Урок биологии по теме "Общий обзор организма человека. Обобщение и систематизация знаний". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Класс: 8.

Базовый учебник: Биология.8 класс: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов - 3-е изд., М. «Просвещение».

Деятельностная цель: при обобщении и систематизации учебного материала о строении и физиологии организма человека, формировать познавательные универсальные учебные действия.

Предметно-дидактическая цель: организовать познавательную деятельность учащихся для расширения и углубления знаний учащихся об организме человека.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма человека;
  • Проверить умения и научить характеризовать особенности строения организма человека на различных уровнях организации; определять основные ткани организма человека.

Метапредметные

Познавательные:

  • Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, систематизировать материал от частного к общему, от простого к сложному.

Коммуникативные:

  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию, распределять рабочее время.

Личностные:

  • Осознание необходимости учиться, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности, учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности, выражать свои мнения, выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  • уровни организации человека,
  • функциональная система,
  • регуляторные функции организма человека.

Этапы урока

Для учителя

Для учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (2 мин.)

Проверка готовности к уроку, организация внимания класса к работе на уроке, включение в учебный ритм, создание положительного, эмоционального настроя у обучающихся.

Организация рабочего места.
Класс разделен  на 3 группы
Эмоционально настраиваются
на предстоящую учебную деятельность.

 Коммуникативные УУД: учатся культуре общения.
Личностные:
Настрой на продуктивную деятельность на уроке

Самоопределение. (1 мин)

Эпиграф: «В организме все связано, нельзя забывать об этом…»

Спорьте, ошибайтесь, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хоть криво, да сами.
Г.Е.Лессинг

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности
на уроке

 

Актуализация знаний и фиксирование затруднений (4 мин
Задание на доске
Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.
Выделяет основные проблемы, возникшие при изучении данного раздела.
Организует фронтальную беседу и индивидуальный опрос.
   
Задание по группам

1. На доске выписаны биологические термины.
Расположите их в правильной последовательности

Орган, клетка, организм, ткань, система органов

Проблемный вопрос: Человек – венец краса Вселенной. Что является наименьшей структурной организацией  живого организма.

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. Создает для учеников проблемную ситуацию. Направляет размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, фиксирует выявленные проблемы и предлагает план по решению этих проблем

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.

Применяют знания для выполнения заданий.

 

Обозначают рамки знаний и фиксируют ошибки и недочеты, которые обнаруживаются в ходе выполнения заданий.

Переходим к следующему блоку урока.

Задания для групп

Определяем названия групп
На желтом листочке вопрос?
1 группа. Что является сердцем клетки, (Ядро) Рассказать об этом органоиде.
2 группа. Что является  Энергетической станции Клетки?
3 группа. В каком органоиде находится запасы- склад белков, жиров, у глеводов
 

Познавательные УУД:
- развивают навык
анализа информации,
- учатся строить высказывания,
Устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное.
Коммуникативные УУД:
- учатся выражать свои мысли
- культуре общения, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, развивают умение слушать и слышать друг друга.

Проверка понимания учащимися пройденного материала. Создание проблемной ситуации и построение проекта выхода из неё. (17 мин.)

Группам выданы ватманы, органоиды клеток. Нужно собрать животную клетку и подписать органоиды. Что не хватает дорисуйте.
После работы каждая группа приклеивает на доску ватман и пишет название команды
на ватмане, выходят по 3 человека для защиты.

Карточка 1 группы "Строение клетки".
Закончите предложение, воспользовавшись данными словами:
ядро, хромосомы, оболочка, аппарат (комплекс) Гольджи, эндоплазматическая сеть, лизосомы, митохондрии, цитоплазма
1. Главная часть клетки, управляет её работой, хранит наследственную информацию.
2. Нитевидные части ядра, главные хранители наследственности.
3 .Где находится ген?

Карточка для 2 группы
1 Внутреннее содержимое клетки.
2.Транспортная система клетки?
3  Виды транспортной системы,?

Карточка для 3 группы
1  Покрывает клетку снаружи ------------
2. Внутреннее содержимое клетки --------
3. Органоид, образующий нити при делении клетки?

