«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же
значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
(А.С.Макаренко)
Известно, что к изучению английского языка учащиеся приступают с огромным интересом - у них изначально сформирована положительная внутренняя мотивация. Дети с удовольствием слушают иноязычную речь и сами пытаются общаться на английском языке. Учителю нужно сделать все необходимое для того, чтобы сохранять и развивать в дальнейшем интерес детей к языку.
Как подметили ученые, особенности детского восприятия мира помогают легче осваивать иностранные языки. Детки открыты всему новому, а неподдельное любопытство подгоняет их узнавать все больше и больше. Первоклассники еще не потеряли детский интерес к окружающему миру, но уже настроены на серьезный лад. Современный, динамично развивающийся мир диктует свои правила - освоение английского языка с 6-7 лет и далее позволяет ребенку оптимально вписаться в окружающее пространство и не испытывать коммуникационных барьеров.
Успех учащихся при изучении английского языка на начальном этапе зависит от таких условий как: тщательный подбор ситуации; участие каждого учащегося в процессе общения; создание благоприятных ситуаций для общения; новизна. Учитель должен понимать, что необходимо помочь ребенку как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить ему любовь к изучению иностранного языка. Это помогает формированию у младших школьников умения общаться – качества, необходимого для человека как члена общества, члена коллектива. Умение общаться предполагает умение слушать собеседника, вступать в разговор и поддерживать его.
Изучение английского языка вносит определенный вклад и в формирование у учеников общих учебных навыков и умений, в частности, таких, как умение работать с книгой и справочной литературой. Активное использование информационных технологий способствует приобщению учащихся к работе с техникой.
Учителя, работающие в начальной школе, используют в образовательном процессе современные педагогические технологии, позволяющие представлять изучаемый материал разнообразно и динамично. При изучении английского языка на начальном этапе особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.
Всё это превращает изучение английского языка в увлекательную игру, а игра, как известно, является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребности школьников в новизне изучаемого материала. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции. Где эмоция – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач: создание психологической готовности детей к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта. Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходится заниматься менее приятными вещами; прием смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия; идеальная возможность расслабиться и снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
По цели использования игры могут быть занимательные, которые проводятся для снятия усталости и учебные, проводимые с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по языку, их проверки.
Проводя занятие с учащимися 6-7 лет, можно использовать различную наглядность, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Игры можно организовать индивидуальные, парные, групповые. Сила игры в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.
Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Речь учителя должна быть эмоциональной, выразительной. Что касается ошибок, допускаемых учащимися во время игры, то желательно, анализировать их после игры, чтобы не отвлекать учащихся. Подбадривание учащихся и поощрение их деятельности необходимы для создания правильных межличностных отношений в коллективе.
Таким образом, учебная игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя учебную игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Игра управляема, ее учебный характер четко осознается. Учащиеся, действуя в соответствии с предлагаемыми условиями, совершенствуют свою языковую подготовку, расширяют лексический запас и избавляются от комплексов, препятствующих коммуникации на изучаемом иностранном языке. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности.
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить.
Опишу некоторые учебные языковые игры, которые я использую в работе с учащимися:
Игра 1. Игра используется при работе над любой темой. Дети встают в круг. Учитель бросает мяч одному из учащихся и называет какое—либо слово по теме на английском или русском языке. Играющий, поймав мяч, произносит соответственно эквивалент данного слова на английском языке и возвращает мяч учителю. Учитель бросает мяч другому ученику и произносит новое слово.
T.: Мяч.
Р1.: A ball.
Т.: Машина.
P2.: A car. И т.д.
Игра 2. Для этой игры необходимы карточки с числами.
В игре принимают участие две команды. На столе разложены карточки с числами. К столу одновременно подходят по одному представителю от каждой команды. Учитель называет число по-английски. Задача учащихся – быстрее взять нужную карточку.
Побеждает команда, набравшая большее количество карточек.
Игра 3. Для данной игры потребуются картинки, на которых представлены различные предметы, цифры, животные и т.п.
Учитель, обращаясь к учащимся поочередно, показывает ту или иную картинку. Ученик называет по-английски то, что на ней изображено, и подбирает к этому слову слово, рифмующееся с ним, например: cat – hat, ball – wall, rose – nose и т.д. Побеждает тот, кто назвал большее количество слов.
Игра 4. Модальные глаголы. Учащиеся делятся на две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение. С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы…? Должны ли вы…? Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.
Игра 5. Игра в мяч. Учащиеся делятся на две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол и т.д.
Младшие школьники с удовольствием учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи, играют в различные игры. Играть можно не только на уроках, но и на переменах, вечерах, утренниках, кружках английского языка.
Занимательные и правильно организованные уроки английского языка вызывают у учащихся 6-7 лет интерес к изучению нового школьного предмета и помогают развивать все необходимые речевые навыки. Все учителя английского языка, работающие с начальными школьниками, прекрасно понимают, что нужно любить детей и иметь большое терпение. Только так можно дождаться того момента, когда, благодаря стараниям педагога, эти маленькие нежные бутончики начнут раскрываться и педагог сможет увидеть результаты своего труда.
Использованные интернет-источники
- https://multiurok.ru/blog/ighry-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassakh.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2018/08/16/kak-prepodavat-angliyskiy-v-nachalnoy-shkole
- https://englishfull.ru/znat/plyusy-izucheniya-anglijskogo.html
- https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2016/09/18/vospitatelnyy-potentsial-uroka