Сценарий учебного занятия по теме «Строение и функции кожи»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (578,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Технологическая карта урока (Приложение 1)

Создание ситуации успеха перед изучением новой темы

Цель: Эмоционально настроить учащихся на работу.

Учитель предлагает выполнить небольшую зарядку и задает следующие вопросы:

1.  Встаньте те, кто лег вчера спать в 9 часов вечера.

2.  Встаньте те, кого сегодня разбудил будильник.

3.  Встаньте те, кто сегодня плотно позавтракал.

4.  Встаньте те, кто чистит зубы после завтрака.

5.  Встаньте те, кто умывается по утрам.

6.  Встаньте те, кто собирает свои вещи и одежду с вечера.

Последний вопрос имеет прямое отношение к нашему уроку, потому что мы поговорим с вами об одежде, о самой прекрасной одежде.

В.В.Маяковский говорил, что «Нет на свете прекраснее одежды, чем бронза мускулов и.........».

Эпиграф записан на доске по центру. Дополните его. (свежесть кожи). (Слайд 2)

А тема сегодняшнего урока  закодирована в этих таблицах.

С

Н

К

И

Е

У

Т

И

О

И

Ф

Ж

Р

Е

О

И

К

И

Н

Ц

 

1

12

13

7

5

11

2

20

4

16

10

19

3

8

18

15

17

9

6

14

Учащиеся определяют тему урока – «Строение и функции кожи», и записывают ее в тетради.

Этап 1

Цель. Создать условия для изучения функций кожи.

Учитель. Вы знаете, какой у меня капризный компьютер, постоянно цифры путает, а сейчас вообще убрал все цифры из текста и выдал их отдельно. Попробуйте восстановить текст.

Площадь кожи взрослого человека составляет … м2. Масса кожи … кг. Толщина кожи, покрывающая бедра и спину, равняется около … мм. Самая тонкая кожа на веках глаз – … мм. Цвет кожи обусловлен пигментом меланином, который защищает организм от излишнего действия ультрафиолетовых лучей. Под влиянием ультрафиолета в коже образуется витамин Д. На поверхности кожи кислая среда, что способствует гибели бактерий. Через поверхность кожи теряется более …% тепла. …% кислорода в наш организм поступает через кожу. В сутки выделяется до … мл пота, который на …% состоит из воды и на …% - из мочевины, молочной, лимонной и мочевых кислот, аммиака и минеральных солей. На 1 см2 кожи приходится до … рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение.

99,  4,  80,  100, 1,  0,4;   1,8;   500,  2,7;  2.

Учащиеся работают индивидуально, в паре и в группе. Затем сверяют с образцом, который записан с обратной стороны листа.

Площадь кожи взрослого человека составляет 2 м2. Масса кожи 2,7 кг.По своей толщине кожа не одинакова, она наиболее плотная на ладонях рук, ступнях ног. Толщина кожи, покрывающая бедра и спину, равняется около 4 мм. Самая тонкая кожа на веках глаз – 0,4 мм. Цвет кожи обусловлен пигментом меланином, который защищает организм от излишнего действия ультрафиолетовых лучей. Под влиянием ультрафиолета в коже образуется витамин Д.  Через поверхность кожи теряется более 80% тепла. 2% кислорода в наш организм поступает через кожу. В сутки выделяется до 500 мл пота, который на 99% состоит из воды и на 1% - из мочевины, молочной, лимонной и мочевых кислот, аммиака и минеральных солей. На 1 см2 кожи приходится до 100 рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение.

Учитель. Используя текст, составьте кластер «Кожа».

Учащиеся в группе составляют кластер, представляют свою работу. Сами или с помощью учителя определяют функции кожи. Кластеры остаются  на доске.

Этап 2

Цель. Организовать работу по изучению внешнего строения кожи.

Учитель. Что позволило коже играть такую важную роль в организме? Ее особое строение. У вас на столе лежат  лупа, салфетки. Рассмотрите свои руки и скажите, что можно обнаружить на поверхности тела (волосы, ногти, жир, рисунок, пот)

Этап 3

Цель. Содействовать развитию умений работать с текстом, анализировать информацию, отстаивать свою точку зрения.

На партах лежат карточки с заданием «5 из 20».

Учитель. Все утверждения верны. Вам предстоит выбрать 5 как вы считаете, самых важных. Сначала вы работаете поодиночке, а затем объединяетесь в группы. И уже от группы представите 5 утверждений.

