Коррекционно-развивающая программа по формированию словообразовательных процессов у учащихся 1–4-х классов

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

1.2. Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы.

1.3.Психолого-педагогическая характеристика учащихся с несформированной словообразовательной компетенцией.

1.4. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы.

1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Основные направления коррекционной работы с недоразвитием словообразовательной деятельности.

 2.2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

2.2.1. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися 1-4-х классов с несформированной словообразовательной компетенцией

Приложение №1. Критерии оценки состояния словообразовательных процессов.

Приложение №2. Словообразовательные уровни обучающихся с недоразвитием словообразовательной компетенции.

Приложение №3. Составляющие компоненты словообразования существительных, глаголов, прилагательных у учащихся с несформированной словообразовательной компетенцией.

Приложение №4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы по устранению недостатков словообразования.

Приложение №5. Система оценки динамики усвоения коррекционно-развивающей программы обучающихся с несформированностью словообразовательных процессов.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Система организации коррекционной помощи в рамках логопункта с учащимися с несформированной словообразовательной компетенцией.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Актуальность.

Об актуальности развития словообразовательных процессов говорит тот факт, что этот процесс тесно связан с развитием морфологической системы языка, а также с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение лексики и синтаксиса речи. Словообразование является важным аспектом в развитии лексической системы языка, средством пополнения словарного состава языка новыми словами и механизмом для создания производных слов, разных синтаксических конструкций.

Словообразование теснейшим образом связано с развитием когнитивных процессов, так как появление в речи ребёнка производных слов указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, то есть отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития. Развитие процессов словообразования способствует совершенствованию фонематических процессов, недостаточное овладение словообразовательными навыками приводит к большому количеству орфографических и специфических ошибок, которые носят стойкий и постоянный характер. Работа по формированию словообразования - необходимая составляющая профилактической работы по созданию предпосылок орфографически правильного письма, предупреждению специфических ошибок письменной речи.

Для детей, имеющих такой сложный дефект, как общее недоразвитие речи, формирование процесса словообразования, считается особенно важным. От того, насколько правильно и своевременно будут сформированы навыки словообразования, зависит успешность овладения письменной и устной речью, способность усваивать и применять на практике правила, социальная адаптация в обществе и степень коммуникативной активности.

Цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

Цель программы создание организационно-педагогических условий, способствующих своевременной диагностике, коррекции навыков словообразования и профилактике нарушений письменной речи у детей с несформированной словообразовательной деятельностью ,оказанию помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Основными задачами реализации программы коррекционно-логопедической работы являются:

  • своевременное выявление обучающихся с недоразвитием словообразовательной компетенции;
  • определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с нарушением словообразования основной образовательной программы начального общего образования, компенсации имеющихся словообразовательных дефицитов, практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи.

Условия реализации программы.

Программа предназначена для младших школьников 1-4-х классов с несформированной словообразовательной деятельностью, с недоразвитием морфологического компонента языковой способности. Программа рассчитана на 4-4,5 месяца и структурирована в соответствии с 3-мя этапами, в рамках которых определяются цель, основные задачи, содержание коррекционной работы. Программа расчитана на 34 занятия. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме . На занятиях используются различные игровые приёмы, создаётся ситуация успеха в игровой деятельности, побуждающая к творческим процессам. Занятия предполагают использование разных видов деятельности.

1.2. Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы

Логопедическая работа строится на основе следующих принципов:

  • Принцип единства диагностики и коррекции развития;
  • Принцип системного подхода;
  • Принцип связи речи с другими сторонами психического развития;
  • Принцип непрерывности.

 В основе программы лежит системно-деятельностный подход.

1.3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с несформированной словообразовательной компетенцией

Обучающиеся с несформированной словообразовательной компетенцией испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности морфологического, лексического компонентов языковой способности, недоразвития чувства языка как механизма контроля языковой правильности, несформированности интереса к языковым явлениям.

Нарушения в формировании словообразовательной деятельности иногда негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах.

Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

 При относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся может быть снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У части обучающихся с несформированной словообразовательной компетенцией низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.

Характеристика состояния речи обучающихся с несформированным морфологическим компонентом

  • Несформированность словообразовательной компетенции;
  • Несформированность лексикона;
  • Недостаточная сформированность фонетико-фонематического компонента речевой системы;
  • Нарушения слоговой структуры слова.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы

Ожидаемые результаты

1. Овладение учащимися словообразовательными навыками и умениями: Наличие навыка самостоятельно и правильно образовывать новые слова по предложенным словообразовательным моделям;

- Наличие сформированных процессов словообразования имён существительных, глаголов, прилагательных, родственные, сложных слов;

- Наличие развитого морфемного слуха (умения выделять словообразовательные аффиксы, различать слова по значению и звучанию);

- Наличие способности фонологического распознавания звуковых комплексов слов;

2. Создание прочной базы для предупреждения специфических ошибок при чтении и письме;

3. Наличие достаточно развитого словарного запаса;

4. Повышение уровня речевой коммуникации и социализации.

Система оценки систему оценки достижения планируемых результатов освоения коррекционной программы.

Оценка результатов освоения обучающимися с недоразвитием словообразовательной компетенции программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур (стартовая,текущая итоговая диагностика).

РАЗДЕЛ 2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Основные направления коррекционной работы с обучающимися с недоразвитием словообразовательной компетенции

Вся коррекционно-логопедическая работа в общеобразовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностическая работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • консультативная работа;
  • информационно-просветительская работа.

2.2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса

2.2.1. Содержание коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов с недоразвитием словообразовательной компетенции.
Структурирование коррекционно-логопедической работы

1 блок - диагностический

ЦЕЛЬ: выявление стартового уровня сформированности словообразовательных процессов у учащихся младших классов с недоразвитием словообразования

Задачи:

  • Обследование уровня сформированности имён существительных;
  • Обследование уровня сформированности глаголов;
  • Обследование уровня сформированности прилагательных;
  • Обследование умения образовывать родственные и сложные слова.

Для проведения стартового диагностического обследования и определения уровней развития словообразовательных процессов, разработаны авторские критерии оценки состояния словообразовательных процессов.

Приложение №1. Критерии оценки состояния словообразовательных процессов.

Приложение №2. Словообразовательные уровни обучающихся с недоразвитием словообразовательной компетенции.

Приложение №3. Составляющие компоненты словообразования существительных, глаголов, прилагательных у учащихся с несформированной словообразовательной компетенцией.

2 блок - коррекционо-развивающий

2.1. Подготовительный этап

ЦЕЛЬ: Сформировать процессы различных видов деятельности (моторной, слухо-речевой) с целью создания необходимых условий для формирования словообразовательной компетенции у обучающихся недоразвитием словообразовательной компетенции.

Задачи:

1. Развитие моторной деятельности;

2. Развитие высших психических функций, фонематических процессов;

3. Развитие слухо-речевой деятельности.

4. Подготовка учащихся к формированию морфологического компонента языковой способности.

2.1.1. Развитие моторной деятельности

1 Развитие моторной деятельности

Содержательный компонент

Задачи, дидактические условия

Формы, методические приёмы

1

Развитие общей моторики

1. Формирование учащихся умению стоять попеременно на правой (левой) ноге;
2. Формирование навыка подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге;
3. Игры с мячом. Обучение умению ловить мяч после удара по полу, по стене, подбрасывать и ловить мяч двумя руками;
4. Логоритмические игры;
5. Упражнения на координацию движений;
6. Развитие целенаправленности движений;
7. Кинезиологические и реципрокные упражнения;
8. Закрепление навыка выполнения движений по словесной инструкции, по реакции выбора, закрепление праксис позы – кисти, руки;
9. Закрепление навыка выполнения свободных дугообразных движений двумя руками в воздухе (на листе бумаги).
Игры: «Охотник и звери», «Кто больше забросит мячей», «Чей мяч выше?, «Чей мяч дальше?»

