Методы оптимизации выбора темы творческого проекта

Разделы: Технология


Написать статью я решил после многочисленных вопросов, которые задают, обсуждают в разной форме мои коллеги – учителя технологии при встречах на конкурсах, олимпиадах, при проведении экспертизы для аттестации на категорию и т.д. Вопросы эти связаны с выполнением творческого проекта и особенно часто с выбором темы проекта и мотивацией учащихся на его выполнение. Возможно мой опыт будет кому-то интересен и полезен или станет стимулом для поиска своего пути использования этого материала.

Методика использования проектной деятельности хоть и не является новой, но широко и достаточно успешно используется в разных сферах деятельности в том числе и образовании. Очень интересно, разнопланово и эффективно можно применять этот метод и решать самые разнообразные задачи, достигать поставленные цели обучения и воспитания, при условии правильной организации и выбора темы для творческого проекта. На сегодняшний день в учебных пособиях многих авторов этот вопрос рассматривается в недостаточном объёме или полностью исключён. Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы в этом направлении.

Выбор темы проекта - это не спонтанное принятие решения об изготовлении какого- либо изделия, а серьезная работа, включающая в себя различные критерии выбора окончательного решения (конструкционный, технологический, экономический, эстетический и т.д.). Не смотря на творческий характер проектной деятельности, в этой работе можно использовать научные методы поиска и принятия решений. В школьном курсе чаще всего рассматривают три метода:

  • метод морфологического анализа;
  • метод фокальных объектов;
  • алгоритм или теория решения изобретательских задач (АРИЗ или ТРИЗ).

 Познакомив ребят с этими методами, мы не только помогаем с выбором темы, но и знакомим со способами оптимизации процесса поиска оптимального решения.
В качестве наглядного примера приведу вариант использования метода морфологического анализа на уроке технологии в 6 классе.

Урок № 27
 
Тема урока: «Выбор темы творческого проекта»

Место урока в календарно-тематическом планировании: тема «Выбор темы творческого проекта» рассматривается в разделе «Технология исследовательской и опытнической деятельности». Основное содержание изучаемого материала определяют учебная программа и обязательный минимум содержания образования по предмету «Технология».

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии; групповая и индивидуальная работа.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательные:

  • получить новые знания по теме: «Технология исследовательской и опытнической деятельности» и научиться использовать и на практике;
  • формирование у учащихся начальных знаний и умений оптимизации поиска решения при выполнении проекта.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности путём создания проблемной ситуации;
  • совершенствование умения самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
  • развитие технического мышления и творческих способностей, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Воспитательные:

  • развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач;
  • воспитание творческой личности, способной использовать разнообразные приёмы деятельности для получения необходимого результата.

Задачи урока:

  • развить навыки выполнения творческого проекта;
  • познакомить с методами оптимизации поиска решения поставленной задачи;
  • сформировать навыки работы в группе;
  • развить умение составлять алгоритм работы для достижения конкретных целей.

Оборудование: компьютер, проектор, школьная доска, раздаточные материалы, примеры выполнения творческого проекта.

Новые понятия: метод «морфологического анализа», оптимизация процесса поиска решения.

Объект и содержание работы: выбор темы проекта, содержание и оформление проекта в 6 классе.

План урока

  • Организационный момент – 3 мин
  • Повторение ранее изученного материала – 14 мин
  • Сообщение темы и цели урока – 2 мин
  • Физкультурная пауза (зарядка) – 3 мин
  • Изучение нового материала средствами ИКТ – 18 мин
  • Выполнение практической работы – 40 мин
  • Подведение итога урока. Рефлексия. Домашнее задание – 10 мин

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Все присутствуют. Дежурит сегодня 1 бригада, которая на этом уроке проследит за порядком в мастерской, проведением зарядки, проветривании мастерской на перемене и чтобы все привели своё рабочее место в порядок в конце урока.

II. Повторение пройденного материала

  • Давайте с вами вспомним, что такое творческий проект?
  • Какие этапы выполнения проекта вы знаете
  • Что включает в себя подготовительный этап проекта?

III. Сообщение темы и цели урока

Откройте тетради и запишите дату, тему и целевые вопросы нашего урока.

«Требования к творческому проекту».

Целевые вопросы:

  • Оформление и особенности содержания проекта в 6 классе.
  • Выбор темы проекта
  • Метод морфологического анализа при выборе темы проекта.

