Математическая викторина для детей старшего дошкольного возраста "Умейки и Знайки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

Обучающие:

  • Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  • Закрепить навыки пространственного ориентирования на плоскости;
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки;
  • Закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание.

Развивающие:

  •  Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
  •  Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;
  •  Способствовать формированию расширенного кругозора;

Воспитательные:

  • Доставить детям радость от проведения совместных развивающих, интеллектуальных игр;
  • Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;
  • Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;
  • Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием;
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Обеспечивающий (раздаточный) материал:

  • Наборы цифр, ватман, маркеры;
  • Простые карандаши;
  • Счетные палочки и карточки с графическим изображением фигур;
  •  Цифры для детей и ведущего от 1 до 10;
  • Карточки с примерами на сложение и вычитание;
  • Карточки с примерами на сравнение;
  • Карточки с графическим изображением геометрических фигур для конкурса капитанов;
  • Призы.

Ход викторины

Организационный момент

Приветствуются гости, поясняются  цели викторины, формируются две команды «Умейки» и «Знайки», выбираются капитаны команд.

Вступление

Добрый день, уважаемые гости. Сегодня мы решили провести небольшое испытание для наших подготовишек, чтобы посмотреть, как они ответственно и серьезно готовятся к поступлению в 1-й класс.

Сейчас я представлю вам наши команды.

Давайте поприветствуем их:

Для оценки конкурсов я представляю компетентное и объективное жюри:

1.________________________

2.________________________

Итак, наша викторина начинается (команды стоят напротив друг друга).

Но чтобы узнать, как же называются наши команды надо расшифровать их название.

«Шифровка»

На столах лежат карточки, на которых написаны буквы и цифры. Нужно цифры поставить по порядку и тогда расшифруется название команды.

«Знайки»

И

Й

А

З

К

Н

6

4

3

1

5

2

 «Умейки»

Й

Е

И

М

У

К

4

3

6

2

1

5

Команда «Знайки». Капитан ____________________.

Девиз команды: «Хотим узнать про все на свете, мы любознательные дети»

Команда «Умейки».  Капитан_____________________.

Девиз команды: «Мы пытливые умы, мы с вопросами на ты»

Итак, наша викторина начинается (команды стоят напротив друг друга).

Под музыку  в зал входят Мальвина и Буратино

Мальвина: Здравствуйте, ребята, я – Мальвина, а кто это?

Ребята: Буратино!

Мальвина: Ребята! Мы пришли к вам в гости и хотим научиться считать и писать. Буратино, пора заниматься! Садись за парту… (Буратино сел и развалился на стуле)

Буратино: Мальвина, но ведь я уже все знаю! Пойдем лучше погуляем. Посмотри, как на улице хорошо...

Мальвина: Делу время потехи час! Буратино, сначала надо все выучить, а потом можно пойти гулять с ребятами! А что это ты как некрасиво сидишь! Ребята, расскажите Буратино, что он сделал неправильно. Вы ведь будущие первоклассники!

Ребята: Нужно сесть ровно, руки положить на парту, если хочешь ответить на вопрос надо поднять руку. (Буратино садится правильно)

Мальвина: Первый урок – математика. Слушай внимательно задачу. «У тебя в кармане 3 яблока, одно яблоко ты отдал Артемону. Сколько яблок у тебя осталось?»

Буратино: 3 яблока!

Мальвина: Нет, Буратино, подумай…

Буратино: А что тут думать… ТРИ! Я Артемону своё яблоко не отдам!

Мальвина: Буратино, ты не прав, во-первых нельзя быть жадным, а во-вторых ты не умеешь считать! Ребята, помогите Буратино решить эту задачу.

Ребята: У Буратино останется 2 яблока, потому что от трёх отнять один будет два.

Воспитатель: Мальвина давайте вместе будем заниматься, вы попали как раз к нам на математическую викторину, садитесь  с нами и будем учиться считать правильно.

Конкурсы: Сначала проведем небольшую разминку.

«Разминка» (отвечать можно хором)

Каждой команде предлагается по 8 вопросов, (вопросы в 2-х конвертах, конверты разыгрывают капитаны)

Вопросы команде «Умейки»:

  1. Сколько дней в неделе (7);
  2. Корова в детстве (теленок);
  3. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»);
  4. Прибор для измерения времени (часы);
  5. Колобок, обросший иглами (ёжик);
  6. В какое время года птицы строят гнёзда? (весной);
  7. Соседи числа 6 (5 и 7);
  8. Как называется наш город? (Москва).

Вопросы команде «Знайки»:

  1. Сколько месяцев в году (12);
  2. Лошадь в детстве (жеребёнок);
  3. Что нужно делать, если случиться пожар? (позвать на помощь и позвонить 01);
  4. Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);
  5. Прибор для глажки белья (утюг);
  6. В какое время года птицы улетают на юг? (осенью);
  7. Соседи числа 8 (7 и 9);
  8. Страна, где мы живем? (Россия).

Вижу, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжать наш конкурс.
Команды занимают места за столами.

Первый конкурс «Кто быстрее?»

Команды получают карточки с графическим изображением. Участникам нужно выложить эти фигуры на столах из счетных палочек.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием.

Второй конкурс «Математический»

Ребята, в детском саду мы часто играем в математические игры и сейчас мы проверим ваши знания.

1-й команде:

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать –
Кто их может сосчитать? (четыре)

Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? (восемь)

2-й команде:

В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка,
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (пятеро)

 У меня и Аллочки
Десять счётных палочек.
Две из них сломались.
Сколько их осталось? (восемь)

 

Конкурс-игра «Живые цифры»

(Физкульт-разминка, без оценки жюри)

Команды стоят напротив друг друга, в руках у каждого цифры от 1 до 10.

Ведущий посередине с набором цифр.

Ведущий поднимает число (по очереди для каждой команды) и к нему должны выбежать «соседи» поднятого числа. Проводиться 3-4 раза.

Третий конкурс «Сколько получилось»

Участники получают карточки с математическими примерами, в которых надо дать правильный ответ.

Четвертый конкурс «Ориентировка пространстве»

Участники  получают задание: передвинуть метку-игрушку в определенное место на листе ватмана.

Пятый конкурс «Составь задачу»

По готовому рисунку каждая команда составляет задачу для другой команды. Жюри оценивает умение составлять и решать задачу.

Шестой «Расставь нужные знаки»

Детям предлагаются карточки с нарисованными звездами. На каждой звезде написана пара цифр: 6 и 8, 7 и 4, 2 и 5, 8 и 10, 5 и 5, 6 и 6 и т.д.

Между цифрами, нужно правильно расставить знаки сравнения.

Дети вписывают простым карандашом знаки «больше», «меньше» или «равно» между цифрами.

Седьмой конкурс капитанов

У каждой команды листок с графическим изображением геометрической фигуры.

Детям предлагается стать «Волшебниками» и «Оживить» геометрические фигуры,  дорисовать их до изображения какого-либо предмета. Кто быстрей.

Физкультминутка «Дни недели»

Пока жюри подводит окончательные итоги, проведем физкультминутку «Дни недели».

В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье -
Целый день я отдыхал.

Вот подошла к концу наша математическая викторина.

И я предоставляю слово жюри.

Подведение итогов математической викторины

Вы все были просто самые настоящие умейки и знайки. Все участники игры награждаются призами.

Буратино и Мальвина вам понравилась наша викторина (Да), приходите к нам в гости обязательно еще раз.

Благодарим всех участников, болельщиков и членов жюри.

И ждем встречи на следующих конкурсах!!!