Русская жизнь и русский характер как основа баллады В.А.Жуковского "Светлана". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: В.А.Жуковский, баллада, «Светлана»


Тема уроков № 18-19 по тематическому планированию: русская литература XIX века. Понятие о романтизме и реализме. В.А.Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады.

Учебник Литература 9 класс В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский (2013 год)

Метод: проектно-исследовательская деятельность.

Часть 1

Цель проекта: выявление русской основы баллады В.А.Жуковского «Светлана».

Гипотеза: основу баллады «Светлана» составляют картины русской жизни и черты русского национального характера.

Задачи:

  • Изучить материалы по теме «Баллада В.А.Жуковского «Светлана» в историко-литературном контексте».
  • Прочитать баллады «Людмила» и «Светлана» и сравнить их сюжеты.
  • Исследовать текст баллады «Светлана», найти средства, помогающие автору изобразить русскую жизнь и русский характер.
  • Сделать выводы о русской основе баллады (продукт проекта).

Оборудование:

  • Распечатка текста баллады «Светлана» (у каждого учащегося – для пометок и вырезок с целью экономии времени)
  • Презентация с наглядным материалом по ходу урока (репродукции).

План урока

1. Вступление

Сегодня нам предстоит знакомство с творчеством знаменитого русского поэта, талантливого переводчика, литературного критика, педагога, основоположника романтизма в русской поэзии Василия Андреевича Жуковского. Именно о нем А.С.Пушкин сказал: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль». А великий литературный критик В.Г.Белинский считал его поэтом, предопределившим творчество А.С.Пушкина.

2. Выступления от групп учащихся:

  • Романтизм европейский и русский (2-3 мин)
  • Краткая биография В.А. Жуковского (2-3 мин)
  • История создания баллады «Светлана» (2-3 мин)

Дома предварительно прочитаны баллады «Людмила» и «Светлана», страницы 127-132 учебника, подготовлены сообщения по материалам учебника.
Баллада – это относительно небольшое лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом, имеющее завязку, кульминацию и развязку.

3. Актуализация и формулировка проблемы, постановка цели и задач (совместно с учащимися):

Стремясь к полной адаптации баллады на русской почве, Жуковский сделал 3 перевода «Леноры».

Насколько удалось Жуковскому переложить немецкую балладу на русскую почву?

Формулировка цели работы на уроке и выдвижение гипотезы (совместно с учащимися)

Цель: выявление черт русского характера и картин русской жизни в балладе «Светлана»

Гипотеза: основу баллады «Светлана» составляют картины русской жизни и черты русского национального характера.

План работы над проектом на уроке (задачи для 4-х групп)

  1. Сопоставить сюжеты баллад «Людмила» и «Светлана»
  2. Подготовить сообщение о крещенских гаданиях, опираясь на примеры из текста.
  3. Истолковать сон Светланы, выделив образы-символы по направлениям: «обряды», «природа», «место», «предмет», «существо».
  4. Найти в тексте баллады примеры, характеризующие чувства и действия Светланы, определить ее внутреннее состояние
  5. Презентация работы групп, выводы
  6. Общий вывод

Приложение

Презентация работы групп (материал в помощь учителю)

1 группа

Задание: Сопоставить сюжеты баллад «Людмила» и «Светлана».

Сюжет

«Людмила»

«Светлана»

Выводы

Экспозиция

Людмила тоскует по любимому и стоит на распутье. Мимо нее проходит ратный строй, но любимого нет. Людмила не хочет жить и говорит об этом матери

Действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки гадать на своего суженого.

Русский обряд – крещенские гадания.
Людмила не хочет жить, а Светлана тоскует, молится и надеется

Завязка

Наступила ночь. Вдруг послышался топот коня, потом шаги, бряцание дверного кольца. Вошел любимый и позвал ее в далекий путь.

Светлана рассказывает подружкам о своей печали. Оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

Особый обряд – гадание на суженого в одиночку со свечой и зеркалом.
Людмила не предпринимает никаких действий, Светлана надеется, поэтому решается на гадание.

Развитие действия

Людмила и ее возлюбленный мчатся в его далекий дом. Людмила робеет, но прильнула к любимому. Она осознает, что ее друг мертв «Что до мертвых? что до гроба? Мертвых дом земли утроба»

Жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

У Людмилы – явь, у Светланы – сон.

