Организация системы методической работы школы в условиях реализации ФГОС ООО

Разделы: Администрирование школы

Класс: 9


Система методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС ООО отличается мобильностью и информационной насыщенностью всех ее структур.

Методистами выделяются два вектора развития методической работы образовательной организации при реализации стандартов второго поколения:

  • наделение существующих структур методической работы в образовательной организации дополнительными функциями;
  • создание новых структур, адекватных требованиям ФГОС.

Оба вектора находятся в тесном взаимодействии, что «находит свое выражение в интеграции совместной деятельности по проектированию управленческих, дидактических и методических продуктов» с их дальнейшей апробацией на муниципальном и региональном уровне, а в дальнейшем, и на уровне образовательной организации.

Рассмотрим особенности деятельности различных структур методической службы в решении задач методического сопровождения образовательного процесса при реализации ФГОС ООО.

В современной методической службе сохранились и не утратили управленческие функции административный совет, педагогический совет и методический (научно-методический) совет. Общими вопросами предметных областей занимаются учебно-методические объединения (кафедры).

Реализация ФГОС ООО способствует созданию новых структурных единиц в системе методической работы: Проблемные творческие группы, творческие лаборатории, Школа начинающего педагога, аттестационно-экспертный совет, социально-психологическая служба, библиотечно-информационный центр, Координационный Совет и др.

Введение ФГОС ООО требует пересмотра функционала всех методических структур образовательной организации.

Педагогический совет кроме решения традиционных, входящих в его функционал полномочий, при реализации ФГОС ООО определяет (уточняет, корректирует, рассматривает) основные направления методической работы, принимая во внимание нормативно-правовую базу федерального, регионального, муниципального уровней, локальные акты образовательной организации. Вместе с тем, педагогический совет уполномочен рассматривать проблемные поля и затруднения, которые возникают в процессе образовательной деятельности (в том числе, реализация программы формирования универсальных учебных действий и др.). В первую очередь это происходит при рассмотрении и утверждении разделов основной образовательной программы основного общего образования, в которой фиксируются цели и задачи реализации программы - выполнение требований Стандарта, планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО и механизмы их достижения. Педагогический совет рассматривает изменения, вносимые в образовательную программу, оценивает их актуальность и определяет значимость. Данный «коллегиальный орган рассматривает результаты внутришкольного контроля, контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, деятельности учреждения за прошедший учебный год (что находит свое выражение в публичном докладе), и другие вопросы, в каждом из которых могут затрагиваться аспекты методического сопровождения стандарта второго поколения». [3, с.34]

Методический совет (научно-методический совет) в отличие от педагогического совета, имеет еще одну важную функцию - повышение научно-методического уровня членов педагогического коллектива.

Деятельность методического совета образовательной организации, равно как и других методических формирований, регламентируется локальным нормативным документом-положением о методическом совете, утверждаемым решением педагогического совета и приказом директора образовательной организации.

Пахомова Б.Ю. в методическом пособии «Управление качеством методической работы в образовательном учреждении» выделяет следующие задачи методического совета школы:

  • Определение путей совершенствования педагогической квалификации учителей; развитие профессиональной компетентности;
  • Изучение актуальных проблем, от решения которых зависит качество образования в учебном заведении;
  • Анализ содержания работы предметных методических формирований;
  • Обеспечение взаимодействия, координация и контроль за их работой;
  • Внедрение нововведений, инноваций, представляемых руководителями методических структур;
  • Анализ хода и результата работы методических формирований;
  • Оказание помощи руководителям данных структур в качественном выполнении их функционала; обсуждение программы семинаров, декад, конференций;
  • Разработка и обеспечение реализации плана методической работы общеобразовательного учреждения;
  • Оказание помощи педагогам по совершенствованию их профессионального мастерства, росту их творческого потенциала и др. [5, с.48]

В условиях реализации ФГОС ООО, на наш взгляд, деятельность методического совета связана с решением еще ряда задач:

  • Повышение эффективности условий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий как метапредметных результатов (в том числе, актуализация интеграции усилий педагогов, реализующих содержание образования разных предметных областей);
  • Обеспечение взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности как целостной модели образовательного пространства школы с учетом преемственности задач достижения планируемых результатов за пределами урока;
  • Совместной реализации программы воспитания и социализации, включающей деятельность образовательной организации в области непрерывного экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, программы коррекционной работы, представленных в основной образовательной программе основного общего образования.

