Подготовка учащихся к итоговой аттестации. Из опыта работы учителей математики МБОУ «Лицей №1» г. Братска

Разделы: Математика


Одной из самых актуальных проблем современного образования является подготовка учащихся к ЕГЭ. Единый государственный экзамен стал основной формой итоговой аттестации учащихся. В зависимости от результатов ЕГЭ учащиеся выбирают свой дальнейший жизненный путь. Для успешной сдачи экзамена необходимо обеспечить качественное преподавание предмета в течение всего периода обучения, а также создать условия для серьезной подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах.

Анализ изменений заданий ЕГЭ по математике профильного уровня за последние 3 года показывает, что задания экзамена становятся менее однообразными. Для успешного решения большинства задач уже мало одной зубрежки и механического «натаскивания». Недостаточно хорошо научиться решать стандартные варианты прошлых лет. Требуется иметь хорошую математическую подготовку, уметь мыслить самостоятельно и нестандартно.

В МБОУ «Лицей №1» города Братска 90% учащихся сдают экзамен по математике только профильного уровня. С целью успешной подготовки к экзамену учителя лицея адаптируют содержание математического образования к современным требованиям ЕГЭ. Фактическая подготовка к экзамену начинаются уже в 10 классе. В августе учителями старших классов изучаются нормативные документы, демоверсия предстоящего ЕГЭ и в дальнейшем занятия элективных курсов строятся с учетом повторения пройденного материала на основе банка соответствующих задач ЕГЭ. Параллельно, на основных уроках при изучении нового материала обязательно рассматриваются задачи из вариантов ЕГЭ по данной тематике. Эффективно используются соответствующие задания при проведении зачетов.

В 11 классе важным этапом нашей работы в подготовке к ЕГЭ является анализ результатов ЕГЭ выпускников и результатов мониторингов уровня знаний учащихся.  В результате определяются «проблемные темы», повторению которых необходимо уделить особое внимание. В таблице «Сравнение результатов мониторинга знаний и результатов ЕГЭ» указаны процент учащихся, выполнивших то или иное задание вариантов мониторинга и ЕГЭ с 2015 г. по 2018 годы. Сравнение проводилось для заданий с кратким ответом.

Таблица 1

Сравнение результатов мониторинга знаний и результатов ЕГЭ

Уровень сложности


задания

% выполнения

Мониторинг
24.09.15

ЕГЭ
2017

Мониторинг
20.12.16

ЕГЭ
2018

Мониторинг
22.12.17

ЕГЭ
2019

Мониторинг
18.12.18

Б

1

63

97

100

98

81

87

92

2

94

100

97

100

92

92

98

П

10

25

93

66

81

66

96

64

Б

3

81

95

66

92

81

98

70

6

38

100

66

69

56

81

75

8

38

92

66

56

89

55

42

Б

4

63

93

61

97

37

98

55

П

11

38

62

64

75

70

77

66

б

5

100

100

66

93

81

92

72

Б

7

94

61

76

54

52

60

42

П

12

18

62

51

63

67

60

55

П

9

69

79

46

78

56

92

72

 Анализ приведенных данных показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают следующие задания:

  • Задание Б4 (Уметь строить и исследовать простейшие математические модели, задача по теории вероятностей, базовый уровень сложности);
  • Задание Б6 (Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами, задача по планиметрии, базовый уровень сложности);
  • Задание Б7 (Уметь выполнять действия с функциями, задача по теме «Производная функции», базовый уровень сложности);
  • Задание Б8 (Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами, задача по стереометрии, базовый уровень сложности);
  • Задание Б9 (Уметь выполнять вычисления и преобразования, задача вычисление и преобразование выражений, повышенный уровень сложности)
  • Задание Б10 (Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, повышенный уровень сложности, текстовая задача, повышенный уровень сложности)
  • Задание Б11 (Уметь строить и исследовать простейшие математические модели, текстовая задача, повышенный уровень сложности)
  • Задание Б12 (Уметь выполнять действия с функциями, задача по теме «Производная функции», повышенный уровень сложности)

На уроках и дополнительных занятиях повторению этих тем уделяется особое внимание. Проводится работа по подготовке индивидуально-ориентированных заданий: на уроках прорабатывается тема - решаем большое количество подготовительных заданий по каждой теме, после чего каждый обучающийся получает индивидуальное домашнее задание, направленное на отработку данной темы. По итогам выполнения данных заданий ученик получает индивидуальный тест. Разработаны тесты по данным темам в тестовой системе СДО «РУСАЛ – школам Росси», что позволяет проконтролировать усвоение темы всеми учащимися.