Опрос у доски по группам Рассказ по картинке на доске без обозначений.
На презентации схема строения Клетки.
В клетке можно выделить: ЦИТОПЛАЗМА, ЯДРО, МЕМБРАНА

Можно ли клетку назвать маленьким городом?
Кто там является центром управления? транспортной системой? Уборщиком мусора? Энергетической станцией Клетки? Перерабатывающим заводом?
Как  можно назвать КЛЕТКУ
ЭТО СЛОЖНАЯ СИСТЕМА.
Но жизнь многоеклеточного организма зависит от многих клеток и ГРУППА КЛЕТОК НАЗЫВАЕТСЯ  ТКАНЬЮ.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП ПО ТКАНЯМ

Карточка 2 "Ткани"
Расставьте правильно признаки тканей
Эпителиальная -
Нервная -
Мышечная -
Соединительная -
1. Из неё состоит головной и спинной мозг.
2. Клетки имеют вытянутую форму, могут быть многоядерными.
3. Клетки очень плотные, могут иметь реснички, выросты, могут выделять слизь.
4. Из неё состоят кровь, хрящи, сухожилия, кости.
5. Из неё состоят сердце, стенки внутренних органов, мускулатура.
6. Клетки звёздчатой формы из-за отростков - дендритов и аксона.
7. Из неё состоят кожа, слизистые оболочки, железы, внутренняя поверхность полых органов.
8. Главная особенность данной ткани- большое количество межклеточного вещества.
9. Свойства клеток данной ткани ВОЗБУДИМОСТЬ И СОКРАТИМОСТЬ

Блиц-опрос по тканям

Дети отвечают по 3 вопроса от группы

 

Задание для группы

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. Создает для учеников проблемную ситуацию. Направляет размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, фиксирует выявленные проблемы и предлагает план по решению этих проблем.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Что образуют ткани.

Дайте определения понятиям орган
Предлагает учащимся выполнить задание на голубой карточке
НА СТОЛАХ МАКЕТЫ ОРГАНОВ
Определи органы и укажите к какой системе органов они относятся?

1 группа - cердце, rость,
2 группа - почки, мозг
3 группа - желудок, гортань
Какие системы органов не назвали? (половую, эндокринную)

Дать определение систем органов.
А сейчас проверим это на практике.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её, находят пути решения

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания;
- учатся анализировать, сравнивать, обобщать,
- учатся выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Физкультминутка Проблемный вопрос: - Какие системы органов принимали участие в нашей паузе.
Эпиграф: «В организме все связано, нельзя забывать об этом…» можно так сказать?
   

Индивидуальная работа (5 мин)

 

 

Используют знания как инструмент взаимодействия с окружающим миром, применяют полученные знания.

 

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему

 

Рефлексия (2 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

- Всё мы выполнили? Можем мы сейчас ответить на вопросы, которые вызвали у вас затруднение в начале урока?

1. На уроке я работал….

2. Своей работой на уроке я …..

3. Урок для меня показался …..

4. За урок я …..

5. Мое настроение…..

6. Материал урока мне был

- Как оцените свою работу?  

 

 

Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:
Построить ментальную карту (карту понятий) по теме «Общий обзор организма человека»

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Познавательные УУД:
- учатся умению оценивать учебные действия, применять различные критерии оценки,
- учатся строить высказывания;
- учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД
:
- учатся слушать и понимать речь другого человека.
- учатся выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная  индивидуальная работа
Напиши название органоидов

  2 "Ткани"
Расставьте правильно признаки тканей
Эпителиальная - Нервная - Мышечная - Соединительная -
1. Из неё состоит головной и спинной мозг.
2. Клетки имеют вытянутую форму, могут быть многоядерными.
3. Клетки очень плотные, могут иметь реснички, выросты, могут выделять слизь.
4. Из неё состоят кровь, хрящи, сухожилия, кости.
5. Из неё состоят сердце, стенки внутренних органов, мускулатура.
6. Клетки звёздчатой формы из-за отростков - дендритов и аксона.
7. Из неё состоят кожа, слизистые оболочки, железы, внутренняя поверхность полых органов
8. Главная особенность данной ткани- большое количество межклеточного вещества.
3. Продолжи цепочку понятий
Клетка---? -------------?------------?------------? Организм?
Рефлексия
Закончи предложения

  1. 1.На уроке я работал….
  2. 2.Своей работой на уроке я …..
  3. 3.Урок для меня показался …..
  4. 4.За урок я …..
  5. 5.Мое настроение…..
  6.  6.Материал урока мне был
  7. 7. За урок я себк бы поставил оценку----