Влияние соревновательной деятельности на тревожность школьников 13–15 лет

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 6, 7, 8, 9


Введение

Самая высокая тревожность наблюдается именно в подростковом возрасте. Поэтому очень важно повышать устойчивость организма к стрессу, так как именно переживание стрессовых ситуаций ведет к повышению тревожности и негативным эмоциональным состояниям. Мы полагаем, что эффективным средством снижения тревожности, адаптации организма к психологическим нагрузкам является регулярное участие подростков в соревновательной деятельности.

Тема нашей работы – «Влияние соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет».

Целью работы является изучение влияния соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.

Объект исследования: тревожность подростков 13-15 лет.

Предмет исследования: влияние соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что соревновательная деятельность влияет на тревожность школьников 13-15 лет. Причем, не просто влияет, а способствует снижению общей тревожности.

Задача исследования: Провести экспериментальное исследование влияния влияние соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.

Методы и методики:

  • Анкетирование (для измерения соревновательной деятельности).
  • Методика — «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973) (для измерения общей тревожности).

Экспериментальная база:

  • Исследования проводились на учащихся средней общеобразовательной школы № 85 г. Тайшета, Иркутской области.
  • Экспирементальное изучение влияния соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.

Измерение уровня общей тревожности

С этой целью мы использовали методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Для проверки гипотезы мы применили методику дважды:

  • 1-й Замер был проведен в 8 классе (в апреле 2017 г.)
  • 2-й Замер был проведен в 9 классе (в апреле 2018 г.)

Содержание бланка методики:

  • Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.
  • Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.
  • Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.
  • Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.
  • Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Текст методики

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1. Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2. Пойти в дом к незнакомым людям

0

1

2

3

4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0

1

2

3

4

4. Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

5. Думать о своем будущем

0

1

2

3

4

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

0

1

2

3

4

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0

1

2

3

4

9. Пишешь контрольную работу

0

1

2

3

4

10. После контрольной учитель называет отметки.

0

1

2

3

4

12. У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

13. Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

14. Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

15. Слышишь за своей спиной смех

0

1

2

3

4

16. Сдаешь экзамены в школе

0

1

2

3

4

17. На тебя сердятся (непонятно почему)

0

1

2

3

4

18. Выступать перед большой аудиторией

0

1

2

3

4

19. Предстоит важное, решающее дело

0

1

2

3

4

20. Не понимаешь объяснений учителя

0

1

2

3

4

21. С тобой не согласны, противоречат тебе

0

1

2

3

4

22. Сравниваешь себя с другими

0

1

2

3

4

23. Проверяют твои способности

0

1

2

3

4

24. На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0

1

2

3

4

27. Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

28. Думаешь о своих делах

0

1

2

3

4

29. Тебе надо принять для себя решение

0

1

2

3

4

30. Не можешь справится с домашним заданием

0

1

2

3

4

Интерпретация

Методика включает ситуации трех видов:

  • ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  • ситуации, актуализирующие представление о себе;
  • ситуации, общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Так как нам нужен общий уровень тревожности, мы подсчитали общий показатель по всей шкале, сложив все полученные ответы. Сумму данных сравнили с Таблицей 1 и определим у каждого ученика уровень тревожности.

Таблица 1. Уровень тревожности

Уровень
тревожности

Группа
учащихся

Уровень различных видов тревожности
(баллы)

класс

пол

общая

школьная

самооце-
ночная

межлич-
ностная

1. «Чрезмерное
спокойствие»

8

ж

Менее 30

Менее 7

Менее 11

Менее 7

м

Менее 17

Менее 4

Менее 4

Менее 5

9

ж

Менее 17

Менее 2

Менее б

Менее 4

м

Менее 10

Менее 3

2. Нормальный

8

ж

30-62

7-19

11-21

7-20

м

17-54

4-17

4-18

5-17

9

ж

17-54

2-14

6-19

4-19

м

10-48

1-13

1-17

3-17

3. Несколько
повы­шенный

8

ж

63-78

20-25

22-26

21-27

м

55-73

18-23

19-25

18-24

9

ж

55-72

15-20

20-26

20-2Й

м

49-67

14-19

18-26

11-25

4. Высокий

8

ж

79-94

26-31

27-31

28-33

м

74-91

24-30

26-32

25-30

9

ж

73-90

21-26

27-32

27-33

м

68-86

20-25

27-34

26-32

5. Очень высокий

8

ж

Более 94

Более 31

Колее 31

Более 33

м

Более 91

Более 30

Более 32

Более 30

9

ж

Более 90

Более 26

Более 32

Более 33

м

Более 86

Более 25

Более 34

Более 32

После обработки бланков с методиками на выявление тревожности наибольшее количество детей показали в обоих замерах общей тревожности 2-й уровень тревожности (нормальный), а 5-й (очень высокий) не был выявлен ни у кого. Данные приведены на рисунке 1.

На рисунке 1 видно, что у большинства подростков между замерами, произошло снижение тревожности.

Рисунок 1 – Уровни тревожности по двум замера

Это видно и из рисунка 2, на котором показано сравнение количества набранных баллов каждым из детей по двум замерам.

Рисунок 2 – Сравнение количества набранных баллов каждым из детей по двум замерам.

Измерение соревновательной деятельности

Для того чтобы выявить учащихся, которые участвовали в соревнованиях, подросткам было предложено заполнить анкету и ответить на поставленный вопрос.

Если вы участвовали не менее двух раз, в личных или командных спортивных соревнованиях из перечисленных далее: школьных (между классами), городских или районных (между школами), областных и региональных, российских и международных, тогда обведите (подчеркните) цифру – 1.