«5 из 20»

  1. Кожа состоит из 3 слоев: эпидермиса, дермы и подкожной жировой клетчатки.
  2. Наружный слой эпидермиса состоит из мертвых ороговевающих клеток, которые слущиваются каждые 7-11 дней.
  3. В глубоком слое эпидермиса происходит размножение и развитие новых клеток. Здесь же находится пигмент меланин.
  4. Дерма состоит из сосочкового и сетчатого слоя.
  5. В дерме содержатся сальные, потовые железы и волосяные сумки.
  6. Больше всего потовых желез находится на ладонной поверхности, подошве и на лице.
  7. В состав пота входят продукты обмена минеральных веществ.
  8. Выводные протоки потовых желез открываются на поверхность кожи.
  9. Молочные железы – это видоизмененные потовые железы.
  10. Протоки сальных желез открываются в волосяную сумку.
  11. При разрушении эпителия сальных желез образуется кожное сало.
  12. Сальных желез нет на ладонях и подошве ног.
  13. Подкожная жировая клетчатка образована рыхлой соединительной тканью, в которой расположены жировые клетки.
  14. Подкожная жировая клетчатка развита в местах, испытывающих давление.
  15. Волос состоит из стержня и корня, который начинается волосяной луковицей и лежит в волосяной сумке.
  16. К волосяным мешочкам прикрепляются мышцы, поднимающие волосы.
  17. Ногти и волосы – производные кожи.
  18. В ногтевой пластинке нет нервных окончаний и кровеносных сосудов.
  19. Ногти развиваются из эпидермиса.
  20. Ногти защищают кончики пальцев и являются опорой для мягких тканей.

Представители от группы зачитывают утверждения, учитель показывает по таблице строение кожи. Для закрепления изученного материала учащиеся самостоятельно или под руководством учителя заполняют в тетрадях следующую таблицу:

Название слоя

Особенности строения

Функции

Эпидермис

Многослойный ороговевающий эпителий
Ростковый слой + меланин

Защитная

Дерма

Сосочковый слой (содержит волокна, придающие коже упругость, кровеносные сосуды и нервные окончания)
Сетчатый слой (содержит сальные и потовые железы, волосяные луковицы)

Защитная
Чувствительная
Терморегуляторная
Выделительная

Подкожная клетчатка

Рыхлая соединительная ткань, скопление жировых долек.

Защитная
Терморегуляторная
Запасающая

(Слайды 3-18)

Информация учителя

Дактилоскопия – раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних (ладонных) поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук для идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступника.

Если вы посмотрите на подушечки своих пальцев, то увидите сеть маленьких бороздок. Здесь находятся рецепторы осязания нашей кожи. Каждый человек имеет свой рисунок этих линий, который невозможно изменить. Если несколько раз обжигать кожу подушечек пальцев, то при заживлении все равно будет появляться тот же отпечаток!

История дактилоскопии куда древнее истории самой криминалистики, и уходит она своими корнями в глубь веков. В Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте, Китае, Японии отпечатки большого пальца издревле использовали для удостоверения личности при заключение различных договоров и сделок.
Китайцы в VII в. ставили отпечатки пяти пальцев на бумагах о расторжении брака. Аналогичные обычаи были распространены и в Японии, где отпечаток большого пальца заменял личную печать, а также использовался как средство идентификации преступников.

В 1686 г. пальцевыми узорами заинтересовался профессор Болонского университета Мальпиги. В своих сочинениях он упоминал «о различных линиях и узорах» на концах пальцев, но не решался комментировать их происхождение и назначение. Первым европейцем, решившим использовать отпечатки пальцев в целях идентификации преступников, был Вильям Гершель (1833–1917) – полицейский чиновник, служивший в Индии в округе Хугли (Бенгалия), где была большая китайская колония. Не исключено, что знакомство с ее обычаями и побудило Гершеля в 1858 г. начать свои опыты по применению дактилоскопии.

В 1859 г. Гершель расширил сферу своих экспериментов, перейдя от отпечатков пальцев к отпечаткам кожи вообще. Сохранилась пластинка с оттиском ладони его руки, сделанным в 1860 г., и другая пластинка с оттиском его же руки, сделанным тридцать лет спустя. В 1859 г. он сделал оттиск подошвенной части стопы и сравнил его через 54 года с новым отпечатком той же стопы. Целью этих экспериментов было установить, изменяются ли кожные узоры со временем. Гершель и в этой области был первым, ибо до него никто не проводил подобных экспериментов для доказательства того, что ныне твердо установлено – неизменяемости кожных узоров с момента их образования на четвертом месяце внутриутробного развития и до полного распада мягких тканей трупа.

