Развитие коммуникативных компетенций у учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык


В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов приобретает первостепенную роль.

Актуальность исследования. У детей младшего школьного возраста существует ряд проблем требующих обязательного решения для их дальнейшего успешного обучения в общеобразовательной школе:

- адаптация первоклассников после детского сада и «домашних детей»;

- неумение контактировать друг с другом;

- возможно провоцирование асоциальных форм поведения.

Данные проблемы вызывают в детях неуверенность и тревогу. Ученики испытывают затруднения при ответе с места и у доски. Кроме того несформированные компетенции в обучении – это и слабые контакты с ребятами, живущими во дворе, иногда и с родителями. Все эти проблемы ставят во главу угла педагогической деятельности – формирование коммуникативных компетенций. Следовательно: коммуникативные компетенции – это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс социальной адаптации в жизни.

Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях ее реализации. Компетенция включает компетенцию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности.

Расшифруем ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования:

1. Искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

2. Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлым и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; уметь оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

3. Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

4. Включаться в работу: нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными моделирующими приборами;

5. Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Цель: выявить эффективность приемов формирования коммуникативных компетенций, используемых на уроках и во внеклассной деятельности в начальной школе.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

  • диагностика исходных данных коммуникативных умений учащихся 1 класса;
  • выбор методов, технологий и техник развития коммуникативных компетенций;
  • разработка учебно-методического пособия игр и упражнений (для развития коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках русского языка).

1. Введение нетрадиционных форм урока

Урок-исследование – это одна из нетрадиционных форм, когда ребенок включается в исследовательскую деятельность, учится работать в группе, вступает в коммуникацию со своими сверстниками. На уроках русского языка дети исследуют слово со всех сторон науки о языке. Дают характеристику изученным буквам и звукам, их обозначающим, соотносят написание и произношение слов, показывают при помощи букв разрезной азбуки, как обозначат на письме ту или иную букву, собирают из букв слово-ответ, объясняют правописание. (Так мною был проведен ряд уроков, на которых ученики исследовали написание слов с сочетанием Жи-Ши.)

Урок-соревнование, целью которого является активизация познавательной деятельности через групповую форму работы, использование элементов соревнования. На данном уроке дети вспоминают одно из важных правил: важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей команды. (В первом классе мною был проведен урок-соревнование по теме «Тайны согласных букв».)

Урок-путешествие. На таком уроке дети делятся на команды, каждая команда должна выполнить задания, предложенные на каждой станции. На таких уроках ребята снова вступают в коммуникацию, помогают друг другу при выполнении заданий. (В первом классе я провела урок-соревнование «Путешествие в страну Грамматика», на котором дети проходили по станциям «Смекалка», «Учебная», «Сказочная», «Поговорка»).

Урок-сказка. На таком уроке дети встречаются со сказочными героями. Говорят слова приветствия, благодарности, просьбы, т.е. учатся вежливости, этикету. Мною в 1 классе был проведен урок обучения грамоте по теме «В гостях у буквы Ю».

2. Использование различных форм организации урока

Гармонично сочетаю на уроке различные формы работы с учащимися – самостоятельную, индивидуальную, коллективную, работу в парах, группах, коллективное творческое дело.

3. Внедрение интерактивных технологий

Для формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка большую роль играет внедрение интерактивных технологий:

Метод проектов, цель которого – создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей. Метод проектов нацелен на осознание необходимости своей работы, применения ее в учебной деятельности, на приобретении умения работать с научной литературой, развивает навыки самостоятельности, коммуникативности, мыслительной деятельности. (Так, в первом классе, дети работали над проектом для школьной научной практической конференции). Отличительными чертами игровой технологии являются: эмоциональная приподнятость, состязательность, наличие прямых или косвенных правил. На уроках русского языка создаю как можно больше игровых ситуаций («Узнай предмет по описанию», «Закончи рассказ», «Сортировщики», «Занимательные ступеньки», «Парный выход», «Доскажи словечко», «Я начну, а ты продолжи»). Провожу уроки с компьютерной поддержкой. В рамках одного такого урока происходит периодическая смена деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой, разнообразие форм организации учебного процесса (парная, групповая, фронтальная) и методов. (Так, в первом классе был проведен урок-исследование «Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки[ЙЭ]».

4. Использование разнообразных видов деятельности и приемов на уроках русского языка

На уроках использую нетрадиционные приемы обучения: слова с «окошками», содержащим различные виды ошибок, работа с карточками, составление рассказа по картинкам. Чтобы сделать изучение родного языка более интересным, в разработки уроков включаю дидактические игры, занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки), которые способствуют обогащению запаса знаний, развитию познавательных интересов, активизируют мышление, внимание, память, интерес к результату. Различные виды деятельности на уроке также способствуют формированию коммуникативной компетентности учащихся. Различные виды работ на уроке, устные и письменные, также способствуют формированию коммуникативной компетентности. Для раскрытия творческих возможностей каждого ученика, формирования языковых и речевых умений включаю работу с различными видами упражнений («Сочиняем сказку» « Найди своё место»). Большое место на уроке отводится работе с памятками, что подводит детей к самостоятельному решению учебной задачи, построению алгоритма действий. Успешными считаю использование на уроках приема взаимопроверки, ролевых игр, разно уровневых работ по карточкам.