Проведение различных контрольных, тренировочных, самостоятельных работ позволяет оперативно реагировать на то, как учащиеся поняли тему, проанализировать допущенные ошибки и при индивидуальной работе постараться их устранить. На уроках учителя проводят диктанты: или в виде устных упражнений, или  в виде ответов на вопросы. Такая работа на уроке активизирует внимание, способствует экономии времени при решении несложных упражнений и задач.

Мы стараемся вести дифференцирование обучения, позволяющее учитывать индивидуальные способности и склонности учащихся: в каждом классе учащиеся условно разделяются на 3 группы: одаренные учащиеся, учащиеся со средними и слабыми способностями к математике. При проведении уроков каждая группа   выполняет задания соответствующего уровня сложности. Домашние задание выдается по такому же принципу. Такая работа позволяет каждому ребенку  ликвидировать пробелы в знаниях, видеть динамику формирования навыков своей учебной деятельности.

Результаты  мониторинга также позволяют для каждого учащегося разработать индивидуальный маршрут подготовки к ЕГЭ. Определяется группа школьников с хорошим уровнем подготовки. С такими ребятами проводятся дополнительные занятия по решению задач повышенного уровня сложности (задачи17-19 ЕГЭ по математике профильного уровня).

Примерно 10% выпускников лицея связывают свою дальнейшую жизнь с медициной, а также с профессиями гуманитарного характера. Но, тем не менее, учитывая физико-математический профиль лицея, они выбирают для сдачи ЕГЭ экзамен по математике профильного уровня. Такие школьники не ставят перед собой цели получить очень высокие результаты ЕГЭ  по математике. Задача учителя математики подготовить такого ученика к успешной сдаче экзамена, учитывая его приоритеты.

В своей работе мы активно используем различные сайты Интернета:

  • сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://fipi.ru/). Можно скачать ДЕМО- версии ЕГЭ по всем предметам, в том числе и по математике. Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам;
  • официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.-edu.ru/). Общие сведения о ЕГЭ (расписание, бланки, советы, демоверсии, консультации и т.д.), материалы для выпускников 11-х классов и поступающих в ВУЗы
  • официальный сайт Рособрнадзора  http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/);
  • "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все (http://4ege.ru/novosti- ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html);
  • сайт Ларина А.А. «Математика. Репетитор» (http://www.-obrnadzor.gov.ru/ ). Есть генератор вариантов ЕГЭ;
  • Д.Гущин "Решу ЕГЭ". (http://решуегэ.рф). Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями.
  • Особенно часто используем в работе сайт Александра Ларина. Обучающиеся решают различные варианты, данные вносятся в таблицу, и в течение года можно наблюдать динамику по каждому обучающемуся.

Задания, с которыми ребята не смогли разобраться самостоятельно, разбираем на консультациях или уроках.

Выпускники МБОУ «Лицей №1» показывают высокие результаты на ЕГЭ по математике профильного уровня. В таблице 2 показаны результаты ЕГЭ по математике профильного уровня учащихся МБОУ «Лицей №1» и результаты ЕГЭ по Иркутской области, проводимых  в 2016, 2017 и 2018 годах.

Таблица 2

Результаты ЕГЭ по математике профильного уровня

Год

Средний балл по Иркутской обл.

Средний балл учащихся МБОУ «Лицей №1»

Максимальный балл ЕГЭ по Иркутской области

Максимальный балл  ЕГЭ
МБОУ «Лицей №1»

2016

47,0

64,3

100

96

2017

46,5

63

100

94

2018

44,8

61

100 (1 чел.)

88

Подготовка к ЕГЭ по математике – серьезная и ответственная работа учителя и ученика. Опыт работы показывает, что результат экзаменационной работы напрямую зависит от организации целенаправленной работы по подготовке к ЕГЭ. При правильном подходе подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ реально для учащегося с любым уровнем знаний.

8.07.2019