Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Созвездие «Улыбка» (с использованием технологии «Ситуация»)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: систематизация знаний детей о здоровье, способах его сохранения.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить представления детей о здоровом образе жизни;
  • закрепить знания  о режиме дня, о полезной и вредной пище, о различных видах спорта, о пользе физической культуры и спорта для здоровья человека;

Развивающие:

  • развивать умение слушать и понимать заданный вопрос и отвечать на него;
  • формировать умение выражать своё мнение;
  • развивать познавательный интерес;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, стремление вести здоровый образ жизни;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать;
  • воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.

Активизация словаря: сила, спорт, бокс, футбол, плавание, лыжный спорт, воздух, режим дня, закаливание, полезные и вредные продукты, здоровье;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие;

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы работы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, физкультминутка, дыхательная гимнастика, дидактическая игра, эксперимент, творческое задание, оценка участия детей в НОД – сюрпризный момент.

Оборудование: космический корабль, игрушка из воздушных шариков Ку, изображение неба с планетой и созвездием на плакате, магнитная доска; мультимедийная установка, проектор, ноутбук, презентация, бутылочка, ёмкость с водой, часы, сюжетные картинки для игры «Что сначала – что потом»; тазик, лейка, вода; картинки фруктов, овощей, продуктов питания; тарелка с нарезанными фруктами; звёзды золотого и серебряного цвета для рефлексии.

Предварительная работа

  • восприятие художественной литературы: А.Барто «Зарядка», В.Берестов «Лыжный след», С.Маршак «Мой весёлый, звонкий мяч», Л.Kвитко «На катке», «Лыжники»;
  • просмотр мультфильма «Азбука здоровья»;
  • беседа о вредных и полезных продуктах;
  • дидактические игры «Прямая спинка», «Умные ножки»;
  • разучивание пальчиковых игр и физкультминуток;
  • разгадывание загадок о спорте;
  • раскраски различных видов спорта;
  • создание презентации к НОД;
  • подбор оборудования, необходимого для НОД.

Ход НОД

1. Введение в ситуацию

В: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

В: Знаете, ребята, вы ведь сейчас непросто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте», то есть пожелали друг другу и мне здравия, здоровья. Когда мы говорим «Здравствуйте!», мы желаем здоровья. Сегодня я хотела поговорить с вами на очень важную тему - о здоровье. Как вы думаете, что такое здоровье?

Ответы детей.

В: Здоровье есть в каждом из нас, только не все знают, как его сохранить.

Слышатся звуки летящего космического корабля в раздевалке группы.

В: Что это такое?

Дети: Давайте посмотрим. Находят космический корабль, приносят его в группу, рассматривают и достают из него космического пришельца. Он кашляет и чихает.

Ку: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ку. А прилетел я к вам с планеты Болейка, у нас все болеют. Я так устал болеть, что решил отправиться в путешествие и узнать, что необходимо делать, чтобы меньше болеть.

В: Да, ребята, я бы не хотела жить на планете, где все постоянно болеют. А вы?

Дети: Нет!

В: Дети, а вы сможете помочь Ку?

Дети: Да.

В: Давайте расскажем Ку, что необходимо делать, чтобы сохранить здоровье, чтобы редко болеть.

Дети:

- Нужно закаляться!

- Заниматься спортом!

- Делать утреннюю гимнастику! И т.д.

Ку: Ой-ой-ой! Что вы, что вы! Я не смогу всё это запомнить и рассказать своим друзьям про здоровье.

В: Что же делать? Как помочь Ку?

Дети предлагают свои варианты: Записать, сфотографировать, нарисовать.

В: Молодцы, ребята. Скажи нам, пожалуйста, Ку, чем вы больше всего любите заниматься на своей планете?

Ку: Больше всего мы любим наблюдать за звездами, которых у нас очень много. Ой, смотрите, у меня же есть карта, я вам покажу свою планету. Вот она, а это моё любимое созвездие.

