Защита творческого проекта "Твоя профессиональная перспектива"

Разделы: Технология, Дополнительное образование


Цели:

  • образовательная: познакомиться глубже с разными профессиями, узнать их особенности, плюсы и минусы, характерные особенности, важность их для нашего региона;
  • воспитательная: воспитывать желание выбрать правильно профессию и не ошибиться;
  • развивающая: развивать творческие, организационные и коммуникативные способности, навыки работы в коллективе, публичного выступления.

Межпредметные связи: русский язык, литература, обществознание, история.

Тип занятия: урок формирования умений и навыков публичного выступления.

Вид занятия: экскурсия.

Методы обучения: проблемный.

Количество часов на тему: 45 минут.

Оснащение: конспект, надписи на столы, бейджики, эмблемы, протоколы для жюри, мульти-медиа оборудование, медали, стикеры для рефлексии.

Список литературы для преподавателя:

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся, Аркти, М., 2007.
  2. Хаткевич О.А. Профессиональная ориентация учащихся, ИООО «Красико-Принт», 2004.
  3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия, «ГЕНЕЗИС», 2004.
  4. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников, «Глобус», М,. 2006.

Список литературы для учащихся:

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся, Аркти, М., 2007.

Структура урока:

1. Организационный этап.

1.1. Приветствие, отметка присутствующих, знакомство.

2. Подготовительный этап.

2.1. Актуализация исходного уровня знаний.

2.2. Ознакомление с темой и планом занятия.

3. Основной этап.

3.1. Представление профессий учащимися.

3.2.  Самостоятельная работа учащихся.

3.3.  Подведение итогов по теме.

3.4.  Подведение итогов по курсу.

4 .Рефлексия.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап

1.1. Приветствие, отметка присутствующих

2. Подготовительный этап

2.1. Актуализация исходного уровня знаний и мотивация к изучению курса

Вопросы опроса:
1. Как называется курс, который вы изучали? (Профессия и карьера)

2. Чем мы занимались во время занятий? (Знакомились с понятиями: карьера, профессия, должность, смотрели видеоролик «Как добиться успеха», выполняли тесты, упражнения и побывали на экскурсиях в различных учебных заведениях. В каких?)

3. Какая экскурсия оставила у вас наиболее приятные впечатления, какая профессия вам больше всего запомнилась и почему?

4. Как правильно выбрать профессию, чтобы не ошибиться?

5. Как правильно строить свою  карьеру?

6. Как правильно предъявить себя на рынке труда?

2.2. Ознакомление с темой и планом занятия

Тема занятия: защита творческих проектов «Твоя профессиональная перспектива».

3. Основной этап

План:

1. Защита творческого проекта - профессия «Военный».

2. Защита творческого проекта - профессия «Менеджер».

3. Защита творческого проекта - профессия «Модель».

Ваш выбор - выбор, который вы делаете сами.
А.М.Прихожан

Я не зря взяла в качестве эпиграфа эти известные слова, потому что действительно выбор остается за вами. А мы можем помочь подсказать, как это сделать правильно, создать условия, чтобы у вас был выбор, попробовать себя в этой роли и узнать все тонкости выбранных вами профессий.

Для того, чтобы провести последний урок в виде защиты проекта и подумать о будущей профессиональной перспективе, я предложила вам разбиться на команды. Выбрать профессию из числа тех, что вы для себя выбираете в будущем и рассказать о ней подробнее, т.е. провести еще одну своеобразную экскурсию и, может, заинтересовать этой профессией тех, кто еще сомневается в правильности своего выбора, кто еще не определился вообще. Но сделать нужно так, чтобы она оставила у вас наиболее яркие впечатления. Для этого нужно непросто о ней рассказать, использовать для этого различные материалы, проявить творчество и фантазию. А в конце мы подведем итог, у кого это получилось лучше. Не забудьте, что на тех экскурсиях, где вы побывали, вам давали разные полезные советы по выбору профессий, в том числе, чтобы она не только вам нравилась, но и чтобы вы могли найти место для работы, и, конечно, чтобы она была востребована и приносила пользу республике, государству.
Предложить учащимся по очереди рассказать, представить свой проект.

Выбрать от каждой команды по 1 человеку для жюри и представить жюри.

Каждое ваше выступление оценивается по 5- бальной системе (Приложение 1).

Критерии оценки:

Задание 1. Презентация команды. Здесь необходимо оценить и внешний вид, и  наличие соответствующих элементов одежды,  девиз, эмблему.

Задание 2. Полнота представления профессии (раскрыть особенности профессии, необходимые личностные и профессиональные  качества, соответствующее состояние здоровья, плюсы и минусы профессии, какое необходимо образование, где его можно получить, есть ли возможность карьерного роста).

Задание 3. Вопрос – ответ. Задание состоит из 3 –х вопросов, ответы каждого оцениваются до 5 баллов.

4. Творческий подход (использование разнообразных средств, приемов, материалов).

5. Массовость группы (занятость каждого члена команды).

6. Ораторское мастерство: эмоциональность, выразительность, правильность речи.

7. Время выступления - до 7 минут.

3.1. Итак, есть такая профессия – Родину защищать

Первой свое выступление начинает команда самых смелых, отважных представителей профессии «военный».

Их команда называется «Т- 14-9 Б». В ней участвуют…Капитан команды…

Задание 1. Презентация команды (элементы форменной одежды, эмблема, девиз и т.д.).

Девиз:

Словно танки с крепкою броней
Будем биться мы с тобой.
Победим врагов любых,
Вырвем первенство у них.

Задание 2. Презентация профессии «военный» (профессиограмма профессии, характеристика деятельности, условия труда, как можно построить военную карьеру и т.д.).

Задание 3. Вопрос – ответ. 1 минута на размышление.

а) Докажите, что ваша профессия важна для региона (ОГРВ, ВС ПМР).

б) Как раньше называлась эта профессия? (этимология слова «военный»: воин, служивый, вояка, с болгарского - солдат).

в) Назовите область знаний, в которой представители этой профессии должны хорошо разбираться (политика, история).

ФИЗМИНУТКА на мотив песни «А ты - баты шли солдаты».

Командир проводит физминутку со всем классом, отдавая различные команды: направо, налево, кругом, на месте шагом марш и т.д.

А теперь уже вопрос не для баллов. Кому из вашей команды и почему эта профессия подходит?

Жюри подводит итоги по остальным критериям.

А мы предоставляем слово следующей команде – Супер-Мены.

Есть такое выражение: руководить - это не мешать хорошим людям работать. Я думаю, ребята расскажут, как они понимают это выражение
В команде принимают участие…Капитан команды…

Задание 1. Презентация команды (элементы формы форменной одежды, эмблема, девиз и т.д.).

Чтобы узнать, о какой профессии пойдет речь, мы загадаем загадку:

Фирмой крупной управляет и разумно, и умело.
Деньги так распределяет, чтоб росло и крепло дело.
Порученье он дает всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперед, приносила прибыль им.

Девиз: Цену нужную держи для достаточной маржи! 

Представители этой команды выбрали и решили представить профессию «менеджер». Между прочим, поясню, что слово «маржа» означает - разницу между ценой и себестоимостью (аналог понятия прибыль). Может быть выражена в абсолютных величинах (например, рублях). Неудивительно, что свою команду они хотели назвать - «продажники».

Задание 2. Презентация профессии « менеджер» (профессиограмма профессии, характеристика деятельности, условия труда, как можно построить карьеру и т.д.).

Задание 3. Вопрос – ответ. 1 минута на размышление.

а) Докажите, что наш регион нуждается в представителях такой профессии.

б) Как называлась раньше эта профессия? (менеджер с французского - мастерство, латинский корень – manus, т.е. менеджер - человек твердой руки, в английском-manager - означало серьезного человека, руководителя государственного уровня, т.е. руководитель - управляющий).

в) Область знаний – психология человека, знание языков.

