Открытый урок по ОРКСЭ . Тема "Совесть"

Разделы: ОРКСЭ


Цель и задачи урока: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть».

Ход урока

1. Организация деятельности

2. Актуализация опорных знаний по теме

- В прошлом век жил великий педагог - Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский. Он написал много поучительных рассказов, которые полезно почитать. По одному из них мы писали изложение. Я его вам напомню. Слайд 1.

Презентация.

"Стыдно перед соловушкой." В.А.Сухомлинский

Рассказ для детей

Катя и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Катя. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

- Почему так ответила Лида? Разве соловей ей может сделать замечание.

- Кто ей об этом сказал, что будет стыдно? (Она сама себе сказала)

- Что помогает человеку отличить добро от зла?

- Откроем книгу на стр.48 и прочитаем Тему нашего урока «Совесть».

 Слайд 2.

 - Сегодня на уроке мы узнаем и разберемся …

  • Что такое совесть.
  • Различаются ли понятия стыд и совесть?
  • Нужна ли человеку совесть?

3. Работа с учебником

- Прочитаем первое предложение.

Слайд 3

- Что мы знаем о Древней Греции?

- Еще в те далекие времена людей уже волновали такие понятия.

- Читаем второе предложение.

Чувство стыда испытывал, наверно, в жизни хоть раз каждый человек. Мы с вами о стыде говорили много на прошлом уроке. Посмотрим результаты анкетирования. За что вам бывает стыдно. Слайд 4

- Читаем дальше еще одно предложение.

- Чем отличается понятия «стыд и совесть». Как вы поняли? Слайд №5

- Давайте посмотрим на следующий слайд и попытаемся понять, чем для нас является совесть. Зачем она нам дана. Слайд 6

 Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

Зеркало - где отражается душа.
Способность отделить, добро от зла.
Это в душе - зажженная свеча.
Возможность честно, посмотреть в глаза.
Несправедливость видя, не молчать.
Свершится злу, готовность помешать.
О.Воротынский

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука.

Если что-то не так, что начинает делать совесть?

Cовесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

- Прочитаем еще одно определение совести.

- По мнению Демокрита чего ДАЖЕ надо стыдиться?

- Рассмотрим картинку внизу учебника. О чем нам она повествует? А с вами такое бывало. Вас мучала СОВЕСТЬ ? Что с вами в этот момент происходило.

- Я предлагаю раскрасить первое сердечко в цвет, который может показать, что творилось у вас в душе, когда вас мучала совесть.

- Пока ваши рисунки сохнут давайте прочитаем следующее утверждениедревних философов.

- Философы считали, что человек рождается либо совестливым или нет, А вы как думаете, как можно развивать в себе чувство совести?

- Ну вот, ваши листочки подсохли, теперь мы можем показать их друг другу и поговорить почему у вас получились такие цвета.

Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:

Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
Из-за нее
Вторую ночь
Все повторяется,
Точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову.

- А может быть не испытывать такие муки, может нам не нужна совесть и легче и лучше быть бессовестным?

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ с.49 первый абзац.

- Можно ли обмануть другого человека? А себя?

- Какое здесь главное предложение. Слайд 7.

- Читаем дальше.

Возьмите второе сердечко и раскрасьте его так, когда ваша совесть спокойн

- Слайд 8. Пока ваши рисунки подсохнут прочитаем пословицы и поговорки о совести.

  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. (русская пословица)
  • Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
  • Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
  • Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть. (цыганская пословица)
  • В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)
  • Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
  • Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
  • Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
  • Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
  • Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

Ответим на главный вопрос урока?

Слайд 9

Работа по учебнику. Дочитаем содержание и найдем ответ на вопрос в учебнике.

В последнем абзаце нашей темы содержится еще один важный момент. Прочитаем.

- Приведите примеры.

- Умейте находить «Золотую середину».

Прекрепите свои рисунки с сердечком к доске, когда у вас совесть спокойна. Почему вы использовали такие цвета?

Я желаю, чтобы только такие красивые цвета отражали ваше внутреннее состояние.

А сердечко первое мы порвем и выбросим. Пусть вас муки совести посещают как можно реже.