Кульминация

«Кончен путь: ко мне, Людмила;
Нам постель — темна могила;
За́вес — саван гробовой;
Сладко спать в земле сырой». Что ж Людмила?.. Каменеет,
Меркнут очи, кровь хладеет,
Пала мертвая на прах.

Мертвец в гробу – ее жених.

Людмила согласна ехать с мертвецом, Светлана противостоит мертвецу с крестом в руке

Развязка

Смерть Людмилы. «Смертных ропот безрассуден; Царь всевышний правосуден; Твой услышал стон творец; Час твой бил, настал конец».

Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым.

Людмила умирает (она просила смерти, и Творец ей ее послал), Светлана просыпается и все ее беды рассеиваются (она ждала, молилась и верила – Бог ниспослал ей счастье).

Вывод по сюжету: в каждой композиционной составляющей прослеживается русская основа

2 группа

Задание: Подготовить сообщение о крещенских гаданиях, опираясь на примеры из текста.

Текст

Сообщение

За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;.

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги баш­мак и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сто­рону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

Снег пололи;

В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.
Либо такой вариант: «Полю, полю снежок, где мой женишок – в том краю и собачка взлай». Это означало, с какой стороны будет жених. Если лай очень отдаленный, то, возможно, из другой деревни

… под окном
Слушали;

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.
Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» — смерть в наступающем году.

…кормили
Счетным курицу зерном;

Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.

Ярый воск топили;

Очень распространенное гадание: растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.

В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны

Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились.

Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».

Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»

Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;

Самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. На него нужна была особая решимость.
Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»
В полночь, когда вызванный поневоле суженый (дух с того света в образе суженого) приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывали ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.
При гадании, во-первых, нужно было очертить зажженною в сочельник лучинкою круг;  во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание) нужно было взять с собой петуха, пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. 

Вывод: Две недели (с 7-го по 19 января) длились святки. Именно этот период считался самым благоприятным (правдивым) для гаданий. С приходом христианства на Русь, святочные гадания не только сохранились, но и приобрели более мистический смысл, и хотя церковь пыталась бороться с суеверием и гаданиями, они бережно передавались из поколения в поколения, и дошли до наших дней в мало измененном виде. Обряд языческий.
С момента принятия православия церковь борола с языческим прошлым. Но языческие обряды настолько прижились на русской почве, что и в наши дни не только гадают в святки, но и празднуют масленицу, день Ивана Купалы, чтят домового и др.

3 группа

Задание: Истолковать сон Светланы, выделив образы-символы по направлениям: «обряды», «природа», «место», «предмет», «существо».

Задание: Истолкуйте сон Светланы

  1. Дом (свой покидать) – совершите ошибку; входить в дом странного вида – скоро ввяжетесь в необычное дело.
  2. Венчание – предвестье больших хлопот, волнений и переживаний.
  3. Поп во время службы – тяжелая болезнь, неверность возлюбленного.
  4. Церковь: видеть издали – тоска и разочарование; входить в церковь с возлюбленным – скорая разлука с ним
  5. Кони (провезли через опасное место) - трудности.
  6. Вьюга – знак быстрых перемен и скорого получения известий.
  7. Мертвец – ничем не навредит; оживший мертвец – тревога и неприятности; мертвец-возлюбленный – неприятности, разлука, большие переживания.
  8. Гроб – препятствие в делах.
  9. Снег – препятствие в делах и неприятности
  10. Ворон (кружит) - грозит опасность и потери
  11. Огонек -  мечтаете о несбыточном
  12. Икона – знак печали и терпения; молиться перед иконой – ждите облегчения, утешения в печали, поддержки.
  13. Свечка «слабо тлится» - скудное существование, недовольство собой и ходом дел.
  14. Слезы – символ неожиданной радости и утешения в печали.
  15. Крест - символ спасения, испытаний, надежды. Сжимать крест - выбирать не самый легкий, но достойный жизненный путь. 
  16. Голубь – символизирует получение хорошего извести, покой, блаженство, удовольствие, богатство, успех в делах. Возлюбленным предсказывает верность.
  17. Хижина - любой сон о хижине предсказывает ухудшение вашего материального положения или здоровья.

Направления

Образы-символы в балладе

Значение в сне

Обряды

Венчание

Венчание – предвестье больших хлопот, волнений и переживаний.

Природа

Вьюга, снег

Вьюга – знак быстрых перемен и скорого получения известий.
Снег – препятствие в делах и неприятности.

