Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Заботливая ласка, разумная требовательность"

Разделы: Работа с родителями


Именно в дошкольном возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Эти моральные чувства, служащие основой нравственного воспитания дошкольников, несовместимы с равнодушным, безразличным отношением к радостям и огорчениям сверстника, печальному настроению взрослых. Умение деликатно проявить внимание (но не быть назойливым!) требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример в искреннем проявлении чувств по отношению к другим людям.

Интересны данные, полученные рядом исследователей, которые наблюдали, как действуют на эмоциональное развитие дошкольников мимика, интонация речи взрослых. Оказалось: если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны к тому, что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и с взрослыми выражено слабо. Это плохо не только само по себе – отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное, физическое развитие детей.

Следует помнить, что положительные состояния ребёнка – бодрость, радость, весёлое оживление, чувство защищенности, уверенность – благотворно сказываются и на жизнедеятельности организма в целом. Отрицательные же чувства – состояния уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний, порицаний – ведут к нежелательным результатам.

Если взрослые не проявляют к малышу должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка складывается недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими людьми.

Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость малыша становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности.

Поспешите выразить ребёнку одобрение, если вы видите, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить.

Искренне разделите радость малыша, которому удалось то, что раньше не получалось (никак не складывалась из кубиков высокая башня!).

Поощряйте старание ребёнка, выражайте уверенность в том, что он справится с поручением, которое ему дают («Ты прекрасно сумеешь полить цветы!»). особенно важно поддерживать робкого ребёнка, который отказывается что-то делать лишь потому, что боится неудач, опасается, что у него не получится, что он не справится. Такому малышу следует кое в чём помочь, но так, чтобы главную часть работы он сделал сам.

Есть дети, которые легкомысленно за всё берутся и при этом хвастливо заявляют, что они всё умеют, но бросают дело при возникновении первых же затруднений. Их следует научить, как именно надо делать, потребовать, чтобы дело было доведено до конца, проследить, чтобы снова не была проявлена небрежность.

Взрослый должен выразить чувство справедливого негодования, если ребёнок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и трудиться.

Не скупитесь на ласку. Это, конечно, не означает отсутствие требовательности по отношению к малышу. В современной педагогике зарекомендовал себя такой подход к детям, при котором ласковое, заботливое отношение к ним сочетается с разумной требовательностью: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берётся малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше им не повторится. Такое доверие взрослых придаёт ребёнку уверенность в своих силах и возможностях, вызывает желание помогать взрослым, быть занятым полезным делом.

В соответствии с установившимися традициями дошкольной педагогики можно сформулировать следующее правило, выполнение которого должно стать неукоснительным: «В нравственном воспитании маленьких детей должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых».