Инновационный проект педагогов на тему "Развитие внеклассного чтения посредством внедрения читального зала"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Раздел 1. Общая характеристика проекта

1.1. Аннотация

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы внеклассного чтения для педагогов малокомплектной школы. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что чтение школьников ограничивается только школьной программой. Учащиеся неспособны к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их можно посредством внеклассного чтения.

Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должен базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Зачем же ребенку внеклассное чтение?

Зачастую внеклассное чтение – это те книги, которые ребенок выбрал сам. Выбрал – и слава Богу, мог выбрать что-нибудь другое: компьютер, например, или телевизор. Обычно для ребенка чтение является неприятным занятием – это трудная и кропотливая работа.

Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться. У них страдают мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

1.2. Постановка проблемы 

МОУ «Томторская средняя общеобразовательная школа» 110 лет. Мы очень хотим, чтобы наши учащиеся были образованными, начитанными, воспитанными, гуманными, культурными, подготовленными к современному обществу.

У нас есть светлые классные комнаты, спортивный зал, компьютерный кабинет, столовая, библиотека…

Что же явилось для нас причиной, что побудило создать проект «Развитие внеклассного чтения посредством внедрения читального зала»? Что же мешает учащимся читать? Нехватка литературы? Условия? На эти и многие другие вопросы мы решили ответить, проведя исследовательскую работу.

Актуальность: Современному обществу требуются люди с аналитическим умом и с творческим потенциалом.

Цель: Создание читального зала для повышения мотивации школьников к обучению.

Задачи:

  • Создать рабочую обстановку в читальном зале;
  • Повысить мотивацию к чтению путем предоставления доступности информации;
  • Повысить культуру обслуживания персонала;
  • Систематически проводить внеклассные мероприятия.

Гипотеза: Если мы определим правильное направление, создадим условия для творческого развития, то моделью нашего выпускника станет личность, подготовленная к современному обществу.

Срок реализации проекта: 1 год.

1.3. Краткая характеристика разделов

Раздел 1. «Общие положения». В данном разделе рассматриваются назначение и обоснование проекта. Цели и задачи проекта. Сроки реализации проекта. Краткая характеристика разделов.

Раздел 2. «Организационная структура проекта». Локальные акты, на основании которых производится действия (приказы, положения). Руководитель проекта, состав команды проекта, их функции. Роль отдельных участников проекта.

Раздел 3. «Управление проектом». Планирование мероприятий (совещаний, уроков, занятий и т.п.), конкретные сроки этапов проекта, ответственные по направлениям реализации проекта. Лица, осуществляющие контроль, текущий анализ реализации проекта.

Раздел 4. «Реализация проекта». В данном разделе указывается характеристики каждого этапа вида деятельности.

Раздел 5. «Ожидаемые результаты». Характеристика и критерии оценки ожидаемых результатов.

Раздел 6. «Смета расходов на реализацию проекта».

Раздел 2. Организационная структура проекта

2.1. Локальные акты по проекту:

- закон РФ «Об образовании»;

- концепция модернизации Российского образования;

- конвенция ООН «О правах ребенка»;

- закон РС(Я) «Об образовании»;

- программа развития образования «Мэңэ Кэскилэ»;

- устав МОУ «Томторская СОШ» МР «Мегино-Кангаласский улус», принятый общим собранием трудового коллектива 1 сентября 2008 года;

- приказ директора школы об организации проекта;

- организационные локальные акты МОУ «Томторская СОШ».

2.2. Руководитель проекта: Сергеева Оксана Петровна – зам.директора по ВР.

2.3. Состав команды проекта и их функции:

1. Богимов Никита Федотович – учитель трудового обучения;
2. Зырянова Марина Петровна – учитель начальных классов;
3. Лебедев Иван Иванович – учитель русского языка и литературы;
4. Миронова Туйара Станиславовна – учитель начальных классов;
5. Находкина Ия Николаевна – учитель географии;
6. Оконешникова Февронья Гаврильевна – учитель начальных классов;
7. Пономарева Марфа Анатольевна – учитель информатики;
8. Сергеева Оксана Петровна – зам.директора по УВР;
9. Толстякова Саргылана Михайловна – руководитель детской организации;
10. Чукрова Вера Валерьевна – учитель начальных классов.

2.4. Роль отдельных участников проекта

Ф.И.О.

Обязанности участников проекта

1.

Богимов Никита Федотович

Проектирование и реализация кабинета.

2.

Зырянова Марина Петровна

Контроль над внеклассным чтением.