1. Выполнение по образцу, данному педагогом;
2. Выполнение по словесной инструкции;
3. Соревнования;
4. Эстафеты.

2

Развитие мелкой моторики

Формирование ловкости, точности, координации, синхронности пальцев рук.
а) Пальчиковые упражнения
1.1. с предметами (кубики, разрезные картинки, грецкие орехи, матрёшки)
1.2. пальчиковые игры без речевого сопровождения («Очки», «Гнездо», «Цветок», «Улитка», «Лодочка»);
1.4. пальчиковые игры с речевым сопровождением «Этот пальчик…», «Сидит белка…», «Пальчики в лесу);
б) Переключение поз (удержание определенной позы пальцев рук);
в) Упражнения с малыми мячами, кольцами, дисками, цилиндрами;
д) Игры с игрушками «Бибабо»;
е) Шнуровка, застежки;
ж) «Сделай из пальцев буквы, цифры».

1. Сопряжённое повторение задания;
2. Отражённое воспроизведение;
3. Самомассаж
(грецкие орехи, каштаны, шестигранные карандаши);
4. Использование прищепок, решётки для раковин, плоских мыльниц с шипами.

3

Развитие речевых навыков

1. Обучение умению правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения интонационной интенсивности;
2. Совершенствование просодических
компонентов речи, работа над выработкой правильного диафрагмального дыхания.
Игры: «Пилка дров», «Погреться на морозе», «Надуй игрушку», «Листья шелестят», «Бабочки» и др.

1. Сопряжённое выполнение;
2. Самостоятельное выполнение по данному образцу.

2.1.2. Развитие слухо-речевой деятельности

Содержательный
компонент

Задачи, дидактические условия

Формы, методические приёмы

1

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти

Формирование слухового внимания и восприятия с целью подготовки детей к различению и выделению на слух речевых единиц.
1. Воспроизведение заданного ритма;
2. Оценка ритма со слуха. Сколько раз стучали? Отстукивание различных ритмов по инструкции;
3. Выполнение различных движений, хлопков по инструкции (на заданное слово, число);
4. Воспроизведение имен (детей, родителей, педагогов);
5. Воспроизведение стихов и др. речевого материала;
6. Воспроизведение междометий, отдельных слов и словосочетаний в заданной последовательности: предметы (3-5-7); признаки; действия; цвета; формы; числа;
7. Упражнения на дифференциацию и сравнение звуков различного характера;
8. Воспроизведение слоговой структуры слова, словосочетаний, предложений с помощью отсчета хлопков;
9. Рисование предметов или их графических образов после называния (тоже с геометрическими фигурами, с цветом);
10. «Рисуй на левой стороне листа круг, на правой треугольник после того, как я буду называть тебе фигуры»;
11. « Рисуй 3 треугольника и 1 круг и т.д.»
Игры: «Кто хлопал?», «Что звучит?», «Тихо – громко», «Хлопки».

1. Звучание инструмента без опоры на наглядность;
2. Утрированное звучание инструмента.

2

Развитие фоне матического слуха, восприятия

1. Формирование умения различать звуки родного языка в потоке речи, в словах, близких по звучанию, но разных по смыслу, способность определять звуковой состав слова.
а) формирование умений различать:
1.1. Существительные, названия которых отличаются одним звуком (мышка – миска);
1.2. Существительные, по звучанию отличающиеся несколькими звуками (осёл – козёл, ослик – козлик);
1.3. Глаголы, сходные по звучанию (кто катает – кто купает, кто купает - кто покупает и т.д.)
а) обучение навыкам:
- определять наличие или отсутствие звука в слове,
- определять местоположение звука в слове;
1.4. определять последовательность звуков в слове.
1.5. Определять количество звуков в слове;
1.6. Дифференцировать звуки по противопоставлению;
1.7. Составление слова из последовательно данных звуков;
1.8. Развитие фонематических представлений.
Игры: «Слушай и показывай», «Кто самый внимательный?» «Путешествие», «Кто больше», «Придумай больше», «Красный – белый» и т.д.