Естественно, мне хотелось бы узнать, кто выбрал или кому подходит эта профессия из вашей команды.

Пока жюри подводит итоги  презентации этих очень серьезных людей, мы предоставляем слово следующей команде.

Жизнь прекрасна, когда в ней присутствует красота… красота души, природы, мыслей и дел, внешняя красота человека - лицо, руки, одежда.
Итак,  перед вами - команда «Модельные скауты». Судя по названию, это те, кто ищут людей для  работы  в модельных агентствах. Как мы все догадались, они будут представлять профессию – «модель».

Первое задание остается прежним - презентация команды (элементы формы форменной одежды, эмблема, девиз и т.д.).

Девиз:

Мы молодежь 21 века,
Всегда и везде мы добьемся успеха!

Задание 2. Презентация профессии «модель» (профессиограмма профессии, характеристика деятельности, условия труда, как можно построить карьеру и т.д.).

Задание 3. Вопрос – ответ. 1 минута на размышление.

1. Докажите, что в нашем региона эта профессия необходима, она найдет свое применение и будет востребована (швейные фабрики  «Одема», «Вестра», «Интерцентрлюкс»).

2. Как называлась эта профессия раньше? (манекенщица, демонстратор одежды).

3. Область знаний: хореография, этика поведения на подиуме, искусство макияжа, основные направления моды.

Кто же в вашей команде выбрал для себя эту профессию?

3.3. Подведение итогов – защита проекта

  • назвать лучший проект;
  • назвать лучшее выступление;
  • назвать лучшую работу по оформлению.

Пока работает жюри, давайте попробуем сами сначала честно проголосовать, чья команда лучше подготовила проект будущей профессии. Кто наиболее полно, доходчиво, проявив творчество, фантазию, знания и различные умения, сумел так рассказать о профессии, что она заинтересовала всех, возможно кто-то принял окончательное решение или, наоборот, передумал, так как узнал то, что раньше не знал. Голосуем простым поднятием руки, только при условии: команда не голосует за себя.

Подсчет голосов.

3.4. Подведение итогов по курсу

  • Как называется изученный курс?
  • Какой урок больше всего понравилась, почему?
  • Что нового узнали для себя?
  • С какими профессиями познакомились, где их можно получить?

4. Рефлексия «Картинная галерея»

Вот мы изучили тему —
И теперь спросить бы надо:
Мы насколько эту тему
Изучили хорошо?
Потому скорей представьте:
Вы в картинной галерее.
И гуляете по ней вы
С ручкой иль с карандашом.

Просмотр ролика «Картинная галерея».

Я раздаю вам стикеры. Давайте побываем в картинной галерее и помощью значков изобразим впечатления от того, какую и в каком виде вы сегодня получили информацию о некоторых профессиях, была ли она для вас полезной и познавательной. Нарисовав соответствующий значок, прикрепите его на доске с помощью магнитов:

а) «Щит» - я отлично понял тему;

б) «Улыбка» - есть какая-то тайна;

в) «Часы» - символ времени, нужно больше времени, чтобы лучше разобраться;

г) «Открытый рот» - стоит уделить еще внимание, не все понятно;

д) «Темный квадрат» - тема непонятна.

А теперь давайте дадим слово жюри и узнаем, кто сегодня победил, чья команда лучше всех представила профессию, с которой они хотели вас познакомить. Надеюсь, вы сегодня получили большую пользу: вы смогли понять, подходит вам эта профессия или нет.

ПРОТОКОЛ проведения урока защита проекта «Твоя профессиональная перспектива».

Итак, слово жюри…

Награждение победителей.

Пожелание.

Я желаю всем найти свое место в жизни, правильно и на всю жизнь выбрать профессию по душе. Пусть ваш труд будет востребован, по достоинству оценен. Пусть он всегда приносит вам удовольствие. Желаю жизненной энергии, стойкости в принятии однажды принятом решении и правильного выбора.

5. Выставление оценок

6. Домашнее задание

Узнать еще о тех профессиях, которые можно получить у нас и прийти на следующий год к нам учиться в 10 классе.