Организация проектно-исследовательской деятельности как фактор достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в учебной деятельности

Разделы: Литература


Проект — буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». Это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется со смелыми и оригинальными начинаниями в интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Проектно-исследовательская деятельность на сегодняшний день в лицее — одна из самых востребованных форм образовательного процесса. Она помогает осуществлять целенаправленную работу по достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов образования, повысить качество обучения, создать условия формирования коммуникативной компетенции. Организация такой работы влияет на развитие личности самого педагога, позволяя активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве. В настоящее время можно говорить о системном характере исследовательской деятельности лицеистов, об их участии в научно-практических конференциях, рост интеллектуальных умений и навыков.

Проектная деятельность — это педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний путем самообразования. Проект важен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся самостоятельно приобретают знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Они активные участники процесса, а это даёт возможность без труда адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию.

Уроки литературы — прекрасная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор. Интересная интеллектуальная работа даёт возможность погрузиться в предмет, получить новые знания.

В работе над проектом можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект.

2. Организация деятельности.

3. Осуществление деятельности.

4. Презентация результатов.

Алгоритм подготовки учебного проекта по литературе можно представить на примере исследовательского проекта ученицы 8 класса «Этический портрет русского офицера в произведениях А.С.Пушкина».

Проблема

Определить, какими профессиональными и человеческими качествами обладает русский офицер в произведениях А.С.Пушкина

Почему?

Недостаточно знаний об этикете русского офицера, который сохранял духовную сущность традиционного воспитания, объединяя эпохи, передавая из поколения в поколение лучшие образцы высокой морали и эстетики поведения

Что делать?

Прочитать:

  • Родословная А.С.Пушкина
  • «Песнь о вещем Олеге»
  • «Полтава»
  • «Выстрел»
  • «Полководец»
  • «Капитанская дочка»

Изучить:

  • Буслакова Т.П. Как анализировать лиро-эпическое произведение. – М.: Высшая школа, 2006
  • Большакова Ю.Б. Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997
  • История русской литературы XIX века. В 3 ч. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века: учеб. пособие / А.С.Янушкевич. — М.: Флинта, 2013

Как?

Изучение разнообразных источников информации, наблюдение, анализ полученных сведений, построение гипотез, обобщения

Что получить? (результат)

Познавательный
(знания о том, как развивается данная тема в творчестве русского писателя А.С.Пушкина)
Воспитательный
(эстетическое, патриотическое воспитание)
Развивающий
(коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

Основная цель проектно-исследовательской работы в лицее — приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому, творческому типу мышления.

Проект не просто инновация, а важный компонент организации образовательного пространства, возможность реализации как школьников, так и самого учителя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Полат Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.
  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с. — (Работаем по новым стандартам)
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под. ред. А.Г.Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.