Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей. «Лесное путешествие» (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Учить детей различать признаки времён года, помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе, и те закономерности, которые в ней происходят.
  • С помощью поэтического слова показать красоту различных явлений: птиц, насекомых, животных.
  • Тесная связь с устным народным творчеством.
  • Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику с использованием пальчиковой игры.

Оборудование: Иллюстрации растений, животных, «ручеёк», дуги, гимнастическая скамейка, мяч, набивные мячи (кочки), обручи 4 штуки, гимнастические палки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о осени, чтение рассказов, стихов; разучивание пальчиковой игры; наблюдение за изменениями в природе на прогулке; игры на координацию и ловкость выполнения движений.

Методы: Беседа, рассказ, показ (иллюстраций).

Ход занятия

Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам».

Дети входят в спортивный зал.

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие в весенний лес. Давайте повторим правила поведения в лесу.

Проводится игра: «Можно, нельзя», за ответы дети получают красную фишку или зеленую фишку.

- Можно ломать ветки (красная)

- Разжигать костер (красная)

- Любоваться красотой природы (зеленая)

- Собирать грибы (зеленая)

- Разорять гнезда и муравейники (красная)

- Отдыхать на пне (зеленая)

- Уничтожать ядовитые грибы (красная)

- Собирать ягоды (зеленая)

- Оставлять после себя мусор (красная)

Воспитатель: - Молодцы! Если вы пришли в лес будьте внимательны, не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей.
Готовы в путь? Тогда возьмем с собой хорошее настроение, силу, ловкость, знания.

Все это сегодня нам пригодится.

- А сейчас ребята повернулись и идем друг за другом.

- Перешагивание через кочки, которые вырыли кроты.

- Подтягивание по гимнастической скамейке, лёжа на животе.

- Перепрыгивание через ручей.

- Вот мы пришли в осенний лес.

Полянка 1

Воспитатель: Предлагаю присесть на солнечной полянке (по-турецки) Послушайте, как поют птицы!

А давайте вспомним, какие птицы живут в лесу? (показываются картинки птиц)

 (Воспитатель хвалит детей за правильные ответы)

А кто назовет мне певчих птиц? И что это за птицы такие?

Я вас хочу познакомить с птичками, которых вы не назвали. Давайте по слушаем какие есть замечательные стихи про птиц.

Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие по лесу, преодолевая на пути препятствия.

- Ползанье на корточках между кочками, прогибая спинки под лапами елей.

- На нашем дальнейшем пути поваленные деревья.

– Ходьба по скамейке, руки на пояс.

- Прыжки из обруча в обруч.

Полянка 2

Воспитатель: Ребята, а эта полянка с вопросом:

- Назовите деревья, которые растут в нашем лесу? Но с начало вспомним:

- Чем деревья похожи между собой?

Дети:  У всех есть ствол, корень, ветки.

Воспитатель: А чем отличаются?

Дети:Одни лиственные, а другие хвойные, по цвету коры.

Ребята лес оставил своих помощников. Они нам будут загадывать загадки про те деревья которые растут в нашем лесу. Отгадав их, мы правильно назовем те деревья, которые растут в нашем лесу. Дети выставляют картинки с изображением деревьев на мольберт.

1.

Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

2.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица, 
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Елка)

3.

У меня длинней иголки. Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветки только на макушке. (Сосна)

4.

И гадать не надо даже –
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (Дуб)

5.

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной крошкой. (Клен)

Воспитатель: Случается, в лесу растет какой-нибудь один вид деревьев. Как называется лес или часть леса, где растут только сосны?

Дети: Сосновый бор.

Воспитатель: А лес, состоящий из берез? (березовая роща)

Лес, состоящий из дубов? (дубрава)

Лес, состоящий из осин? (осинник)

Воспитатель: Назовите деревья, которые растут в лиственном лесу?

Дети: Дуб, береза, липа и т.д.

Воспитатель: А в хвойном лесу?

Дети: Ель, сосна.

Воспитатель: - Идем дальше!

- «Змейкой» между кочками;

- Ходьба приставным шагом, руки на пояс – по гимнастическим палкам;

- Пролезание под дугами на четвереньках.

Под удары в бубен дети строятся в круг.

Полянка 3

Воспитатель: Пальчиковая игра «Пять и пять».

Пять и пять пошли гулять (Руки перед собой, ладошки раскрыты).
Вместе весело шагать (Пальцы сгибаются и разгибаются).
Повернулись (Вращение кистей рук).
Улыбнулись (Сложенные к большому пальцу обеих рук, растягиваются в улыбке).
В кулачок вот так свернулись (Пальцы сжаты несильно в кулачки).
Вот такие молодцы! (Стучат кулачок о кулачок).
Поиграем в слова.

Воспитатель: (Передача мяча и к названному слову подобрать прилагательное).

Полянка 4. Животные нашего леса

Воспитатель:  Ребята, вспомнить животных, обитающих в нашем лесу помогут загадки.

Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (еж)

- А кто изобразит ежа? (ребенок изображает)

- Есть у ежа жилище и как оно называется? (норка)

- Чем питается еж? (грибами, ягодами, насекомыми и т.д.)

Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз?:
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

- А кто изобразит белку? (ребенок изображает)

- Есть у белки жилище и как оно называется? (дупло)

- Чем питается белка? (грибами, ягодами, орехами, шишками.)

Угадай-ка, что за шапка меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)

- А кто изобразит зайца ? (ребенок изображает)

- Есть у зайца жилище? (нет)

- Чем питается заяц? (травкой, корой.)

Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придет весна, просыпается от сна? (медведь)

- А кто изобразит медведя? (ребенок изображает)

- Есть у медведя жилище и как оно называется? (берлога)

- Чем питается медведь? (грибами, ягодами, медом, мелкими животными)

Кого боится? (никого)

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет? (лиса)

- А кто изобразит лису? (ребенок изображает)

- Как называется лисий домик? (нора)

- Чем питается лиса? (птицами, мелкими животными)

- Кого боится? (медведя, волка)

Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный,
По полю рыщет, телят, ягнят ищет? (волк)

- Кто изобразит волка? (ребенок изображает)

- Как называется домик волка? (логово)

- Чем питается волк? (птицами, мелкими животными)

- Кого боится? (медведя)

Воспитатель: - Дети, предлагаю поиграть в игру «Совушка».

Считалка:

Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем - водишь ты.

А в заключение выполним упражнение «Дерево» для восстановления дыхания.

На полянке дерево росло,
Протянуло ветки к солнышку оно,
Ветер прилетает, деревце качает.
Тучи по небу бежали, все листочки задрожали.
Частый дождик льёт и льёт.
Дерево водичку пьёт, и растёт, растёт, растёт.

Воспитатель: - Ребята, где мы сегодня были? Понравилось вам путешествие в весенний лес? Пора возвращаться в детский сад.

Звучит песня. Дети строятся в шеренгу и уходят в группу.