Физическая культура для обучающихся с особыми потребностями

Разделы: Инклюзивное образование, Дополнительное образование


Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения опубликовали ошеломляющие статистические данные: в Российской Федерации дети с ОВЗ составляют, по разным оценкам, от 5% до 8 % детского населения, что в абсолютных значениях превышает миллионную отметку. Дети с ОВЗ, как никто другой, нуждаются в социальной защите, и её активные формы - реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта [2]. В последнее время мы часто слышим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья и понимаем, что в первую очередь,  речь идёт об учреждениях дополнительного образования и спортивных залах. С 2012 года в России появился новый вид образования - инклюзивное (включенное). Инклюзия в спорте выступает как реформа учреждений дополнительного образования, в которых развиваются физкультурно-спортивные направления, чтобы они могли отвечать потребностям всех детей без исключения. Для успешного осуществления инклюзии в учреждения дополнительного образования, необходимо разрушить психологический барьер у всех непосредственных участников: родителей, детей и педагогов [1]. Важно фокусироваться на возможностях детей, а не ограничениях! Для этого требуется создать качественную информативную среду и разработать «стандарты социализации», нормативную базу поведения, обучаться которой стоит начать как можно раньше [2].

Рассмотрим, как  это работает на примере молодёжно-подросткового клуба «Карат». «Мой ребёнок – особенный!» Как часто тренеры слышат эту фразу от родителей? В ходе анализа работы нашего клуба, выяснилось, что детей с ограниченными возможностями здоровья, ввиду объективных причин, в секциях Киокушинкай каратэ крайне мало. А жаль! Ведь занятия по Киокушинкай каратэ вполне доступны для детей с ОВЗ. Тренеры по каратэ энтузиасты своего дела, профессионалы, справятся с любой задачей, по достоинству оценят стремление ребёнка, выбравшего сложной боевой путь. Родителям надо лишь выбрать того тренера, который придётся по душе ребенку с ОВЗ. Грамотный тренер-преподаватель поставит первоочередную цель, возьмёт за основу  физический и психический потенциал ребёнка. Педагог проработает компоненты (блоки, удары, упражнения по ОФП и СФП), которые  соответствуют возможностям ребёнка с ОВЗ, продумает адаптацию формы движения и мн.др. С одной стороны сложная задача, с другой - возможность для творчества педагога. При подборе содержания занятий в группе, где есть ребёнок с ОВЗ, учитывается принцип доступности, но без излишнего упрощения материала, чтобы другие дети не потеряли интерес, а результат достигается многократным повторением техники, что вообще свойственно  Киокушинкай каратэ. «Особые» дети, глядя на сверстников и тренера, получают доступный пример для двигательного подражания и горят желанием улучшить свои физические кондиции [3].

В научно-практической литературе посвященной вопросам инклюзивного образования практически отсутствует освещение проблемы инклюзии на уроках физической культуры. В клубе «Карат» работа с особыми детьми построена по принципу «Не навреди!». Упражнения на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость) даются «дозировано». Задания для развития функциональных возможностей организма (память, внимание, мышление) назначаются в умеренных количествах, чтобы не вызвать переутомление. Комплекс специальных знаний (усвоение ценностей, норм, установок осознанного использования физических упражнений, понятий, правил, принципов, опыта их практического применения) формируется постепенно [1].

Каждый тренер знает, что «лучше недотренировать, чем перетренировать». В любом случае занятия каратэ в компании сверстников-единомышленников оказывают положительное воздействие не только на все группы мышц, связки и суставы, но и на эмоциональное состояние ребёнка. Регулярные занятия помогают приобрести навыки самообороны, а также способствуют осознанному отношению к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям. Ребёнок с ОВЗ начинает испытывать ежедневную потребность в занятиях каратэ, с удовольствием идёт в клуб. Самое главное, у педагога должно быть инклюзивное мировоззрение.

Физическое  воспитание детей с ОВЗ в клубе «Карат» не сводится к рекреации. Такой спорт как, как Киокушинкай каратэ, хоть и являются  частью системы дополнительного образования, но всё-таки имеет жесткие ограничения и требования, обязательные к выполнению: дисциплина, этикет додзё, техника, терминология на японском языке, ката и обязательная боевая практика – кумитэ. Дети с ОВЗ изначально испытывают затруднения, но тем интереснее наблюдать их за адаптацией, искренне радоваться стремительному росту и персональным достижениям. В основу инклюзивного образования в клубе «Карат» положена идеология, которая уменьшает дискриминацию особых детей, инклюзия здесь незаметна, и ребёнок с ОВЗ чувствует себя принятым в группу сверстников-спортсменов - «боевое братство», и это как само собой разумеющееся, а не снисхождение. Участвуя в совместном образовательном процессе, здоровые дети и дети с ОВЗ учатся толерантному отношению друг к другу. Важно отметить, что для детей с ОВЗ спорт является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека-потребности в самоактуализации, поскольку в общественной и учебной деятельности результатов добиться «особым» детям крайне сложно [3]. Основу работы клуба «Карат» составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней. Дети с ОВЗ  так же допускаются до участия в турнирах. Подготовка к соревнованиям – это продолжительный комплексный процесс, в нём задействованы врачебные (диагностика, допуск врача) и педагогические средства. Отрадно, что дети с ОВЗ показывают на турнирах достойные результаты, и мотивированы на дальнейшее развитие.

Физическая культура и регулярные занятия спортом дают детям с особыми потребностями независимость и уверенность в своих силах, расширяют круг знаний и общения, следовательно, открывают возможности позитивного изменения социального статуса [5].

Литература

  1. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 83–92.
  2. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo
  3. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70487836/#ixzz4TSIgEnje
  4. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 296.
  5. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л.В.Шапковой. — М.: Советский спорт, 2009. — 464 с, ил.