Широкому распространению дактилоскопии препятствовало отсутствие простой и надежной классификации папиллярных узоров. Первый шаг на пути ее создания сделал выходец из Далмации аргентинский полицейский чиновник Иван Вучетич (1858–1925).

Первые сведения о применении дактилоскопии в Аргентине относятся к 1892 г., когда по кровавым отпечаткам пальцев одна женщина была изобличена в убийстве своих двоих детей.

Дактилоскопическая классификация Вучетича осталась в те годы неизвестной в Европе, которая всю честь решения этой задачи приписала помощнику комиссара английской полиции сэру Эдварду Р.Генри, бывшему шефом полиции в Бенгалии. Его классификация папиллярных узоров оказалась настолько удачной, что используется во многих странах в неизменном виде и в наши дни, либо легла в основу других систем.

Началось триумфальное шествие дактилоскопии по всему миру. Дольше всех сопротивлялась дактилоскопии Франция. Однако в августе 1911 г. из Лувра похитили знаменитый шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза», и это сильно повлияло на общественное мнение. Поэтому когда весной 1914 г. в Монако собрался Международный полицейский конгресс, который должен был решить, какому методу идентификации преступников следует отдать предпочтение, неслучайной оказалась победа дактилоскопии.

Тайны волос

В одном из рассказов Конан Дойла великий сыщик Шерлок Холмс по нескольким волоскам, прилипшим к подкладке утерянной шляпы, делает верные выводы о внешности ее владельца. Сегодня достижения современной физики, химии, биологии позволяют по нескольким волоскам узнать о человеке гораздо больше, чем мог Шерлок Холмс 100 лет назад. Каждый раз, посещая парикмахерскую, мы оставляем там полное описание своих привычек, диеты и даже свою наследственную информацию. По волосам, оставшимся после стрижки или бритья, можно определить, имеет ли их владелец дело с наркотиками, а если имеет, то как потребитель или как торговец.

В волосах удается обнаружить не только наркотики, но и многие другие вещества. Когда в мае 1821 г. на острове Святой Елены умер Наполеон Бонапарт, его камердинер состриг несколько прядей волос императора и отдал членам его семьи. При анализе этих волос был найден мышьяк. Так возникла версия о намеренном отравлении Наполеона его тюремщиками, но более точные измерения, проведенные в 1980-е гг., показали, что количество мышьяка было слишком мало для отравления. Скорее всего, яд попал в волосы императора из обоев: в его доме использовали зеленые обои с красителем на основе мышьяка. В сухом воздухе такая краска совершенно безвредна, но если обои отсыревают и на них заводится плесень, то плесневые грибки превращают устойчивые неорганические соединения мышьяка в летучий триметилмышьяк. Даже если Наполеон никогда не касался головой стен своего дома на острове Святой Елены, яд, содержащийся в воздухе, проникал в его организм при дыхании и накапливался в волосах.

Кроме того, из волос можно выделить ДНК. Пока по ДНК из волос нельзя получить информацию о каких-либо внешних приметах человека.

Теоретически по ДНК можно узнать о личных особенностях человека очень многое. Когда эта возможность станет реальностью, наши привычки сильно изменятся. Мы станем беречь свои выпавшие волосы не менее бдительно, чем записные книжки и дневники. Клиенты парикмахерских будут требовать, чтобы состриженные волосы уничтожали при них. Секретные агенты будут обшаривать правительственные резиденции в поисках хотя бы одного волоска, который мог бы поведать о тайнах своего хозяина. И, возможно, влюбленные пары будут обмениваться прядями волос как реальными носителями самых сокровенных тайн.

Рефлексия

Цель. Помочь учащимся осознать полученную информацию и ценность совместной деятельности.

По желанию учащиеся составляют синквейн «Кожа» или вопросы, ответы на которые не получены на уроке.

Домашнее задание

Цель. Содействовать развитию потребности поиска информации в дополнительных источниках.

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

§ 47, изучить, ответить на вопросы по выбору.

Литература и ресурсы

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – Спб: Альянс Дельта, 2003. 
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – 2-е издание. – Спб: Альянс Дельта совм. С издательством «Речь», 2003.
  3. Мащенко М.В., Борисов О.Л. Биология: Учебное пособие для 9 класса. – Минск: Народная асвета, 2011.
  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Поурочные разработки по биологии. Человек 8(9) класс. МОСКВА. «ВАКО» 2007.
  5. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева. Издательство «Учитель», 2005.

23.04.2019