Подгрупповое занятие в подготовительной группе. Тема: "Дифференциация звуков [с] – [ш]"

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, звуки с-ш


Задачи:

Коррекционно-образовательные: Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [с] - [ш] в речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы.
  • Развитие навыка координированных движений пальцев рук, при выполнении серии упражнений.
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
  • Развитие навыка составления простого предложения по сюжетной картинке.
  • Развитие навыка различения звуков [с] – [ш].

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль за положением языка в момент речи.
  • Воспитывать культуру поведения на занятии.
  • Формирование начальных учебных навыков.

Оборудование:

  • изображения со звуками [с] – [ш];
  • изображения шкаф, сумка;
  • массажный шар, мячик, карточки для каждого с картинками шарика и собачки, игрушки-Свистун, Шептун.

Ход занятия

1. Оргмомент

Я здороваюсь везде:
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседней курице.
Здравствуй, небо, голубое!
Здравствуй, солнце, золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Мне здороваться не лень!

Логопед: Присаживайтесь, ребята, сейчас я прочту стихи – а вы внимательно слушайте:

Спит спокойно
Старый слон –
Стоя спать
Умеет он!

Логопед: Какой звук слышится чаще других?

Дети: [с]

Логопед: Правильно. А вот ещё один стих –

Шуршит камыш,
Над речкой тишь
И только двое лягушат
Камыши тихонько ворошат

Логопед: А теперь какой звук слышится чаще других?

Дети: [ш]

Логопед: Молодцы! Сегодня мы с вами будем учится различать звуки [c - ш]. А поможет нам в этом… Ребята, а кто это?

Логопед: Это Свистун и Шептун.

- Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. Наш язычок проснулся, и ротик нам улыбнулся – упр. «Улыбка», а потом показал – какой чудесный день – упр. «Трубочка». «Чищу зубки», И решил наш язычок попить чай – упр. «Чашечка». А затем поскакал – упр. «Лошадка» в лес и набрал много грибов – упр. «Грибочек». Пока грибочки собирал – дятла увидал – упр. «Дятел». И по дороге домой встретил индюков – упр. «Индюк».

2. Дыхательная гимнастика

Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.

- А чем различаются звуки [с] [ш]? ([с] может быть твердым и мягким, он свистящий, [ш] – всегда твердый, он шипящий)

- Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш].

 (При звуке [с] - губы в улыбке, при звуке [ш] - трубочкой?

- Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]? (При звуке [c] – язычок внизу, упирается в нижние зубы, при звуке [ш] – язычок принимает форму чащечки и поднимается за верхние зубы).

- Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]? (При звуке [с] воздух проходит посредине языка, воздушная струя холодная, при звуке [ш] – воздушная струя теплая).

- А что в этих звуках общего? (согласные, глухие)

Логопед. Я сейчас буду называть эти два звука, но без голоса. Вы внимательно на меня смотрите, и угадывайте, что я произношу. (С,Ш,С,Ш) - Молодцы.

3. Игра «Поймай звук»

Логопед. Я вам сейчас раздам карточки с изображением собачки и шарика и буду произносить разные слова. Если вы услышите в слове звук “С”, то поднимите картинку с собачкой.

Вопрос - почему?

Дети - Потому что собачка, начинается на звук <С>.

Логопед. если в слове есть звук “Ш” — шарик. Почему шарик?

Дети. Потому что слово шарик начинается на звук <Ш>

Звук может быть в начале, середине или конце слова. Победит тот, кто меньше ошибётся.

Слова: шуба, сапоги, коса, лиса, лапша, посуда, шарф, машина, класс, брошь, миска, мошка, кошка, капуста, ложка, норка, шалаш, корка, камыш, калач.
(уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)

4. Изолированное произношение звуков

Логопед. Вы любите кататься на велосипеде? Представьте, что мы выехали на велосипедную прогулку. Вдруг у нас стало спускаться колесо.

- Какой звук мы услышим? (Ш-Ш-Ш) - Достанем насос и накачаем колесо! (С-С-С)

- Но колесо снова спустилось. Какой звук услышали? (Ш-Ш-Ш- Но мы не расстроились, а заклеили колесо и снова накачали насосом! Как это мы сделали? (С-С-С)

- Поехали дальше!

5. Автоматизация звуков в слогах

Логопед: Я произнесу, а вы за мной повторяйте:

са-са-са – бежит рыжая лиса
со-со-со – катит лиска колесо
су-су-су – нарисую я лису
сы-сы-сы – хвост красивый у лисы
ша-ша-ша – наша лиска хороша
шу-шу-шу – про лиску стишок напишу
шо-шо-шо – пишу я хорошо

6. Физкультминутка пальчиковая гимнастика

7. Автоматизация в словах – Д/и «Разложи вещи»

Логопед: Ребята, вот перед вами картинки с изображением предметов, будьте внимательны, вам нужно разложить предметы в шкаф и сумку. Как вы будете это делать?

Дети: Ответы детей

Логопед: Правильно, предметы, в названии которых есть звук [с] будем складывать в сумку, а в которых есть звук [ш] – в шкаф. Ну, что ж, приступим.

Дети: выполняют.

У Сони будет помощник Свистун, Соня назовет картинки, которые лежат в сумке; а у Егора- Шептун, он назовет картинки, которые вы положили в шкаф.
Молодцы.

8. Работа на уровне словосочетания

Наши друзья большие выдумщики. Они любят играть с мячиком и повторять друг за другом как эхо. Давай и мы с тобой поиграем в такую же игру, я буду тебе говорить словосочетание, а ты будешь за мной повторять.

сосновая шишка,

 высокая башня

сонная кошка,

 бабушкин сундук,

душистый куст,

 мышиный писк,

пышное тесто

 душистое сено,

 смешные потешки

 косолапый мишка,

смешная шутка,

 пушистая кошка,

9. Игра на развитие мелкой моторики, пространственного воображения

Логопед. Давайте с вами посмотрим на алфавит, и найдем там буквы С и Ш.

Соня ищет С, а Егор ищет букву Ш.

Логопед: А сейчас, ребята, я вам насыплю каждому по небольшой горочке зернышек- пшена. Я хочу, чтобы вы написали букву С, а теперь букву Ш. Вы же уже большие, и скоро пойдете в школу. Мы с вами уже выкладывали эти буквы из палочек, и рисовали их в воздухе. Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

10. Заключительный этап. Итог занятия

Логопед. Ребята, вам понравилось играть со Свистуном и Шептуном?

Им тоже с вами понравилось!

Вы сегодня молодцы!

Расскажите, что мы сегодня с вами делали?

Молодцы!