Урок русского языка по теме "Состав слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, состав слова


Цели и задачи урока: Создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Оборудование:

  • персональный компьютер, презентация, листы для учащихся с заданиями;
  • 3 ромашки для эстафеты;
  • вагончики;
  • 2 паровозика.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на урок

Сегодня замечательный и необычный день.

Давайте повернёмся друг другу и улыбнёмся.

- Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и скажите: «Мы сможем всё».

И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

II. Сообщение темы урока

- Отгадайте ребус, и вы узнаете тему урока. Что у вас получилось?

- Состав.

- Теперь вы легко назовете тему урока…

- «Состав слова».

- Мы сегодня с вами обобщаем все знания по данной теме.

- Посмотрите фрагмент мультфильма.

- Кто знает, как называется мультфильм? (Паровозик из Ромашкова»).

- Понравился ли вам паровозик? Чем?

- А как мы можем связать этот мультфильм с темой нашего урока? (поезд – это тоже состав, только железнодорожный)

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

- Слово состав имеет несколько значений. Я попросила наших учеников, найти в словарях лексическое значение слова «состав». Давайте послушаем.

1. Объединение людей, предметов или признаков в единое целое.
2. Продукт смеси чего-либо.
3. Сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны, поезд.

- Какое значение подходит нам больше всего и почему? (состав слова - это сцепка частей слова)

- Обобщаю: части слова сцеплены также между собой как вагоны в поезде)

- Ну а Паровозик повезет нас сегодня по нашему уроку, на станцию Ромашково.

- Мы начнем с повторения изученного ранее.

Закрепление теоретических знаний.

- Вспомним правила, которые мы учили, изучая раздел учебника «Состав слова»

 - Ребята, какие значимые части слова вы знаете?

- Какая значимая часть слова самая главная и почему? (Корень - он несет в себе лексическое значение слова.)

- Назовите изменяемую часть слова.

- Какую часть слова не назвали? (основу)

 - Что можете сказать про основу слова? (часть слова без окончания)

- Назовите признаки однокоренных слов. (Общее лексическое значение. Одинаковая общая часть)

 - Какой признак важнее? Вот проблема…

- Разобраться в этом нам поможет сказка «Чужак».

- Но прежде, чем начать работу по разрешению этой проблемы - выполним зарядку для глаз.

Зарядка для глаз.

- Положите перед собой Рабочий лист №1. Прочитайте сказку. Найдите однокоренные слова и выделите в них корень (выполняют самостоятельную работу – 3 мин.) После этого вы мне ответите на вопрос, кто оказался чужаком.

Рабочий лист 1. Текст сказки

Собрались у Воды родственники. Под­водник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигрались. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, гля­нула на гостей - сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью.

Проверка с/р.

- Кто оказался чужаком? (Водитель)

- Общая часть у слов одна. Почему же он чужак? (У этих слов разное лексическое значение)

- Что же главнее?

(Лексическое значение.) Мы это доказали! Молодцы!

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА (продолжение)

- Для чего нужны приставки и суффиксы? (Для образования новых слов)

- Поработаем устно. Я называю слово, а вы образуйте новые слова при помощи приставок и суффиксов.

мост - мостик,
журнал - журналист
свет - рассвет
ход - выход, вход, поход

- Молодцы!

- Итак, что такое суффикс? приставка?

Работа в группе. Эстафета «Ромашка»

- Перед вами ромашки от нашего паровозика.

- Прочитайте про себя слова по заполненной ромашке.

- А сейчас подставьте эти же приставки к другому слову. Все ли подходят?

- Но ведь в русском языке есть много других приставок, которые подойдут к этому слову, например -об, -за.

- Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получит ромашку со словами ходить, работать, лететь.

- На лепестках пишите только те приставки, которые подходят к вашему слову.

- Проверим самостоятельную работу, какие слова у вас получились?

- Итак, что у вас получилось с помощью приставок? (новые слова)

- Что при этом менялось? (Смысл)

Физминутка

- Ребята, назовите порядок разбора слова по составу.

- Вы сейчас самостоятельно разберёте слова по составу.

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

- Положите перед собой Рабочий лист 2. Прочитайте задание.

Рабочий лист 2.

(Разбери слова по составу.

Распредели слова с приставками под- и по- в два столбика:

подорожник          подоконник

подружка, подушка, пододеяльник, поделка, погладить) (не знают ещё суффикс и, ть- глагольное окончание)

(оцениваю несколько работ)

Под- По-

Назовите слова с приставками по-, под-.

- Какое слово лишнее и почему?

(Погладить – это глагол, а остальные - существительные)

Игра «Найди свой суффикс»

Рабочий лист 3

Заполни таблицу. Выделяй суффиксы. Наблюдай за использованием суффиксов.

 

Книга

Дом

Сделай предмет маленьким

 

 

Еще меньше

 

 

Сделай предмет очень большим

 

 

Образуй признак предмета

 

 

Проверка

 

Книга

Дом

Сделай предмет маленьким

книжка

домик

Еще меньше

книжечка

домишко

Сделай предмет очень большим

книжища

домище

Образуй признак предмета

книжный

домовой

V. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

- Выполните задание на листе 3. Составьте из слов предложения.

- Что нужно для этого сделать?

(Переставить слова, если нужно, изменить окончания)

- Для чего нужны окончания?

(Для связи слов в предложении)

Поработайте с текстом.

В, березовая, грачи, роща, гнездились. Кот, дерево, пополз, на, залез, и, к, гнездо.

Заметил, рыжий, грач, разбойник, старый.

Больше кот в роще не появлялся.

(В березовой роще гнездились грачи.

Кот залез на дерево и пополз к гнезду. Старый грач заметил рыжего разбойника.)

- Что же могло произойти потом? Предположите, что бы мы могли написать в последнем предложении?

- Грач сильно клюнул кота. Кот свалился с ветки на землю. Коту это не понравилось.

- Это текст? Почему?

- Все предложения связаны между собой одним событием.

Придумайте устно заголовок к этому тексту. (Рыжий разбойник)

VI. ИТОГ УРОКА

- Подходит к концу наш урок, и мы с вами в Ромашково!

- Давайте еще раз обобщим то, что мы сегодня на уроке говорили.

 - Так почему же корень - самая главная и значимая часть слова? (Он несет в себе лексическое значение слова)

- Для чего нужны приставки и суффиксы? (Для образования новых слов)

- Для чего нужны окончания? (Для связи слов в предложении)

VII. РЕФЛЕКСИЯ

- У вас на столах - вагончики разных цветов. Желтый и красный обозначают: «Урок был мне интересен и полезен».

Синий и коричневый: «Урок прошел без пользы для меня».

Выберите один и прикрепите к локомотиву. К первому цепляем яркие вагоны, ко второму - потемнее. Посмотрим, что получилось.

Поезд с яркими вагонами длиннее, значит, урок был для нас полезным.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(записано на доске)

  • Составить текст из 3-4 предложений и разобрать в нем по составу 10 слов.
  • Или придумать 10 однокоренных слов и разобрать их по составу.