Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

  • Создать условия для усвоения учащимися фактов героической борьбы Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов.
  • Помочь учащимся сформировать представление о полководческом искусстве Александра Ярославовича.

В ходе урока необходимо продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся:

    • привлекать знания из курса истории средних веков о рыцарских орденах;
    • усваивать и воспроизводить образы исторических событий (походы, сражения) на основе условных картографических изображений;
    • давать оценку и характеристику исторических событий (последствия, значение побед) и исторических деятелей (Александр Невский);
    • работать с текстом учебника, обосновывать свои выводы, опираясь на текст, карту;
    • анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;
    • взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

Ожидаемый результат:

Каждый ученик:

  • Знает: когда произошли битвы на реке Неве и Чудском озере, каков итог этих битв.
  • Умеет: показать на карте места сражений, объяснять ход сражений по картосхеме, работать с текстом учебника, с историческими документами, взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

Основные понятия: ордена, крестовый поход, экспансия, ополченцы.

Важнейшие даты:

  • 15 июля 1240 год – Невская битва.
  • 5 апреля 1240 год – битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

Выдающиеся личности: Александр Ярославич (Невский).

Оборудование: учебник И.Л.Андреев, И.Н.Федоров История России с древнейших времен до XVI века. М.: Дрофа, тетради учащихся, атлас и контурная карта, мультимедийный проектор, презентация.

План урока:

1. Организационный момент, мотивация к уроку

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент

На доске записан эпиграф урока:

«Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца: …мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо».
«Житие Александра Невского»

Ребята, как Вы понимаете слова Александра Невского? (Ответы детей)

Обратите внимание на тему урока «Борьба Северо – Западной Руси против экспансии с Запада». Как Вы понимаете слово экспансия? (Ответы учащихся)

Эксансия – территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры. (Записывают в словарик)

А до этого мы с Вами встречались с этим словом? Вы можете вспомнить, что на Русь вторгались какие – либо племена, народы, государства?

Вспоминаем дом. задание.

II. Проверка домашнего задания

Учитель раздаёт детям опросный лист.

1. Прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их.

После смерти Чингисхана главой западного улуса стал его сын Батый. Свои походы Батый начал в 1235 г., разорив Волжскую Булгарию. Затем монголы вторглись на территорию Рязанского княжества. После того как рязанцы открыли ворота города, Рязань была разрушена. Затем были разорены Владимир и Москва, позже Новгород. Северо-Восточная Русь лежала в руинах. В следующем году монголы двинулись на территорию Западной Европы. (Учащиеся работают в парах. Находят и озвучивают ошибки)

Правильный ответ: (Батый — внук Чингисхана; нашествие Батыя началось в 1236 г.; Рязань пала после шестидневной осады и штурма; монголы не дошли до Новгорода; монголы двинулись на территорию Юго-Западной Руси.)

2. Распределите в хронологической последовательности перечисленные события.

A) битва на реке Калке

Б) вторжение монголов на территорию Западной Европы

B) Чингисхан стал Великим ханом Монгольской империи

Г) вторжение Батыя на территорию Руси

Д) монголы взяли Киев

(Взаимопроверка. Ребята обмениваются тетрадями в парах, проверяют выполнение задания, учитель озвучивает правильный ответ)

Правильный ответ:

1

2

3

4

5

В

А

Г

Д

Б

3. Фронтальная работа по карте.

А) Показать поход монголо-татар на Русь в 1223 г. и место битвы на р. Калке.

Б) Походы Батыя и его полководцев в 1236-1238 гг. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Рязань, Коломна, Москва, Владимир – Северо-Восточная Русь, Торжок, Козельск – поход на Новгород.)

В) Походы Батыя на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Переяславль-Южный, Чернигов, Киев, Галич; поход в Венгрию, Польшу, Чехию.)

III. Изучение нового материала

Тема нашего сегодняшнего урока «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада».

Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что вы уже знаете о борьбе Руси с западными завоевателями? (Учащиеся формулируют цель урока)

Открываем учебники на стр.135 и находим главный вопрос урока. Как он звучит?

Главный вопрос урока: Можно ли было остановить агрессию крестоносцев не военным, а мирным путем?

Ребята, как Вы думаете, можно ли было остановить агрессию крестоносцев не военным, а мирным путем? (Ответы учащихся). В конце урока мы вернемся к этому вопросу еще раз.

Сегодня мы с вами познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, – вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей; узнаем, как боролся русский народ с западными завоевателями, а также познакомимся с личностью выдающегося полководца, военачальника, князя Александра Ярославича.

Также на уроке нам встретятся новые понятия, которые нужно записать в тетрадь и запомнить.

Рыцарский орден – объединение рыцарей-монахов; рыцарская община с определенным уставом.

Крестовые походы — серия военных походов, направленных против мусульман, язычников.

Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.

Учитель даёт задание: прочитать первый и второй пункт §19 стр.135-138. Учащиеся первого варианта читают пункт 1 – «Духовно-рыцарские ордены в Прибалтике», учащиеся второго варианта – пункт 2 – «Русь и Орден».

Учащиеся 1 варианта отвечают на вопрос: Почему духовно-рыцарские ордены вынуждены были объединяться?

Учащиеся 2 варианта отвечают на вопрос: Почему Псков отказался поддержать русских князей и подписал договор с Орденом?

Рассказ учителя:

В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.

Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.

Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:

  • на занятых ими землях население насильственно обращалось в католичество;
  • на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;
  • местное население закабалялось.

Учитель показывает два портрета Александра Невского. Первый – картина П.Д.Корина «Александр Невский» (1942 г.), второй - портрет из “Титулярника” (1642 г.).

Ребята, чей портрет Вы видите? Да, правильно. Это Александр Ярославович, прозванный в истории Невским. Как Вы думаете, почему я Вам показываю его портрет? Что он сделал для Руси? (Ответы учащихся)

Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, одно из самых светлых и любимых русским народом. «Он много потрудился для земли русской мечом и головой» – говорили о нем современники; вклад его в строительство Российского государства бесценен. В 2008 году на Всероссийском историческом конкурсе «Имя России», организованном телеканалом «Россия» совместно с Институтом российской истории Российской Академии наук, а также фондом «Общественное мнение», победителем телевизионного проекта стал благоверный князь Александр Невский. Он, обойдя своих достойных конкурентов, набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

Учитель: Сейчас, ребята, посмотрите внимательно анимированную карту. (Ссылка на карту: https://infourok.ru/prezentaciya-karta-nevskaya-bitva-1236238.html

Работа с источником

Учитель раздаёт учащимся материал:

“Внезапность, быстрота удара привели шведов в замешательство. Князь и дружина оказали редкое мужество. Александр собственным копьем возложил печать на лице Биргера. Витязь Гавриил Олексич гнал принца до самой ладьи, упал с конем в воду, вышел невредим и бодро сразился с воеводою шведским. Ратмир, слуга князя, бился пеший, ослабел от ран и пал мертвый. Отрок Савва подсек столп Биргерова шатра; шатер упал, и россияне возгласили победу”. (Карамзин Н.М. История государства российского)

Вопрос классу: Что можно сказать о героизме русских воинов? (Ответы учащихся)

Учитель: Наступление шведов было остановлено, но на очереди был новый враг — рыцари-крестоносцы. В 1240 г. они захватили крепость Изборск, а затем Псков. Новгороду снова угрожала опасность. В 1241 г. Александр вернул прежние территории, стянул основные силы (новгородские и суздальские дружины) к Чудскому озеру.

Сейчас, ребята, посмотрите внимательно следующую анимированную карту. (Ссылка на карту: https://nsportal.ru/video/2017/01/animatsionnaya-karta-shema-ledovoe-poboishche

Задание В схеме “Ледовое побоище” расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий — войск немецких рыцарей. (Учитель раздает раздаточный материал)

Учитель: «Ребята, вы познакомились с ходом сражений на Неве и Чудском озере. Как вы считаете, почему русские воины одержали победу в этих битвах?»

Примерные ответы учащихся:

  • храбрость воинов;
  • умелые действия Александра Ярославовича

Правильно. Одна из причин победы- полководческое искусство Александра Невского. Чтобы убедиться в этом, я вам предлагаю выполнить ещё одно задание.

Учитель раздает материал.

Вопрос: Какие действия полководца можно отнести к Невской битве, какие к Ледовому побоищу?

Учащиеся работают в парах. Результат проверяют по слайду. Комментируют выполнение задания.

Невская битва

Ледовое побоище

  1. Хорошо изучил боевые приемы противника
  2. Умело использовал особенности местности
  3. Заранее разведал расположение войск противника и его планы
  4. Внезапно напал на лагерь противника
  5. Преградил противнику отход к кораблям
  6. Правильно выбрал время нападения
  7. Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения
  8. Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения
  9. Использовал прием обманного отступления
  10. Использовал тактику засады

Невская битва

Ледовое побоище

3

4

5

8

1

2

6

7

9

10

Учитель: Умер Александр Ярославович в 43 года в Городце от отравления. В 1547 году Александра Невского причислили к лику святых. Князю посвящён один из самых ярких памятников русской литературы «Житие Александра Невского», составленного главой церкви – митрополитом Кириллом. Позже, по приказу Петра Великого, прах Александра Невского был перезахоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

IV. Рефлексия

А теперь, ребята, возвращаемся к нашему вопросу, который прозвучал в начале урока: Можно ли было остановить агрессию крестоносцев не военным, а мирным путем?

Как Вы думаете? (Ответы учащихся)

А теперь открываем учебник на стр.141 и находим авторские варианты ответов.

А) Войны Руси с крестоносцами были ошибкой, западные рыцари считали Русь христианской страной, нужно было объединяться на основе католической веры.

Б) Крестоносцев было мало, и они не представляли опасности для Руси.

В) Войны Руси с крестоносцами были неизбежны, западные рыцари не считали русских людей христианами, они стремились поработить русские земли, а население подчинить католической вере и политическому господству.

Какой авторский вариант Вы считаете правильным, верным?

Да, я согласна с Вами, это 3 вариант ответа.

Отрывок из документа: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам гости. Но кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля».

Вопрос: Так за что же любят и почитают Александра Невского в России?

Учитель: На парте у Вас лежат карточки красного, желтого и зеленого цветов. Выберите один из этих карточек, того чтобы я увидела, как Вы поняли материал урока, и было ли интересно Вам на уроке.

Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

Карточка зеленого цвета: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов».

V. Выставление оценок

VI. Домашнее задание

Прочитать §19 (стр.135-142); выполнить задания 1-4 стр.12 контурной карты (по атласу смотрите стр.15-16).

Урок окончен, до свидания.