IV. Изучение нового материала средствами ИКТ

Выбор темы проекта очень важный этап выполнения проекта. Существует несколько способов оптимизации процесса поиска и принятия решений. Одним из способов является – метод морфологического анализа.

Метод морфологического анализа

Вариант 1


Признаки

Возможные варианты

древесина

металл

пластмасса

Изделие «для себя»

Полка для книг

Подставка для выжигателя

Брелок

Изделие для дома

Декоративное панно

Декоративные крючки для ключей

Подставка для цветов

Изделие для школы

Шахматный столик

Ручка для шкафа

Декоративная накладка

Изделие для отдыха

Шезлонг

Воздушный винт

Бумеранг

Изделие для ярмарки

Динамическая игрушка

Игольница

Подставка под горячее

Вариант 2

Признаки

Возможные варианты

Выпиливание лобзиком

Столярная работа

Токарная работа

Комбинированная работа

Изделие на выставку

Ваза для конфет

Полка для специй

Подсвечник

Разделочная доска

Изделие для спорта

Бильбоке

Скамейка «для пресса»

Городки

Динамический тренажёр

Изделие для подарка

Шкатулка

Подставка для ноутбука

Кухонный набор

Декоративное панно

Изделие для коллекции

Модель самолёта

Модель ППШ

Сувенир «шахматная фигура»

Брелок

Изделие для ярмарки

Силуэтные фигурки

Рамка для фото

Пасхальное яйцо

Сувенир «Топорик»

Заполнив один из выбранных вариантов таблицы, необходимо произвести оценку каждого из вписанных в таблицу предметов. Это позволит принять окончательное решение выбора объекта труда творческого проект.

 

1

2

3

4

Изделие на выставку

 

 

 

 

Изделие для спорта

 

 

 

 

Изделие для подарка

 

 

 

 

Изделие для коллекции

 

 

 

 

Изделие для ярмарки

 

 

 

 

Оценка возможных вариантов

Критерии оценки: «+» 1 балл, «–» 0 баллов

  • конструкционный;
  • технологический;
  • экономический;
  • эстетический;
  • экологический

V. Выполнение практического задания

Для выполнения практического задания нам необходимо разделиться на группы.

Каждая группа получает задание:

  • Заполнить выданную каждой группе таблицу.
  • Подготовить оценку выбранного группой изделия.
  • Представить результат работы группы.

Вариант 1

Признаки

Возможные варианты

 

древесина

металл

пластмасса

Изделие «для себя»

 

 

 

Изделие для дома

 

 

 

Изделие для школы

 

 

 

Изделие для отдыха

 

 

 

Изделие для ярмарки

 

 

 

Вариант 2

 

Возможные варианты

 

Выпиливание лобзиком

Столярная работа

Токарная работа

Комбинированная работа

Изделие на выставку

 

 

 

 

Изделие для спорта

 

 

 

 

Изделие для подарка

 

 

 

 

Изделие для коллекции

 

 

 

 

Изделие для ярмарки

 

 

 

 

Оценка возможных вариантов

Критерии оценки «+» 1 балл, «–» 0 баллов

  • конструкционный;
  • технологический;
  • экономический;
  • эстетический;
  • экологический.

Общие правила работы в творческой группе

  • Работой в группе руководит старший группы (бригадир);
  • Каждый участник группы высказывает своё мнение по решаемому вопросу;
  • Окончательное решение принимается большинством;
  • Вежливое и уважительное отношение к каждому участнику группы и его мнению.

Примерный план презентации

  • Представить одно из направлений заполненной таблицы (например, обработка древесины).
  • Дать краткую характеристику одного из предлагаемых решений.
  • Предоставить письменный вариант заполненной таблицы.

VI. Итог урока. Домашнее задание

  • Оценка практической работы учащихся.
  • Отметить лучшие работы.

Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут вам не только при выборе темы проекта, но и в дальнейшем при поиске нового решения или выборе оптимального варианта из нескольких имеющихся у вас.

Рефлексия.

Достигли ли цели урока? Какие трудности встретили? Чему научились? Что удалось?
Сообщение оценки работы учащихся.

Домашнее задание.

  • Подготовить обоснование выбора темы проекта.
  • Оформить 1-2 страницы технического описания проекта.

Приложения 1–7