Урок внеклассного чтения «Вечные ценности в рассказе-памятке В.Дёгтева «Азбука выживания». 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: нравственный выбор, «Азбука выживания», В.Дёгтев, рассказ


Класс: 11.

Цель: формирование читательских интересов школьников; постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа.

Задачи:

  • создать условия для развития интереса к современной литературе;
  • проанализировать рассказ В.Дёгтева «Азбука выживания»;
  • подвести обучающихся к попытке ответить на вопросы: как жить и чем руководствоваться в жизни;
  • помочь осознать значимость нравственного выбора в жизни человека;

Формы мероприятия: диалоговое общение с применением технологии критического мышления.

Оборудование:

  • портрет В.Дегтева;
  • распечатанные тексты рассказа В.Дёгтева «Азбука выживания»; стихотворение Р.Киплинга «Заповедь»;
  • распечатанные задания для работы в группах;
  • выставка книг.

Подготовительный этап:

  • подбор материала;
  • учащиеся заранее читают рассказ.

Актуальность мероприятия: В старших классах у школьников формируется отношение к чтению как принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно. Данное мероприятие позволит дать толчок к самостоятельному чтению.

Приложение

Ход мероприятия

I. Приветствие. Организационный момент

II. Основная часть

1. Вступительное слово учителя.

Многие писатели называют Вячеслава Ивановича Дёгтева русским Джэком Лондоном, королем рассказа. Он возвращает нас в мир художественного вымысла, мир, подзабытый в конце XX века. И в центре новых мифов о мире всегда яркие личности.

Рассказы Вячеслава Дёгтева могут быть о чем угодно – о Чечне (“Псы войны”), о Древнем Риме или Древней Руси (“Гладиатор” или “До седла”), о воре-рецидивисте (“Коцаный”). Герои могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, и они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.

Писатель в своих книгах рассматривает извечные темы нашей действительности: человек в истории России, Россия в истории человека, любовь и ненависть, жизнь и смерть, утраты и обретения на пути к вере – все это волнует современного читателя.

Вячеслав Дёгтев воспитывает своими книгами без воспитания, становится политиком, уходя далеко от публицистики, учит, никого не поучая.

Произведения лауреата многих литературных премий, мастера рассказа, признанного одним из лидеров русского современного постреализма, Вячеслава Дегтева вызывают нарастающий интерес. С полемическим бесстрашием и резкостью, порой с неожиданных сторон писатель рассматривает самые болевые темы нашей действительности. Человек в истории России, Россия в истории конкретного человека, любовь и ненависть, мир во время войны, утраты и обретения на пути к вере — все это не может не волновать современного читателя. Динамизм сюжета, яркость изложения, внутренний лиризм и откровенная жесткость характерны для прозаика. Литературные критики определяют творчество Дегтева по-разному: кто относит его к представителям так называемой «жесткой прозы», кто к прозе с реалистической доминантой, но суть не в этом. Дегтев — проблемный писатель, читать его интересно, потому что пишет он о нашей с вами жизни.

2. Сообщение учащегося

Справка учащегося о биографии и этапах творчества писателя.

Родился В.И. Дегтев (1959-2005) на хуторе Карасилов Воронежской области. Офицер запаса, бывший летчик, летал на Л-2: и МиГ-17. В 1991 году окончил Литературный институт им. М.Горького. Автор 11 книг прозы. Его рассказы опубликованы в 140 газетах и журналах как в России, так и за рубежом. Лауреат международной Платоновской премии «Умное сердце», литературной премии имени Александра Невского «России верные сыны».

Учитель: Вы прочитали рассказ дома. Сейчас каждая группа попытается определить тематику рассказа, чтобы знать, о чём мы будем говорить.

Слово учащимся: тема нравственного выбора.

- Обратите внимание на выставку книг и вспомните, какие еще произведения Вячеслава Ивановича Дёгтева вы знаете?

Ответы учащихся

3. Стадия «Осмысление»

Каждой группе предлагается работа с текстом (использование приема инсерт).

Задание: каждой группе предлагается один абзац, по ходу чтения необходимо текст промаркировать с позиции:

  • + - Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями.
  • - - Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям.
  • ? – Мне трудно определиться в этом вопросе.

По окончании чтения заполняется маркировочная таблица: в первую строку ученик вписывает свою фамилию, далее в столбце указывает, сколько тех или иных знаков им было обозначено по тексту.

Фамилия ученика

 

 

 

 

 

* - это я знал

 

 

 

 

 

+ - новая информация

 

 

 

 

 

- - противоречит моим представлениям

 

 

 

 

 

? – информация непонятна или недостаточна

 

 

 

 

 

4. Стадия «Размышление»

После чтения текста общий обмен мнениями по таблице.

Учитель:

- Почему рассказ-памятка назван «Азбука выживания»?

- О чём заставляет задуматься памятка?

- Что бы вы посоветовали Андрею?

- Какова идея рассказа-памятки?

- Какие простые человечески истины затрагивает Дегтев в своем рассказе-памятке?

Работа в группах

- Конечно, в памятке есть сила. Это яркий и интересный писатель. Однако, как мне кажется, в стихотворении Р.Киплинга «Заповедь» силы еще больше.

Сопоставление произведений.

III. Рефлексия

Завершается наше занятие. Хотелось бы услышать ваше мнение, нужны ли такие уроки, интересны ли они?

- Написание синквейна по рассказу-памятке.

Ответы учащихся.

Домашнее задание

Написать рецензию на рассказ-памятку «Азбука выживания» или на другой рассказ, который имеется на книжной выставке.