В содержание деятельности методического совета входит формирование целей и задач методического обеспечения образовательного процесса и методическая поддержка педагогических кадров; определение содержания, форм и методов повышения профессиональной компетентности педагогов; планирование, организация и регулирование методической учебы педагогических кадров, ее анализ; решение педагогических проблем, возникших в ходе образовательного процесса.

Углубление функций методического совета в ряде образовательных организаций приводит к изменению статуса совета на научно-методический. «Это орган, координирующий всю научно-методическую деятельность как между кафедрами (научно-методическими формированиями), так и между советом заведующих кафедрами и соответствующими кафедрами вуза, с которыми сотрудничают образовательные учреждения. Он призван создавать благоприятные условия для развития творческого потенциала личности педагога и учащегося через исследовательско-экспериментальную работу, сопровождает инновационные процессы, координирует проектную и другие виды деятельности педагогического коллектива». [4, с.49] Методический совет возглавляет председатель методического совета образовательной организации, каждое заседание протоколируется секретарем методического совета, ход заседания фиксируется в протоколе и по каждому из обсуждаемых вопросов выносится отдельное решение.Методический совет отчитывается в своей работе перед педагогическим советом, который утверждает основные направления методической работы, заслушивает отчет председателя методического совета о проделанной работе, а также при необходимости заслушивает и оценивает отчет членов методического совета об их участии в работе совета. Также в полномочия методического совета входит рассмотрение рабочих программ по учебным предметам, программ элективных курсов, специальных учебных курсов, экспертиза педагогических инноваций, предлагаемых для реализации в образовательной организации.

Учебно-методические объединения - это группа педагогов одного предмета, цикла предметов, ступени или воспитательного направления. Школьное учебно-методическое объединение (далее, ШУМО) является важным структурным подразделением методической службы образовательной организации. ШУМО создается с целью коллегиального решения определенной педагогической проблемы, поэтому направления и функции методических объединений (профессиональных объединений) достаточно разнообразны. В первую очередь хочется отметить обеспечение повышения профессиональной квалификации педагогов, стимулирование роста их мастерства и творческого потенциала. Структура ШУМО при реализации ФГОС ООО может быть подвижной и мобильной, что связано с изменением составом учебных предметов, входящих в предметные области учебного плана, однако, на наш взгляд, целесообразнее выделить предметные области и объединить специалистов по направлению их предметного профиля: гуманитарного, естественно-математического, общественно-научного и физкультурно-оздоровительного. Также в ряде учреждений выделяют школьные учебно-методические объединения учителей иностранного языка, учителей начальных классов, учителей технологии, черчения, ОБЖ. ШУМО, помимо вышеперечисленных функций, «организуют проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, организуют внеклассную работу по предмету (предметные недели, декады), контролируют профессиональное самообразование педагогов; утверждают аттестационный материал для промежуточного контроля в переводных классах, укрепляют материальную базу и приводят средства обучения, в том числе учебно-наглядные пособия по предмету, к соответствию современным требованиям к образованию». [6, с.91]

Деятельность школьного учебно-методического объединения регламентируется положением о данной структуре, которое включает предназначение ШУМО, цели и задачи деятельности, приоритетными направлениями деятельности, в которой выделяют организационную и учебно-методическую работу. Исходя из направлений деятельности методического объединения, плана методической работы школы, разрабатывается план работы ШУМО на учебный год. В условиях введения и реализации ФГОС ООО изменяется форма взаимодействия между членами ШУМО, большую популярность приобретают виртуальные и консалтинговые формы работы, проведение мониторинга работы ШУМО и его функционирование в методической службе образовательной организации.

