду с ее типическими чертами: выразительная форма, декорированная орнаментом фактура бытовых предметов.

А теперь я предлагаю вам посмотреть на репродукции картин современного художника, большинство работ которого написаны по принципам ориентального стиля, то есть передают восточный колорит, духовную и материальную культуру среднеазиатских народов. Попытайтесь проанализировать и понять, как сгруппированы основные массы натюрмортов, можем ли мы сказать, что они в единстве вписаны в трапециевидную форму, прямоугольную (фризовую), ромбовидную, треугольную?

Актуализация знаний: педагог параллельно демонстрирует композиционные схемы натюрмортов.

Ребята, предлагаю сравнить данные схемы с репродукциями, так будет проще увидеть композиционную структуру натюрмортов.

Постановка учебной задачи

Теперь я предлагаю вам выбрать из трех натурную постановку и создать этюд восточного натюрморта, графически (с помощью пастели) передать характерные свойства восточной посуды и драпировки с восточным орнаментом. В трех постановках драпировки имеют несложный орнамент в виде «пейсли», напоминающих по форме пламя огня или каплю.

Но прежде, чем вы начнете работу, нужно вспомнить, что мы называем этюдом и каковы его задачи? Ответы детей.

Этюд — отличается от станкового рисунка тем, что имеет вспомогательный характер и ориентирован на проработку определенной сущности предмета. В нашем случае нашей задача акцентировать внимание на форме и фактуре предметов.

Практическая работа

Я бы хотела вам напомнить, что работу нужно начать с выбора формата (вертикально или горизонтально). Компоновку на листе тонированной бумаги начать с легкого карандашного наброска-компоновки общих масс, не нажимать сильно на карандаш, чтоб можно было скорректировать недочеты. Все предметы должны вписываться органично в геометрическую фигуру. Можно легкими линиями наметить границы теней, но не прорисовывать детали.

Актуализация знаний

Давайте вспомним, как можно использовать пастель в работе? Пастель — мягкий графический материал, с помощью которого можно создать великолепные световоздушные эффекты. Когда вы приступите ко второму этапу работы — цветом, то не забывайте про законы воздушной перспективы. Воздушная перспектива в натурном этюде — это влияние атмосферы на характер передачи цвета и света. Давайте всмотримся в наши постановки: видите, контуры форм предметов в отдалении и в тени будто чуть размываются. А на переднем плане массы образуют четкие контрасты, лучше видны границы форм.

Далее педагог демонстрирует на доске приемы графической выразительности с помощью пастели: работа штрихом, пятном, растирка по форме, растушевка. Важно акцентировать внимание на то, что избранный прием ведения работы в цвете будет влиять и на передачу поверхности форм. Наложение штрихов друг на друга создаст более жесткую фактуру, нежели растирка и растушевка. Также следует обратить внимание подростков на соподчиненность ритма восточного узора изломам складок драпировки.

Во время самостоятельной работы звучит традиционная арабская мелодия.

Самостоятельная работа:

  • компоновка в соответствии с избранным форматом листа;
  • выделение границ форм, формирование силуэтов линией;
  • тональная моделировка форм.

Планируемые умения и навыки:

  • будут сформированы зрительные и ассоциативные представления об образе восточного натюрморта, чайной церемонии;
  • умение анализировать и видеть пластический характер формы предметов;
  • развитие и выбор графических навыков передачи световоздушной-перспективы пастелью;
  • разовьются композиционные умения.

Подведение итогов

Выставка детских работ. Педагог выделяет интересные, оригинальные моменты в работах. Объясняет, где и в чем допущены ошибки.

Приложение

Рефлексия

  • Итак, скажите почему предмету умеют «говорить»?
  • Чем интересна чайная церемония на Ближнем Востоке и Средней Азии?
  • В чем особенность этюда как жанра?
  • В чем возникали трудности при ведении работы?
  • Какие виды национальной посуды вы узнали?
  • Чем они привлекательны внешне?

Домашнее задание: осуществить фото-подборку интересных восточных натюрмортов, отражающих национальные особенности чайной церемонии.

Список литературы

  1. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. —255 с.
  2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М.: Советский писатель, 1988.
  3. Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Станковая композиция: монография. – Ч. 1: Вопросы теории и практики. —М.: МГПУ, 2015. — 208 с.
  4. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2007. — 208 с.
  5. Кузин В.С. Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / В.С.Кузин. —2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 232 с.
  6. Шорохов Е.В. Художественный образ и композиция / Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства. Международный сб.науч. трудов. — М.: Прометей, 1995. — С.5-7.

9.07.2019