1. Обыгрывание картинок, звуков;
2. Утрированное произнесение слов с выделением нужного звука;
3. Наглядные опоры.

2.2. Коррекционно-развивающий этап

ЦЕЛЬ: формирование процесса словообразования различных частей речи.

Задачи:

  • Формирование словообразовательных моделей имён существительных;
  • Формирование словообразовательных моделей имён прилагательных;
  • Формирование словообразовательных моделей глаголов;
  • Формирование умения образовывать родственные, сложные слова.

2.2.1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей

Задачи

Методические приёмы

Дидактические игры. Базовый лексикон

Формирование словообразовательных моделей
- сущ-х с суффиксами -к-,-ик-,-чик-, -очк-, -ечк-, -ичк-(домик, огурчик…);
- притяжательных прилагательных с суффиком -ин- (мамин, папин…);
- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (читает - прочитал);
- дифференциация возвратных и невозвратных глаголов (умывает - умывается).

- Демонстрация и оречевление действия, обозначаемого производным наименованием;
- уточнение значения производного слова путём введения его в предложение;
- объяснение значения производного слова через анализ морфологической структуры слова с опорой на символы и наглядно-графическое обозначение.

«Овощи», «Фрукты», «Семья»,
«Обувь».
Игры: «Назови ласково», «Кому что?», «Комарик и слон», «Два медведя», «Волшебная палочка», «Добавь слово», «Найди общую
часть в словах (переходит-
перебегает…)

2.2.2. Образование менее продуктивных моделей

Формирование словообразовательных моделей:
1. Существительных
а) в уменьшительно-ласкательной форме с суффиксами -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-, -ец-,-иц-, -ёнок-;
б) с суффиксом -ниц-
(селёдочница, конфетница);
в) с суффиксами -инк-,-ин- (пылинка, виноградина);
2. Глаголов
-с приставками -в-, -вы-, -на-, пространственного значения с, приставкой -при-;
3. Прилагательных
а) притяжательных с суффиксом -и- без чередования (лисий);
б) относительных прилагательных с суффиксами
-ев-, -ов-, -ян, -енн-
(рябиновый, деревянный,
соломенная…);
в) качественных прилагательных с суффиксами -н-,-ив-, -чив-, -лив- (морозный, трусливый…).

- Демонстрация и оречевление действия, обозначаемого производным наименованием;
- подбор синонимов к производным словам;
- наглядно-графическое моделирование словообразовательной структуры слова;
- завершение высказывания производными словами.

«Дикие животные»; «Посуда»; «Птицы»; «Деревья»; «Части тела»; «Транспорт; «Времена года»; «Домашние животные»; «Продукты питания».
Игры: «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назови па рами», «Назови предмет», «Помоги Незнайке», «Чтоиз чего сделано?», «Найди ошибки Незнайки», «Назови предмет», «Чьи хвосты?
«Правильно назови листья».

2.2.3.Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей

Формирование словообразовательных моделей:
1. Глаголов пространственного значения с приставками -с-, -у-,-под-, -за-, -пере-, -до-, -при-;
2. Прилагательных
а) притяжательных с суффиксом -и- с чередованием
(волчий);
б) относительных прилагательных с суффиксами -ян-, -еньк-;
3. Существительных
- с суффиксами -чик-, -щик-, -ист-,-ник-
-с суффиксами -тель-,-ун-;
-образование названий профессий с суффиксами -ёр-, -арь-,-ор-,- ец-.

- Демонстрация и оречевление действия;
- завершение высказывания
производными словами;
- сравнение и сопоставление производного слова с производящей основой, подкрепляемое развёрнутым речевым анализом и наглядно-графической символикой;
- сравнение и сопоставление производного слова с производящей основой.

«Транспорт»,
«Птицы»,
«Дикие животные»,
«Игрушки».

 

Игры «Что из чего сделано?»,
«Назови правильно»,
«Помоги Незнайке», «Исправь ошибку».

2.2.4. Родственные, сложные слова

Формирование умения образовывать однокоренные
слова.