Если вы не участвовали или участвовали единожды из перечисленных спортивных соревнований, тогда обведите (подчеркните) цифру – 2.

Учащиеся, которые участвовали только один раз в соревнованиях, мы отнесли к тем, кто совсем не участвовал. Это связанно с тем, что участие могло носить случайный характер. Подросток мог провести мало времени в игре, по причине определенных обстоятельств, и не пройти через все этапы соревнования, чтобы организм мог отреагировать на данную нагрузку. К тому же, участие два или более раз уже можно назвать систематическим.
После обработки анкет с двумя замерами: 1-й Замер был проведен в 8 классе (в апреле 2017 г.), 2-й Замер был проведен в 9 классе (в апреле 2018 г.), мы получили следующие данные: при первом замере из 70 детей в соревнованиях участвовали - 19 (27%), не участвовали 51 (73%) (см. Рисунок 3); а после второго замера участвовали - 34 (49%), не участвовали 36 (51%) (см. Рисунок 4).

Рисунок 3 – Количество участвовавших в соревнованиях.

Рисунок 4 – Количество участвовавших в соревнованиях.

Таким образом, 36 (51%) учеников ни разу не участвовали в соревнованиях, а 15 (21%) впервые приняли участие в них в период между применением методик. К этим 15 учащимся в дальнейшем и будет наше пристальное внимание.

Проверка гипотезы

Для проверки гипотезы мы распределили всю выборку на три группы:

  • Группа № 1 – кто участвовал и участвует.
  • Группа № 2 – кто не участвовал и не участвует.
  • Группа № 3 – кто не участвовал, а теперь участвует.

Сравним, какие произошли изменения между первым и вторым замерами (см. Рисунок 5).

В группе № 1 (кто участвовал и участвует).

Из 19 (100%) подростков:  у 14 (74%) уровень тревожности остался на прежнем уровне, снизился у 3 (16%), повысился 2 (10%).

В группе № 2 (кто не участвовал и не участвует).

Из 36 (100%) подростков: у 23 (64%) уровень тревожности остался на прежнем уровне, снизился у 3 (8%), повысился 10 (28%).

В группе № 3 (кто не участвовал, а теперь участвует).

Из 15 (100%) подростков: у 5 (33%) уровень тревожности остался на прежнем уровне, снизился у 10 (67%), повысился 0 (0%).

Рисунок 5 – Процентное соотношение между замерами во всех группах.

Для того чтобы проверить произошли ли значимые изменения в каждой из групп, мы делим подростков по уровням тревожности и переводим в проценты.

Группа № 1 (кто участвовал и участвует):

  • «Чрезмерное спокойствие»: 1 замер – 5 (26%), второй – 5 (26%);
  • Нормальный уровень: 1 замер – 11 (58%), второй – 12 (63%);
  • несколько повышенный: 1 замер – 3 (16%), второй – 2 (11%).

Рисунок 6 – Процентное соотношение уровней тревожности двух замеров в группе № 1.

Группа № 2 (кто не участвовал и не участвует):

  • «Чрезмерное спокойствие»: 1 замер – 5 (14%), второй – 2 (6%);
  • нормальный уровень: 1 замер – 23 (64%), второй – 22 (61%);
  • несколько повышенный: 1 замер – 7 (19%), второй – 12 (33%);
  • высокий уровень:  1 замер – 1 (3%), второй – 0 (0%).

Рисунок 7 – Процентное соотношение  уровней тревожности двух замеров в группе № 2.

Группа № 3 (кто не участвовал, а теперь  участвует):

  • Нормальный уровень: 1 замер – 5 (33%), второй – 14 (93%);
  • несколько повышенный: 1 замер – 9 (60%), второй – 1 (7%);
  • ысокий уровень: 1 замер – 1 (7%), второй – 0 (0%). 

Рисунок 8 – Процентное соотношение уровней тревожности двух замеров в группе № 3.

После сравнения полученных данных видно, что самые значимые изменения произошли в группе с учащимися, которые во время первого замера уровня тревожности не участвовали в соревновательной деятельности, а на момент второго замера уже не раз принимали участие в соревнованиях. Причем другие группы они превышают в несколько раз.

Объясняется это тем, что у первых 2-х групп уровень соревновательной деятельности остался на прежнем уровне, а ученики в 3-й группы, в период между замерами, начали выступать на соревнованиях разного ранга. Эти данные не только подтверждают нашу гипотезу «что соревновательная деятельность влияет на тревожность школьников 13-15 лет.», но и на фоне группы № 2 (кто не участвовал и не участвует), где общий показатель уровня тревожности  повысился, в группах в которых начали соревноваться и соревновались ранее, уровень общей тревожности понизился. А значит наша гипотеза о том, что «соревновательная деятельность влияет на тревожность школьников 13-15 лет и не просто влияет, а способствует снижению общей тревожности» подтвердилась.

Практические рекомендации

В результате проведенного нами исследования, влияния соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет, нами сформулированы следующие основные выводы.

  1. Полученные нами результаты доказывают, что участие спортсмена в соревновательной деятельности приводит к повышению его психологической устойчивости и снижению тревожности.
  2. Подростки, которые начинают систематически заниматься физической культурой и спортом, а как следствие, участвуют в различных соревнованиях, психологически устойчивы, их тревожность имеет нормальный уровень, они способны быстро адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Вследствие этого, мы рекомендуем, для снижения и профилактики высокого уровня тревожности:

  • пропагандировать среди детей и подростков здоровый образ жизни,
  • привлекать их к систематическим занятиям физической культурой,
  • создавать все условия для занятий физической культурой и спортом.