Место

Дом, церковь, хижинка

Дом (свой покидать) – совершите ошибку; входить в дом странного вида – скоро ввяжетесь в необычное дело.
Церковь: видеть издали – тоска и разочарование; входить в церковь с возлюбленным – скорая разлука с ним
Хижина - любой сон о хижине предсказывает ухудшение вашего материального положения или здоровья.

Предметы

Огонек, гроб, икона, свечка, слезы, крест

Огонек - мечтаете о несбыточном.
Гроб – препятствие в делах.
Икона – знак печали и терпения; молиться перед иконой – ждите облегчения, утешения в печали, поддержки.
Свечка «слабо тлится» - скудное существование, недовольство собой и ходом дел.
Слезы – символ неожиданной радости и утешения в печали.
Крест - символ спасения, испытаний, надежды. Сжимать крест - выбирать не самый легкий, но достойный жизненный путь. 

Существа

Кони, ворон, поп, мертвец, голубь

Кони (провезли через опасное место) – трудности.
Ворон (кружит) - грозит опасность и потери.
Поп во время службы – тяжелая болезнь, неверность возлюбленного.
Мертвец – ничем не навредит; оживший мертвец – тревога и неприятности; мертвец-возлюбленный – неприятности, разлука, большие переживания.
Голубь – символизирует получение хорошего извести, покой, блаженство, удовольствие, богатство, успех в делах. Возлюбленным предсказывает верность.

Вывод: Издавна снам приписывалось особенное мистическое значение. С помощью сновидений человек пытался заглянуть в будущее, объяснить настоящее и понять прошлое. Сны – распространенный прием в художественной литературе. В балладе «Светлана» сон противоречив, причем хорошие предзнаменования появляются именно в конце сна (крест, голубь).

Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
Суеверие характерно для русского человека.

4 группа

Задание: Найти в тексте баллады примеры, характеризующие чувства и действия Светланы, определить ее внутреннее состояние.

Цитата

Внутреннее состояние героини

Как могу, подружки, петь?

Нес сил для веселья

Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.

Чувство вечного одиночества

Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...

Любовь

Я молюсь и слезы лью!

Обращение к Богу – вера.

Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель

Просьба к Богу – вера.

С тайной робостью она
В зеркало глядится; …
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
Робко в зеркало глядит…
Занялся от страха дух...

Робость, страх, ужас

Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит...

Заручилась поддержкой Бога – вера.

Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Страх, слезы, обращение к Богу – вера.

Что же девица?.. Дрожит...
Гибель близко...

Страх перед гибелью

Глядь, Светлана... о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах!.. и пробудилась.

Кульминация страх и пробуждение

Светланин дух
Смутен сновиденьем.

Растерянность

«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;

Ожидание беды

Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Надежда

Села (тяжко ноет грудь)

Внутренние переживания

Вывод: Светлана грустит, ощущает одиночество; испытывая суеверный страх, решается узнать свою судьбу. Но в то же время она любит, надеется и верит. Верит – в смысле «верует». Она постоянно обращается к Богу, заручается его поддержкой. Даже тогда, когда в гадании она вступает во взаимодействие с нечистой силой, при ней остается крест. На протяжении всей баллады не покидает ощущение, что Светлана внутренне готова принять то, что ей предназначено судьбой – божественное провидение. Это черты русского характера.

Выводы по реализации проекта:

  1. Сюжет баллады «Светлана» основан на картинах русской действительности начала 19 века.
  2. Смешение православных праздников с языческими обрядами характерно для русских (это происходит и в современной действительности).
  3. Суеверие (в том числе и сны) очень характерно для русского человека.
  4. «Вера в провидение», по мнению самого автора, - главное. Умение безропотно веровать, смирять свой эгоизм, терпеть лишения – черты русского национального характера. Светлана – «светлая» – свет – вера.

Таким образом, мы подтверждаем, что основу баллады В.А.Жуковского «Светлана» составляют картины русской действительности, основанные на чертах русского национального характера.

Литература

  1. Учебник. Литература, 9 кл. Часть1. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С.
  2. Жуковский В.А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
  3. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
  4. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Т.I. С.-Петербург, 1885.
  5. Журнале «Литература в школе» №4 за 2011 год. В.Е.Дудина «Баллады Жуковского».
  6. Словарь литературоведческих терминов.
  7. Смурова О.Б. Большой универсальный сонник: 100000 толкований. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 800 с. – (Ваша тайна)