Создание ШУМО обусловлено рядом факторов, среди которых особенности образовательной организации, уровень профессиональной деятельности педагогического сообщества, психологической обстановки в коллективе, круг запросов и потребностей участников образовательного процесса, их возможности, перспективы профессионального роста. «Вместе с тем все методические формирования, несмотря на особенности их работы, призваны обеспечивать качество образования, эффективность инноваций совместным поиском, экспериментальной проверкой, отработкой и внедрением успешных традиционных и новых образцов педагогической деятельности, взаимным профессиональным общением, профессиональным опытом и идеями, выработкой единых взглядов и подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов педагогической деятельности учителя и образовательной деятельности ученика». [1, с.55]

В условиях реализации ФГОС ООО большую популярность приобретает участие педагогов в работе виртуальных методических объединений или общение в профессиональных сетевых сообществах, поскольку данное взаимодействие позволяет оперативно знакомиться с изменениями нормативно-правовой базы Стандарта, получить консультацию по интересующему вопросу и приобрести опыт работы по новым стандартам, реализуемым в других образовательных организациях. «Сетевые сообщества учителей или объединения учителей- это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень». [6, с.33] Виртуальные методические объединения (ВМО) дают возможность педагогу активно и широко выражать свое мнение по различным вопросам, входящим в его компетенцию, создают пространство психологического комфорта для учителя и возможности для самореализации и самоутверждения через совместную сетевую деятельность. Главной отличительной особенностью ВМО является неограниченность аудитории, удобство сетевого общения в комфортных условиях. Большую популярность среди учителей-предметников получило Содружество методических объединений- это раздел сайта Федерации Интернет Образования, предназначенный для методической поддержки учителей предметников. Также известными сайтами, на которых учителя могут опубликовать свои методические разработки, получить необходимую консультацию по проблемным вопросам являются сайты pedsovet.ru, infourok.ru, school-collection.edu.ruи другие.

Помимо ШУМО в образовательной организации при апробации ФГОС ООО создаются проблемные творческие группы (далее ПТГ). Данные формирования необходимы для принятия профессионального решения относительно проблемы, возникшей при реализации ФГОС. Членами ПТГ становятся учителя различных методических объединений, деятельность таких групп продолжается до тех пор, пока существует необходимость профессионального педагогического общения и не будет принято коллегиальное решение возникшей проблемной ситуации. Руководителем проблемной творческой группы выбирается высококвалифицированный педагог, имеющий положительный опыт решения данной проблемы и опыт работы. «Создание ПТГ ориентировано на совместное решение профессионально-педагогических проблем с целью:

  • Включения педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, направленную на реализацию основных направлений модернизации образования;
  • Повышения эффективности педпроцесса на основе инновационного опыта;
  • Совершенствование педмастерства путем развития интереса к творческому поиску». [4, с.80]

Выделяют 2 вида проблемных творческих групп: предметно-ориентированные (изолированные), занимаются решением конкретного круга задач, касающихся определенной предметной области) и комплексно-ориентированные, занимающиеся решением общих для образовательного процесса организации задач (например, разработкой программы развития образовательной организации, инструментария для определения качества образования в ОО и другие).

Функции проблемной творческой группы представлены в методическом пособии «Управление качеством методической работы в образовательном учреждении» и состоят:

  • в координации с другими структурными звеньями образовательной организации (расширение научно-методической базы и интеграция в предметном обучении);
  • организаторско-методическая деятельность (разработка плана действий с учетом индивидуальных потребностей и профессиональных возможностей каждого педагога);
  • контрольно-коррекционная работа (диагностика профессиональных потребностей педагогов, готовности к инновационной деятельности).

Творческие группы проводят работу по следующим направлениям:

  • научно-исследовательская работа как составляющая часть образовательного процесса;
  • научно-исследовательская деятельность как дополняющая часть образовательного процесса (спецкурсы, модули, факультативы, кружки, лаборатории, конкурсы, проекты, учебно-исследовательские работы);
  • научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу (конференции, семинары, дистанционные олимпиады).

