Технологическое обеспечение реализации Я-концепции на уроках литературы

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Каждый учитель хочет, чтобы его предмет помог ученику быть целеустремлённым, успешным и т.д. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) читаем: «Учитель должен обеспечить воспитание и социализацию учащихся, их самоидентификацию». Как включить в содержание учебного предмета самоидентификацию учащихся? На практике зачастую оказывается так, что учащиеся правильно и, казалось бы, осознанно рассуждают на морально-этические темы. Однако декларируемые морально-нравственные ценности не включены в жизненный контекст, не воспринимаются ими  как ориентиры в собственной жизни. Отсутствие самоидентификации является благодатной почвой для инфантилизма, беспринципности. Как следствие – или неумение управлять своей жизнью, или эгоистическое приспособленчество. Ответственность за доверенные судьбы детей не позволяет учителю игнорировать наличие проблемы, заставляет искать пути её решения.

При изучении «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения», подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО вызвал интерес следующий аспект: «Среди технологий, методов и приёмов развития универсальных учебных действий… особое место занимают учебные ситуации… Они могут быть построены на предметном материале и носить надпредметный характер». «Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач. Личностные универсальные учебные действия:

– на личностное самоопределение;

– на развитие Я-концепции…»

Что такое «Я-концепция»? Проанализировав научные труды известных педагогов, психологов, социологов, философов, освещавших понимание «Я-концепции», таких как Роберт Бернс, Гоффман Ирвинг, Анатолий Афанасиевич Калюжный, Александр Михайлович Новиков, Владимир Викторович Столин, Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев,  Михаи́л Миха́йлович Бахти́н, Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский, под «Я-концепцией» мы будем понимать совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.  Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

По мнению Зигмунда Фрейда, Курта Левина, Карла Роджерса,  Я-концепция личности может быть реальной и идеальной. «Реальное «Я» означает «какой я есть». «Идеальное «Я» – «каким бы я хотел быть». Осознание несовпадения реальной и идеальной Я-концепции может стать источником самосовершенствования личности.

Изучение научного и научно-методического материала, требований ФГОС расширило границы поиска возможностей реализации Я-концепции. Я-концепция реализуется через моделирование на уроках личностно значимых учебных ситуаций, через постановку целей и задач так, чтобы учащийся находил возможные варианты решения собственных проблем. Все типы учебных ситуаций возможно комбинировать в рамках одного занятия.

Пример реализации «Я-концепции» на уроке литературы в 10-м классе. Тема урока: Проблема нравственного выбора (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Задача: предоставить каждому учащемуся возможность не только усвоить предметный материал, но и расширить познание собственного Я. Поэтому цель урока обсуждаем с учащимися:

– Сегодня мы формулируем цель нашего урока так: изучая роман известного русского классика, мы будем искать ответы на вопросы, которые задаём сегодня себе. Мы соотнесём пути решения проблемы нравственного выбора, которые предлагает нам Достоевский, с сегодняшним контекстом, с контекстом нашей жизни. Роман был написан в середине 19 века. Сейчас век 21. В классе 30 человек, а значит, 30 мировоззренийЧто составляет основу вашего мировоззрения? Как встретятся в процессе изучения произведения столь разные миры? Наш подход к произведению таков: «Я читаю книгу, чтобы узнать о себе».

Этапы работы:

1. Я – читатель.

2. Анализ авторской позиции.

3. Я – соавтор, я изучаю мировоззрение писателя сквозь призму своего жизненного опыта и соглашаюсь или спорю с автором.

1 этап работы: «Я – читатель»

Предлагается эпизод «Сон Родиона Раскольникова».  На доске записана необходимая для урока терминология. Комментируем место данного эпизода в композиции романа. (Раскольников ещё не совершил преступления, но проба уже сделана). Сон Раскольникова – своего рода притча о том, как человек совершает нравственный выбор, как формируется его система ценностей.  Обязательно выразительное чтение текста. Чтение совместное (как передача эстафеты): учитель и учащиеся, т.к. учитель задаёт темп чтения, интонацию, пафос.

Эпизод «Сон Родиона Раскольникова» (здесь сжатое изложение текста)

Страшный сон приснился Раскольникову. Он лет семи и гуляет в праздничный  день с отцом. Время серенькое, день удушливый. В нескольких шагах от  последнего городского огорода стоит большой кабак. Возле кабака пыльная, черная дорога, далее  огибает городское  кладбище. Там бабушкина могила и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев. Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом. Идут они с отцом  по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака. Там гулянье, толпа сброду. Все пьяны, поют песни, а подле кабачного крыльца стоит большая телега, запряжённая маленькой, тощей, саврасой клячонкой. Из кабака  выходят  пьяные-препьяные большие мужики  и начинают глумиться на тощей савраской. Усевшись в телегу, заставляют её вскачь идти. Хлещут кнутами, бьют оглоблей. Толпа веселится, хохочет,  глядя на то, как убивают лошадку. И только маленький Родя кидается на защиту:

– Папочка, что  они  делают? бедную лошадку бьют!

– Пойдем, пойдем! – говорит отец,– пьяные, шалят, не смотри!

И лишь один старик из толпы пытается образумить убийцу:

– Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!

Миколка,хозяин клячонки, подбадриваемый толпой и кинувшимися ему на помощь парнями из толпы, вытаскивает железный лом и начинает бить по спине свою бедную лошаденку. Кляча  протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.

– Доконал! – кричат в толпе.

– Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! – кричат из толпы уже многие голоса.

Но бедный мальчик уже не помнит себя.