3.

Лебедев Иван Иванович

Составление картотеки.

4.

Миронова Туйара Станиславовна

Диагностика промежуточных срезов по проблеме исследования.

5.

Находкина Ия Николаевна

Составление картотеки.

6.

Оконешникова Февронья Гаврильевна

Контроль над внеклассным чтением.

7.

Пономарева Марфа Анатольевна

Информационные компьютерные технологии.

8.

Сергеева Оксана Петровна

Внеклассное мероприятие. Подведение итогов. Анализ результатов.

9.

Толстякова Саргылана Михайловна

Внеклассное мероприятие.

10.

Чукрова Вера Валерьевна

Диагностика промежуточных срезов по проблеме исследования.

Раздел 3. «Управление проектом»

3.1. План мероприятий

Марафон «Талантливые читатели» включает:

- тестирование учащихся различных возрастных групп, цель которых проверить себя как читателя и личность;

- игры, конкурсы, задания на развитие качественной стороны восприятия детей;

- анкетирование детей и родителей «Читательские пристрастия моей семьи»;

- изучение читательских дневников;

- составление картотеки детского чтения;

- анализ сочинений ребят, направленных на рефлексию читательского опыта («Моя домашняя библиотека», «Я – читатель», «Исповедь читателя»…);

- большое количество экскурсий.

3.2. Конкурс «Книги рекордов Гиннеса класса»:

- знатоки русской поэзии;

- самого внимательного читателя;

- знатока программных произведений;

- самого лучшего подражателя автору;

- знатока исторической литературы;

- знатока литературных жанров и т.д.

По итогам года мы:

- записываем самых-самых в нашу книгу рекордов;

- из родительского фонда награждаем их грамотами и призами.

3.3. Тематическое родительское собрание «Приучение детей к чтению».

Чтобы разобраться, как ненавязчиво приучать школьников к чтению:

а) проанализируем читательские умения, запросы учеников, результат проверки техники чтения;

б) родителям предложим раскрыть одну из тем: «Книга в нашей семье», «Традиции в нашей семье», «Моя настольная книга», «Книга моего детства» и т.д., что позволит выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи;

в) разъясним родителям содержание курса внеклассного чтения на текущий год, познакомим их с кругом книг, доступных детям данного возраста.

3.4. Конкретные сроки этапов проекта

Этап

Сроки

Ответственный

1

Подготовительный:
- анализ готовности детей к обучению;
- психолого-педагогическая диагностика.

01.09.09. – 10.10.09.

Миронова Т.С.
Чукрова В.В.

2

Основной:
- апробация проекта обучения внеклассному чтению.

15.10.09. – 30.12.09.

Все участники проекта.

3

Заключительный:
- коррекция;
- кружковые занятия по интересам и способностям;
- модель подготовленного читающего выпускника;
- анализ.

11.01.10. – 15.05.10.

Сергеева О.П.

3.5. Лица, осуществляющие контроль

Ф.И.О.

Должность

1

Владимирова Вера Михайловна

Директор школы

2

Федорова Людмила Ивановна

Зам.директора по УВР

3

Сергеева Оксана Петровна

Зам.директора по ВР, руководитель проекта

4

Макарова Варвара Матвеевна

Зам.директора по АХЧ

3.6. Текущий анализ реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Анализ готовности детей к обучению:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • контроль над чтением;
  • выявление уровня качества знаний учащихся по итогам 2008-2009 учебного года.

2. Психолого-педагогическая диагностика:

  • тестирование;
  • анкетирование;
  • мониторинг;

2 этап. Основной

В читальном зале проводим систематически плановые мероприятия:

  • марафон «Талантливые читатели»;
  • конкурс «Книги рекордов Гиннеса класса»;
  • тематическое родительское собрание «Приучение детей к чтению».

3 этап. Заключительный

  • контрольная психолого-педагогическая диагностика учащихся;
  • сравнение (мониторинг) и вывод результатов деятельности;
  • анализ качества обучения учащихся;
  • составление перспективного плана на 2010-2015 учебный год.

Раздел 4. «Реализация проекта»

1 этап. Подготовительный

На этом этапе проводится:

  • Анализ готовности детей к учению по следующим методам:
    • наблюдение – первичное: по посещаемости сельской и школьной библиотеки;
    • проведение контроля над чтением по всем классам;
    • беседа с учащимися с целью повышения мотивации к обучению посредством открытия читального зала в школе;
    • выявление уровня качества знаний учащихся по итогам 2008-2009 учебного года.
  • Психолого-педагогическая диагностика (различные тесты, анкеты и т.п.), для начального среза мониторинг проводят Миронова Т.С. и Чукрова В.В.