Проблемные творческие группы являются гибким структурным элементом методической службы образовательной организации, что особенно важно при реализации ФГОС ООО, поскольку действия группы направлены на разработку проблем, связанных с модернизацией образования.

«Сохранив в своей модели методические объединения учителей-предметников (чье функционирование достаточно отработано), педагоги стали искать и другие формы для содружества и сотворчества учителей, развивая, таким образом, и горизонтальные, и вертикальные связи. Это творческие группы учителей, участвующие в реализации проектов, занимающиеся внедрением в практику современных приемов и методов работы, освоением новых педагогических технологий. Такие объединения позволяют педагогам выйти за рамки предметных объединений, создают условия для ознакомления и обмена наработанными технологиями обучения».[2, с.12]Если ранее педагоги могли решать возникшие профессиональные задачи в условиях компетннтности своего ШУМО, то Стандарт расширяет рамки и формы взаимодействия педагогического сообщества образовательной организации. Позволяя учителям самостоятельно объединяться по интересам и оптимизировать методическую работу учреждения. Многие исследователи считают проблемные творческие группы самым продуктивным методическим объединением, поскольку они создаются по инициативе самих педагогов для решения актуальной проблемы за определенный период времени, сопровождаются психологической совместимостью членов группы, а присутствие единства интереса к проблеме выражается в обоюдном желании ее разрешить.

Творческие лаборатории, научно-исследовательские лаборатории как компонент системы методической работы выполняют при реализации стандартов второго поколения важную функцию - проводят практико-ориентированные исследования по одному из направлений деятельности и получает свое название в зависимости от его содержания. Примерами творческих лабораторий могут служить лаборатория воспитательной работы, лаборатория начальной школы, лаборатория творчества, лаборатория регионального содержания и т.п. Лаборатория создается, как правило, для совместного проведения исследовательской работы по конкретной образовательной проблеме с обязательным выходом на эксперимент на базе данной образовательной организации. Поскольку неотъемлемой частью государственной итоговой аттестации выпускника основной школы является защита междисциплинарного проекта, позволяющего оценить сформированность универсальных учебных действий учащегося, работа творческих лабораторий, занимающихся учебно-исследовательской и проектной деятельностью будет крайне актуальна и необходима для получения необходимых знаний по организации исследовательской деятельности. Бесспорно, такая работа должна проводиться подготовленными педагогами, соблюдающими единство требований, предъявляемых к выпускнику.

Неотъемлемой частью методической работы образовательной организации является Школа начинающего педагога, поскольку адаптация молодого специалиста в профессии, укрепление авторитета среди коллег и выработка собственного педагогического стиля крайне важны для молодого специалиста, не имеющего опыта практической реализации ФГОС ООО в образовательном процессе.

Школа начинающего педагога призвана решать следующие задачи, достаточно точно определенные Пахомовой Б.Ю.: «содействовать повышению квалификации и профессиональному росту молодых педагогов; оказывать практическую помощь молодым специалистам в их адаптации в образовательном учреждении в вопросах совершенствования теоретических знаний и формирования педагогического мастерства; выявлять базовые профессиональные потребности молодых педагогов и содействовать их разрешению; пропагандировать опыт молодых специалистов и стимулировать их профессиональное развитие». [5, с.61] Школа начинающего педагога не ограничивается рамками одного учебного года, поскольку наставничество опытного педагога имеет большое значение на этапе становления молодого специалиста. Формы работы в Школе могут быть индивидуальными и групповыми, носить научно-методический или практико-ориентированный характер. В современных условиях крайне важно не только передать молодому специалисту имеющиеся у наставника знания, но и организовать изучение особенностей Стандарта для конструирования уроков в логике системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основной ФГОС.

