Урок геометрии по теме "Конус" (для учащихся с легкой умственной отсталостью). 9-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 9


Цели урока:

  • Познакомить с приёмами изготовления развёртки конуса, в основании которого лежит круг.
  • Развитие познавательного интереса, коррекция мелкой моторики рук.
  • Воспитание самостоятельности, усидчивости.

Планируемый результат: уметь сделать развёртку конуса, знать его части.

Основные понятия: «конус», «вершина конуса», «боковая поверхность», «основание».

Методы работы:

  • частично-поисковые
  • словесные
  • наглядные
  • практические

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель организует начало урока. Активизируется внимание учащихся.

Ученики демонстрируют готовность к началу урока.

Учитель: Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с объёмным геометрическим телом и выполнили его развёртку. Как называется это геометрическое тело? Цилиндр.

- Давайте повторим: из чего состоит цилиндр? Учащиеся выходят к доске, берут цилиндр и говорят из чего, он состоит. (Верхнее и нижнее основания, боковая поверхность и высота).

- Высота в цилиндре, что это? (Это перпендикуляр между основаниями цилиндра).

- Молодцы!

- Назовите предметы, имеющие форму цилиндра (консервная банка, пенал-тубус, труба, стакан и т.д.

- Домашнее задание было цилиндр превратить в предмет (Разбор и оценивание работ). Лучшими были признаны три работы: ваза, банка сгущенного молока и бочка с радиоактивными отходами.

Итог.

III. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы с Вами познакомимся с новым геометрическим телом и сделаем его развёртку, а с каким, Вы узнаете, если разгадаете ребус. Слайд 2.

Учащиеся разгадали: Конус.

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему: «Конус». Запишем в тетрадь: Конус - это объёмное геометрическое тело, в переводе с греческого означает «сосновая шишка». Слайд 3

Презентация.

- Давайте разберём из чего состоит конус. Как вы думаете? Слайд 4,5

Высота в полном конусе - это отрезок, который соединяет вершину с центром круга (основания). Основание конуса - это круг.

Итог.

IV. Изучение нового материала

Учитель: У Вас на столе лежат альбомные листы с готовой развёрткой конуса. Вам нужно аккуратно вырезать и склеить.

Выполнение развёртки конуса учащимися. III группа – индивидуальная помощь.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

- Чтобы отдохнули глаза, давайте посмотрим вверх, вниз, направо, налево (повторить 4-5 раз), нарисуйте глазами восьмёрку (повторить 4-5 раз), затем первую букву своего имени (повторить 4-5 раз).

- Молодцы, продолжаем работу!

VI . Практическая работа

Стихотворение «КОНУС».

Читает учитель:

Сказала мама: - А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
КОНУС - шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала. –
Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
-Мама, с места я не тронусь,
Расскажи ещё про конус.
-Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.

- Какие предметы в стихотворении конусообразной формы?

Иллюстрация предметов конусообразной формы (шляпа звездочёта, воронка, кулёк) из картона.

Учитель вызывает к доске 3 учащихся и предлагает каждому сделать один из предметов конусообразной формы, который они услышали в стихотворении.

Шляпу звездочета делаем из цветного картона сворачиваем конусом, обрезаем полукругом внизу лишний картон и скрепляем степлером.

Воронку делаем из белого листа бумаги, сворачиваем в виде конуса, подгибаем внутрь воронки лишнюю бумагу и скрепляем скрепкой. Демонстрируем возможности нашей воронки наглядно: держим импровизированную воронку над бутылкой и наливаем воду.

Кулёк для семечек сворачиваем из газеты, закрепляем внизу и насыпаем семечки.

VII. Дополнительная информация о конусе

«Конус в архитектуре» слайд 6.

При построении различных зданий и сооружений очень требуются познания в области геометрии. Очень часто мы встречаем конус в элементах архитектуры. Ярким примером этого наблюдения является конус, который лежит в основании крыш домов. Круглые башни строений покрыты коническими крышами, которые напоминают воронки, перевернутые острым концом вверх.

«Конус в природе» слайд 7,8.

В природе форму конуса имеют: ель, сосульки и морковь.

Вулканы имеют форму конуса:

Стратовулканы – классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.

Шлаковые или тефровые конусы – имеют форму усеченного конуса, состоят из рыхлых материалов (пепел, вулканические камни, глыбы и т.д.).

Конусы (лат. Conidae, англ. Conus)— семейство хищных брюхоногих моллюсков. Конусы — ночные хищники, прячущиеся днём в песке, а своих жертв, в роли которых обычно выступают многощетинковые черви и моллюски (реже — ракообразные и рыбы), конусы парализуют с помощью яда.

«Конус в жизни человека» 9,10.

Предметы, напоминающие форму конуса: детская пирамидка, ведро пожарное, рожок мороженого, шляпа звездочёта, колпак, терка, колокольчик, коническая берестяная юрта кочевников, конус дорожный оградительный, стакан или ваза.

VIII. Закрепление изученного материала.

Учитель: Давайте вспомним, что такое конус? Из чего состоит конус?

- Из предложенных геометрических тел выбрать конус:

IX. Домашнее задание

Раскрасить конусы, превратить их в предметы.

X. Подведение итогов урока

Итак, мы с Вами познакомились с понятием конуса, его элементов.

- Расскажите по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок. Слайд 11.