2 этап. Основной

В читальном зале проводим систематически плановые мероприятия:

  • марафон «Талантливые читатели» (тестирование, анкетирование, игры, конкурсы и т.п.);
  • конкурс «Книги рекордов Гиннеса класса» (знатока русской поэзии, самого внимательного читателя, знатока программных произведений, самого лучшего подражателя автору, знатока исторической литературы, знатока литературных жанров и т.д.);
  • тематическое родительское собрание «Приучение детей к чтению» (предложим раскрыть родителям одну из тем: «Книга в нашей семье», «Традиции в нашей семье», «Моя настольная книга», «Книга моего детства» и др.).

3 этап. Заключительный

На этом этапе проводится контрольная психолого-педагогическая диагностика учащихся по тестам, анкетам, наблюдения посещаемости читального зала школы. Составляется мониторинг для сравнения начального и контрольного срезов. Выводятся заключительные результаты по данной проблеме.

Проанализировав качество обучения учащихся за 2008-2009 и 2009-2010 учебные годы, выявим уровень повышения мотивации к обучению. По итогам данных результатов выводится общий итог по эффективности проекта.

Составление перспективного плана на 2010-2015 учебный год.

Раздел 5. Ожидаемые результаты

Реализация идеи приведет не только к решению проблемы внеклассного чтения посредством внедрения читального зала, она объединит детей и взрослых одной целью.

Проект «Развитие внеклассного чтения посредством внедрения читального зала» - это результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности детей к чтению.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  • повышение уровня качества чтения;
  • определение направленного развития личности;
  • формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности;
  • активизация мотивации к обучению;

Форма представления результатов работы:

  • создание вариативной учебной программы по внеклассному чтению;
  • разработка методических рекомендаций по интегрированию уроков чтения и внеклассного чтения;
  • за период реализации проекта у учащихся появится осмысление и выражение прочитанного;
  • картины природы, художественная литература, ИКТ, использование метода учебно-исследовательских проектов создадут внутреннюю готовность учащихся к поиску выразительных средств собственной речи, к пополнению словарного запаса;
  • сформируется языковая компетентность.

После истечения срока проекта ожидаются следующие результаты:

  • повышение мотивации к обучению;
  • обогащение словарного запаса;
  • расширение кругозора;
  • повышение культуры поведения учащихся;
  • выпуск брошюр по данной теме.

Риски проекта:

  • не повышается мотивация к обучению у учащихся;
  • непосещение учащимися читального зала;
  • качество обучения не изменяется;
  • нехватка литературы;
  • тематические мероприятия не реализуются из-за необеспеченности материальными средствами по намеченному плану;
  • необеспеченность ИКТ;
  • не ведется работа со стороны родителей по данной проблеме.

Утверждаю:________________
Директор МОУ «Томторская СОШ»
Владимирова В.М.
«24» ноября 2008г.

Раздел 6. «Смета расходов на реализацию проекта»


Этап

Сроки

Цель расходов

Наименование расходов

Сумма, руб.

1

Подготовительный

01.09.09.-10.10.09.

Психолого-педагогическая диагностика учащихся

Приобретение литературы по психолого-педагогической диагностике.

500

2

Основной

15.10.09.-30.12.09.

Персональный компьютер используется для составления картотеки, чтения текстов, проведения интеллектуальных игр, конкурсов, викторин, анкет, тестов, олимпиад и т.д. Информация передается через проектор и экран. - ПК
- проектор
- экран
21000
22000
4000

2

Основной

15.10.09.-30.12.09.

Для развития мотивации внеклассного чтения.

Обучить и развить кругозор, произношение, культуру речи у учащихся.

Создание удобных условий в читальном зале.

 

 

 

 

- Для приобретения необходимых товаров.
- Для картотеки

- Литература:

- методическая
- детская
- периодическая
- художественная
- словари
- энциклопедии
- обучающие и развивающие диски
- наглядные картины
- портреты писателей
- комплект мебели для читального зала:
- столы
- скамейки
- полки
- картотека
Прочие расходы:
- бензин
- канц.товары

 

2000
5000
5000
3000
5000
5000

3000
2000
3000

2500
5000
5000
2500


3500
1000
Итого: 100000

3

Заключительный

11.01.10.-15.05.10.

 

Выпуск брошюр по данной теме