– Папочка! За что они... бедную лошадку... убили!– всхлипывает он…

– Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! – говорит отец.

Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается.

2 этап работы: «Анализ авторской позиции» (здесь приведены лишь элементы работы с текстом)

Анализируем систему образов: создаём в тетрадях и на доске схему-рисунок, где каждый образ символичен. Учащиеся комментируют символы декораций. «Черная, пыльная дорога»– символ неверного выбора жизненного пути. Дорога идёт к церкви и кладбищу. «Церковь» и «кладбище»символыблизости к Создателю, равенства всех людей перед Всевышним, символ безгреховности и святости. «Кабак»символ падения нравственного.  «Савраска» – символ беззащитности. «Толпа»символотсутствия человечности, индивидуальности, ответственности. Даём характеристику «толпы»: она неоднородна. Толпа делится на три группы: одни участвуют и поддерживают (большинство), «не наше дело» (отец мальчика), протестуют (старик и ребёнок).

– Нарисуйте толпу в виде схемы. В схеме-рисунке поместите себя: «Я». Почему ваше место там? Вы можете ничего не фиксировать в тетради, если вам не хочется. А теперь представьте, что вы можете оказаться и на месте «савраски» (метафорически)… Ваш ответ остался прежним?
Вывод:у каждого из нас свой жизненный путь и каждый самостоятельно всякий раз будет для себя решать: где я?

Задание:

Как вы представляете свой жизненный путь? Нарисуйте, добавьте символами, значимыми для вас. (Обычно рисуют линию). А представьте жизненный путь в виде замкнутого круга, где рождение и смерть соединяются в одной точке и никто не знает «диаметр» отмерянного ему круга: в эпизоде у Достоевского на кладбище похоронены бабушка Роди и его шестимесячный братик. А теперь соразмерьте выбранные вами символы с предложенной аллегорией. Для вас они по-прежнему значимы?

Вернёмся к тексту. Проблемный вопрос: «Почему же маленький Родя, такой хороший, добрый, став взрослым, идёт на преступление? Чтобы ответить, проанализируйте теорию Раскольникова и найдите в ней трагические ошибки.

Ожидаемый ответ (отработан на предыдущих уроках):

Теория Раскольникова: счастье людям через «кровь по совести» принесут «избранные». Ради счастья людей допускает «кровь по совести», т.е. нарушает заповеди Божии. Раскольников отводит «избранным» роль Бога.

Слово учителя:

Многовековая народная мудрость в решении проблемы нравственного выбора нашла отражение во всех мировых религиях. Все религии возлагают ответственность за жизненный путь на самого человека. Все религии миролюбивы и утверждают равенство людей перед Создателем.

Итог 2 этапа урока. Мировоззрение автора: идеал – действенная жертвенность ради ближнего (Иисус Христос: «Я для ВСЕХ»).

3 этап работы: «Я – соавтор»

– «Действенная жертвенность» –  такой нравственный выбор современен или устарел? Обоснуйте ответ. Есть ли сегодня люди, которые думают и поступают так, как проповедовал Достоевский?

Серге́й Алекса́ндрович Со́лнечников. 28 марта 2012 года  на учебном полигоне закрыл собой военнослужащего, спасая его от разорвавшейся гранаты. Посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.

2016 год, весна. Офицер спецназа  Александр Прохоренко выявлял объекты боевиков ИГИЛ (запрещена в Российской Федерации), погиб в районе Пальмиры, «вызвав огонь на себя». Посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.

– 2016 год, осень. Магомед Нурбагандов посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга. Президент Владимир Путин назвал его «настоящим героем, настоящим мужчиной, который под угрозой смерти остался верен присяге, долгу и своему народу».

– Есть ли в вашей судьбе причастность к высокому нравственному выбору самопожертвования ради счастья людей?

– Прошу встать тех, чьи родные и близкие отдали себя без остатка своему Отечеству в трудные для него годы Великой Отечественной войны. Это было их выстраданное решение проблемы нравственного выбора. Прошу почтить их память минутой молчания.

Рефлексия

На какие вопросы на уроке было сложнее всего ответить? Почему?

Реализация Я-концепции не трудоёмка, доступна каждому учителю. Результативность уроков, основанных на Я-концепции, достаточна высока. Учащиеся показывают высокий уровень предметных знаний. Личностные результаты очевидны, так как невозможно не включиться в обсуждаемые  на уроке проблемы, если разговор идёт о тебе самом.

Литература

1.Бернс Р., Что такое Я-концепция (феноменалистический подход) http://www.psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns3.htm#3p2

2.Гоффман Ирвинг Представление себя другим в повседневной жизни http://log-in.ru/books/predstavlenie-sebya-drugim-v-povsednevnoiy-zhizni-goffman-irving-socsialnaya-psikhologiya/

3.Калюжный А.А. Я-концепция и стили педагогического взаимодействия  // Проблемы cоциальной психологии личности. http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30290_full.shtml

4.Новиков А.М. Развитие «самости» студента. http://www.anovikov.ru/artikle/sam_stud.htm

5.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. —342с.

6.Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с. http://psylib.org.ua/books/stolv01/index. htm

7.Ушакова, О.А., Гуманитарная концепция уроков литературы// Проектирование урока и воспитательного мероприятия на основе гуманитарной экспертизы: матер. оп.-экс. раб. МОУ лицея № 3 Тракторозаводского района г. Волгограда. Сб. науч.-метод. матер. / под ред. С.В.Беловой. – М.: Планета, 2012 (ISBN 978-5-9935-0184-0). – 128 с.