При реализации ФГОС расширяются и дополняются функции социально-психологической службы образовательной организации, призванной не только способствовать поддержанию положительного микроклимата в педагогическом коллективе, сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса и оказанию консультативно-методической помощи по вопросам психолого-педагогической компетентности, но и оказывать помощь педагогам в проведении мониторинга личностных и метапредметных универсальных учебных действий и помощью различных диагностик, разрабатывать график мониторинговых процедур, анализировать дальнейшую деятельность педагогов с комментариями рекомендательного характера.

В условиях введения и реализации новых стандартов существенно меняется процедура прохождения педагогами аттестации на соответствие занимаемой должности, на первую и высшую категорию. В связи с этим дополняются и расширяются функции и полномочия аттестационно-экспертного совета школы, который не только оказывает методическую помощь педагогам по вопросам аттестации и экспертизы программ, проводит фронтальную экспертизу деятельности педагогов, разрабатывает положения о внутришкольных конкурсах, утверждает программы деятельности школьных общественно-педагогических формирований, выдвигает и осуществляет методическое сопровождение педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, разрабатывает, обсуждает и выдвигает на педагогический совет перспективные концепции и программы развития, но и оказывает помощь в прохождении процедуры аттестации и подготовки портфолио педагога для процедуры экспертизы собственной деятельности. Полномочия аттестационно-экспертного совета в образовательной организации может взять на себя методический совет, либо данное методическое формирование может существовать как самостоятельная единица методической службы школы.

ФГОС существенно меняют функции библиотеки, получающей статус библиотечно-информационной службы, которая призвана не только подбирать соответствующую литературу по вопросу, интересующему участников образовательного процесса, но и оказывать информационную поддержку в целях повышения научно-теоретической и методической грамотности педагогов, родителей через использование современных информационных возможностей сети Интернет, ресурсы электронных библиотек, сайтов, сообществ, порталов и др.

В круг задач БИС входит оказание всестороннего содействия образовательному процессу образовательной организации, что особенно важно при реализации ФГОС ООО, когда отсутствие необходимой методической поддержки особо ощутимо. Библиотечно-информационная служба создается для удовлетворения информационных запросов участников образовательного процесса. В ее функции входит изучение потребностей педагогического сообщества данной организации, обеспечение свободного доступа к информационным фондам системы, консультативная помощь и подбор информации определенной тематической направленности, сохранение и рациональное использование библиотечно-информационных фондов организации. Специалист службы должен иметь представление об особенностях образовательного процесса организации, знать направления профессиональных интересов педагогов для оперативного удовлетворения их информационных потребностей.

Выше представлен далеко не полный перечень структур образовательной организации, составляющий в целом методическое пространство школы. Каждая образовательная организация создает собственную структуру методического сопровождения образовательного процесса исходя из особенной организации и направленности ее деятельности. Однако все компоненты методической службы, несмотря на особенности их работы, призваны обеспечить качество образования, эффективность внедряемых инноваций совместным поиском, апробацией эффективных традиционных и новых педагогических технологий, взаимным профессиональным общением, обменом опытом и идеями, выработкой единых требований к оценке результатов педагогической деятельности учителя и образовательной деятельности ученика. Грамотная, слаженная, структурированная методическая работа в образовательной организации будет способствовать развитию и становлению личности педагога как самоорганизующего субъекта профессиональной педагогической деятельности и повышению качества образования и уровня подготовки выпускников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адамова Н.В., Иванова С.В. Инновационные технологии и модели организации научно-методической работы в образовательном учреждении// «Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования», №11, 2008. -с. 334-337
  2. Буров К.С. Методическая работа в образовательном учреждении// «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образования, здравоохранения, физической культуры, №6 (78), 2007. -с.37-42
  3. Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В.Немова.-М.: Сентябрь, 1999. - 176 с. (Библиотека журнала «Директор школы». -199. -№ 7).
  4. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения/Под общей ред. Проф. Р.Г.Чураковой. - М.:Академкнига /Учебник, 2012.-112с.
  5. Пахомова Б.Ю. Управление качеством методической работы в образовательном учреждении: метод. Пособие /Б.Ю.Пахомова. - Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2011.-126с.
  6. Сиденко А.С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=28073" Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6, с.45-52