Я, как учитель, стараюсь быть организатором совместной деятельности учеников, не «давать» знания и умения, а потом проверять их и оценивать, а участвую в обсуждении решаемых на уроке проблем и обеспечиваю содержательное общение школьников со мной и друг с другом, т.е. стремлюсь реализовать принципы «педагогики сотрудничества». При диалоге с учителем ученик слышит грамотную речь учителя, учится сам строить правильные, грамотные ответы, то есть овладевает нормами речевого этикета.

5. Коммуникативно-ориентированные задания

1. Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.

2. Составьте из слов предложения о зиме, используя предлагаемые слова.

… снежинки
… на тропинке
… у реки
… уголки
… дома
… зима.

3. В каких словах растет ель?

Например: картофель, учитель, понедельник.

4. Преврати одно предложение в целый рассказ.

5. Закончи рассказ, сказку.

6. Творческое сочинение по картинке.

7. Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.

8. Свободное сочинение.

Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.

 9. Сочинения на темы художественных произведений

Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.

Методика обучения сочинению – такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.

10. Вставь пропущенные слова в предложение, так, чтобы получилась законченная мысль.

11. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст:

- Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул;

- Хороша будет ушица!

- Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная;

- Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька;

- Закинул рыболов в речку удочку и ждёт;

Выводы

1. Методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции

  • способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;
  • затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
  • позволяют проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств;
  • повышают мотивацию к учению;
  • развивают познавательную активность;
  • вызывают интерес к предмету;
  • дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
  • способствуют повышению качества знаний.

2. Исследование показало эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.

3. Данная работа имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.

6. Диагностика эффективности педагогического проекта

6.1. Качество знаний.

Об эффективности применения рассмотренных здесь методов, прежде всего, свидетельствует рост качества знаний по предмету, формирование положительной Я-концепции учащихся, положительная динамика роста отношения к окружающим и процессу обучения. Но кроме этого, хочется выделить следующие моменты работы:

  • становление активной позиции в учебной деятельности, т.е. сама организация урока, способствует включенности всех без исключения учеников в работу, не дает возможности «отсидеться»;
  • возникновение устойчивого интереса к процессу обучения (удовлетворенность результатом деятельности порождает удовлетворенность самим процессом);
  • формирование собственного мнения, которое они учатся аргументировать;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения.

6.2. Анкетирование.

В октябре 2012 года были проведены диагностические исследования по методикам:

- В. Симонова и Ю. Дементьевой «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности»;

- анкетирование родителей для исследования мотивации к обучению в школе.

6.3. Экспертная оценка.

Кроме того, мои ученики неоднократно участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях, различных праздниках и открытых мероприятиях, но самое главное - благодаря активному использованию методов и способов реализации коммуникативной компетенции мои ученики пошли по пути самопознания и самореализации.

Для определения сформированности коммуникативных компетенций использую следующие методы исследования: анкетирование родителей, наблюдение, создание педагогических ситуаций, мониторинг.

Выводы.

1. Методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции

  • способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;
  • затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
  • позволяют проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств;
  • повышают мотивацию к учению;
  • развивают познавательную активность;
  • вызывают интерес к предмету;
  • дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
  • способствуют повышению качества знаний.

2. Исследование показало эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.

Список использованной литературы

  1. Жуков Ю.М., Петровская О.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие в общении. – Киров, 1991. – 142с.
  2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007г. – 132с. (Школьное образование)
  3. Дереклеева Н.И. //Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе.// Москва, 2005.
  4. Хвостова Е.В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников во внеклассной деятельности//Материалы научно-практической конференции 19-20 апреля 2005г. Екатеренбург, 2005.
  5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. – М., 20.

Информационные ресурсы

  1. Борзова В.А. развитие творческих способностей у детей: учебно-методическое пособие для учителей. – Самарский дом печати, 1994.
  2. Выгодский Л.С. Психология развития ребенка/ М, 2006.
  3. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М, 2005.
  4. Intel. Обучение для будущего. Учебное пособие, М. Издательско-торговый дом «Русская редакция» 2004.
  5. Лабутин В.Б. применение информационных технологий в образовательном процессе школы http://www.256.ru
  6. Метод проектов на уроках литературы // Школьные технологии, - 2003, №6.
  7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7 2000.
  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М,1999.
  9. Поташник М.М. требования к современному уроку: методическое пособие/М, 2007.
  10. Портфолио ученика средней школы/авт.-сост И.Г.Юдина,-2-е издание, Волгоград учитель, 2008.
  11. Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения. Методическое пособие./ Сост. Кравцова С.А. - Тамбов: ТОИПКРО, 2009.

Интернет ресурсы

  1. www.it-n.ru - сеть творческих учителей
  2. www letopisi.ru
  3. www.metod.kopilka.ru