Конспект занятия-тренинга элективного курса «Основы проектной и исследовательской деятельности». Тема: «Знакомство с курсом. «Это что-то новое!». 10–11-е классы

Разделы: Руководство учебным проектом

Классы: 10, 11

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность


Время проведения: 1 час 20 минут.

Класс: 10-11.

Количество участников: до 30 человек.

Цель: создание условий для погружения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Знакомство с участниками курса;
  • Диагностика интересов участников тренинга;
  • Выявление уровня знаний обучающихся об этапах проектной и исследовательской деятельности.

Ход занятия

Этап работы,
упражнение

Содержание

Необходимые материалы

Время

Вступление.
Правила работы

"Здесь и теперь"
Искренность и открытость
Принцип «Я»
Активность
Конфиденциальность

 

10 мин.

Упражнение на знакомство
«Я и мои увлечения»

Назвать своё имя, а также свое реальное хобби и свое желательное хобби (то, о чем мечтаешь)

Формы для бейджиков, иголочки, фломастеры

7-10 мин.

Упражнение
«Моя формула»

Математики склонны все, что видят в мире, все явления и даже предметы описывать в виде формул.
Я предлагаю на время нашей работы перевоплотиться в математиков и написать на листе свое имя, сопроводить его формулой, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность.
КВАДРАТ. Квадрат – это, прежде всего неутомимый труженик. Мыслительный анализ – сильная сторона Квадрата... Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок...
ТРЕУГОЛЬНИК. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки... Главное отрицательное качество "треугольной" формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя.
КРУГ. Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.
ЗИГЗАГ. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из всех фигур и единственная разомкнутая фигура... Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя.
Формулы прикрепляются на доску и комментируются.
Обсуждение (присутствуют ли в формулах качества, присущие креативному человеку?)

30 листов бумаги, фломастеры, скотч

5-7 мин.

Упражнение «Классификация»

Участникам, объединенным в подгруппы по 3-4 человека, дается перечень из 6-8 предметов и предлагается придумать как можно больше различных оснований, по которым возможно классифицировать эти предметы. Задача не в том, чтобы найти наиболее обоснованный критерий их классификации (как в заданиях, входящих в тесты интеллекта), а в том, чтобы предложить как можно более разнообразные и необычные, но логически непротиворечивые критерии для этого.
Перечни предметов.
Обсуждение:
- Какие из предложенных критериев для классификации представляются самыми оригинальными, необычными?
- В каких жизненных ситуациях важно умение находить неочевидные признаки сходства между различными предметами и явлениями?

Карточки со списками для подгрупп

15 мин.

Игра «Домино»

Задание группам: расположите этапы организации проекта в нужной последовательности.
Сравните результат с эталоном. Правильно выделить проблему - наиболее трудная задача.
Проблема – это социально значимое противоречие. Она должна быть интересна, носить исследовательский характер. Далее определяется объект и предмет исследования. 
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. 
Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Проблема преобразуется в личностно значимую цель.
Цель проекта – модель желаемого конечного результата.  Цель проекта может быть определена с помощью глаголов: доказать, записать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, проверить, продемонстрировать, проследить, разработать, рассчитать, собрать, создать, сравнить, установить и т.д.
Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели. Далее выдвигается гипотеза. 
Гипотеза в проекте – предположение о возможных результатах исследовательской работы. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом. 
Следующий этап работы над проектом – это планирование (проектирование), процесс разработки проекта. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
Затем, этап работы – поиск или сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации: 
- Поиск информации в Интернете;
- Справочная, учебная литература, документальные источники;
- Вопросы коллегам (преподавателю), специалистам;
- Интервью с участниками событий, анкетирование и т.д.
Результат работы над проектом или конечный результат разрешения поставленной проблемы, т.е. Продукт проектной деятельности – это следующий этап работы. Обращаю ваше внимание на то, что в нашем случае в связи с дефицитом времени этапы планирования и реализации практически совпали, что, несомненно, сказалось на качестве продукта.
Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, видеофильма, выставки, газеты, игры, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии и т.д.
Обычно после выполнения проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также то, что цель проекта достигнута и проблема решена в настоящий момент – т.е. Следующий этап - презентация. 
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта. В течение всей работы над проектом его разработчики собирают проектную папку (портфолио).
Для многих, желающих заняться исследованиями, одной из важных проблем становится проблема выбора темы. Существуют правила выбора темы исследования. 
Выбор темы исследования
- Тема должна представлять интерес для учащихся и педагога;
- Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях;
- Тема должна быть сформулирована лаконично;
- Указать, почему именно эта тема и именно на данный момент является актуальной;
- Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования;
- Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы, литература, необходимая исследовательская база. 
Какова же роль преподавателя в проектной деятельности?
Энтузиаст - вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
Специалист - обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
Консультант - организующий доступ к информационным ресурсам;
Руководитель - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей;
Координатор - группового процесса;
Эксперт - анализирующий результаты выполненного проекта.

Каждой группе выдается набор разрезных карточек-домино, листы А4, клей

7-10 мин.

Диагностика «Карта интересов»

Для того чтобы помочь вам выбрать направление с учетом интересов, предлагаем оценить ряд утверждений о различных видах занятий, которые ты сможешь освоить в будущем.
Если тебе нравится и очень сильно хотелось бы, заниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставь в соответствующей клетке бланка ответов  «++».
Если нравится, но не очень сильно — поставь «+».
Если не знаешь, сомневаешься — поставь «0».
Если не хотел бы, не нравится «-».
Если очень не хотел бы, совершенно не нравится, то «—».
Не раздумывай слишком долго над вопросами — правильных и неправильных вариантов ответов здесь нет, давай тот ответ, который первым придет в голову. Отвечай на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Проставляя свои ответы, внимательно следи, чтобы номер клетки в бланке для ответов не расходился с номером вопроса.

Бланки для ответов, стимульный материал

15-20 минут

Упражнение «Аукцион»

Ведущий называет любой предмет и бросает мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать три нестандартных способа применения предмета.
Беседа о барьерах креативности: ограниченность во времени, оценочность, боязнь конкуренции

мяч

 

Рефлексия

Ведущий предлагает все участникам тренинга ответить на вопросы по кругу:
Что чувствуете на данный момент?
Что нового узнали?
Что узнали о себе? О других?
Чего вы ждали?
Что получили?

 

7-10 минут