- Дидактические игры со специально подобранным
материалом;
- объяснение производного слова с помощью развёрнутого описания;
- уточнение значения производного слова путём введения его в предложение;
- завершение высказывания производными словами;
- утрированное произношение общей части слова.

«Зима»; «Овощи»; «Фрукты»; «Лето»; «Ягоды»; «Времена года».
Игры: «Похожие слова», «Назови лишнее слово», «Назови общую часть», «Подбери слова – родственники», «Помоги Незнайке», «Подружи слова», «Сложное слово», «Найди сложные слова», «Создай новое слово».

2.3. 3 этап. Итоговый

ЦЕЛЬ: Проведение мониторинговых исследований состояния словообразовательной деятельности.

Задачи:

  • Проведение мониторинговых исследование состояния словообразовательных навыков и умений имён существительных;
  • Проведение мониторинговых исследование состояния словообразовательных навыков и умений глаголов;
  • Проведение мониторинговых исследование состояния словообразовательных навыков и умений прилагательных;
  • Проведение мониторинговых исследование уровня сформированности словообразовательных навыков родственных, сложных слов.

Приложение №4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы по устранению недостатков словообразования.

Приложение №5. Система оценки динамики усвоения коррекционно-развивающей программы обучающихся с несформированностью словообразовательных процессов.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Система организации коррекционной помощи в рамках логопункта с учащимися с несформированной словообразовательной компетенцией.

Календарно-тематический план коррекционной работы с обучающимися с недоразвитием словообразовательной деятельности

Направления коррекционной работы

Время

1

Словообразование имён существительных

9 ч

2

Словообразование глаголов

5 ч

3

Словообразование имён прилагательных

12 ч

4

 Морфемный анализ

2 ч

5

 Образование родственных слов

2 ч

6

 Образование сложных слов

2 ч

7

 Различные способы словообразования

2 ч

Всего

34 часа

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с учащимися с недоразвитием словообразовательной компетенции

Содержательный компонент коррекционно-логопедической работы

Количество
занятий

Словообразование имён существительных

1

Образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -ок-, -чик-, -ичк-, -оньк-, -ец-, -ц-

1

2

Образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов,-очк-, ечк-,-ушк-, -ышк-

1

3

Образование имён существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов -к-, -еньк -,-ищ-

1

4

Образование имён существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды)

1

5

Образование названий детёнышей животных и птиц с помощью суффиксов -онок-, ёнок-

1

6

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия с помощью суффиксов -щик-, -чик-, -ист-, -ниц-, -иц-

2

7

Образование профессий от глаголов и прилагательных с помощью суффиксов -тель-, -чик-,-щик-, -ун-

2

Словообразование глаголов

8

Приставки. Значения приставок

1

9

Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок. Образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ИВА-, -ЫВА-, -ВО-.

1

10

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

1

11

Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками В-, ВЫ-, ПОД-, ОТ-, ПРИ-, У-, ПЕРЕ-, ЗА-, ОТ-, НА-, ВЫ-.

2

Словообразование имён прилагательных

12

Образование притяжательных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов -ИН-, -ОВ-

1

13

Образование притяжательных прилагательных с использованием продуктивного суффикса -Й-

1

14

Образование качественных прилагательных с использованием суффиксов -Н-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-

1

15

Образование качественных прилагательных с использованием менее продуктивных  суффиксов -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИН-, -ОВАТ-, -ЕВАТ-

1

16

Образование относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов-ОВ-, -ЕВ-, без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова (дубовый, меховой), с чередованием звуков в корне (беглая гласная) (ситцевые, перцовый)

3

17

Образование относительных прилагательных
с использованием суффикса -Н- (без чередования в корне производного слова, с чередованием звуков в корне производного слова).

2

18

Образование относительных прилагательных
с использованием менее продуктивных суффиксов -Н-, -ЯН-, -СК-, -ЕНН-, -АН-…

3

19

Морфемный анализ

2

20

Образование родственных слов

2

21

Образование сложных слов

2

22

Различные способы словообразования

2

Всего

34 занятия