В: Ребята, я, кажется, придумала. Давай, Ку, мы назовём твоё созвездие «Здоровье» или как-то иначе, в нём каждая звезда будет напоминать тебе, что необходимо делать, чтобы его сохранить. Каждой звезде придумаем название. Согласен?

Ку: Здорово! Я согласен!

2. Актуализация знаний

В: Тогда, ребята, давайте начнем. Что мы делаем утром?

Дети: Делаем зарядку.

В: Я вас приглашаю на разминку. Физкультминутка «Полёт».

А сейчас мы с вами, дети, (маршируем на месте)
Улетаем на ракете. (потянулись, руки поднимаем вверх над головой)
На носки поднимись, (поднимаемся на носки, руки сомкнуть над головой)
А теперь руки вниз. (опускаем руки вниз)
Раз, два, три, потянись (потянуться руками вверх, встаём на носочки)
Вот летит ракета ввысь. (кружимся на месте)
Пролетая над землёю, (руки разводим в сторону)
Мы помашем ей рукою. (одной рукой машем, а второй делаем козырёк над глазами).

В: Посмотрите, какие сильные стали у нас руки? А у тебя, Ку? Прибавилось силы? Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой?

Дети: Чтобы не болеть, быть здоровым, сильным.

В: Как мы с вами назовем первую звезду?

Дети: Сила.

В: Правильно, ребята. А чтобы сила была, чем нужно заниматься?

Дети: Спортом.

В: Верно, давайте отгадаем загадки про спорт. Ответы для проверки на слайдах.

1.

Вот сошлись они на ринге в схватке.
На руках у каждого перчатки.
Гонг веселый прозвучал,
К началу боя дал сигнал. (Бокс)

2.

По ледяной дорожке
Коньки стремительно скользят.
Спортсмены друг друга
Перегнать хотят. (Конькобежный спорт)

3.

Город огромный,
А в городе чудо:
Налили воду
В огромное блюдо,
В каменном блюде
С водою зеленой
Плавают люди
Зимою студёной. (Бассейн)

4.

Вот  доска с горы летит,
На доске спортсмен стоит.
Едет, будто по волнам,
По искрящимся снегам. (Сноуборд)

5.

Под музыку на льду прыжки,
Поддержки и вращенья.
Полозья у коньков блестят,
Костюмы – загляденье. (Фигурное катание)

6.

Удачный пас – в ворота гол!
Как называется игра? (Футбол)

В: Молодцы, все загадки отгадали и разные виды спорта назвали.

А теперь давайте поиграем. Я называю вид спорта, а вам нужно изобразить действие.
1. Плавание.
2. Конькобежный спорт.
3. Лыжи.
4. Теннис.

В: Молодцы, поиграли. Ну что, Ку, будешь теперь спортом заниматься, чтобы не болеть?

Ку: Конечно, с удовольствием! А можно я назову вторую звезду. Она будет самая любимая, звезда под названием «Спорт». Вы согласны, ребята?

Дети: Да.

3. Затруднение в ситуации.

Ку: Как здорово, ребята, с вами. А у меня для вас тоже есть загадка, правда, я и сам не знаю ответа. Друзья попросили передать вам это. Показывает пустую бутылочку из-под воды. Что же это значит? Для чего она? Не понимаю. Может вы, ребята, знаете?

Дети: Нет, не знаем.

В: Почему мы не смогли помочь Ку?

Дети: Непонятно, для чего она. На бутылочке ничего не изображено, она пустая.

В: Значит, что нам надо узнать?

Дети: Для чего эта бутылочка?

4. Открытие нового знания

В: Чтобы узнать, я покажу вам фокус. Давайте ещё раз заглянем внутрь этой бутылочки. Что там внутри?

Дети: Ничего нет.

В: А мне кажется, что в ней кто-то прячется. Давайте опустим бутылочку в воду и посмотрим, что произойдёт. Я осторожно нажимаю на неё. Что теперь вы видите?

Дети: Из бутылочки идут пузырьки.

В: Так что же там было?

Дети: Это воздух.

В: Почему мы с вами не увидели его?

Дети: Воздух прозрачный, его не видно.

В: Правильно, дети. Вот и разгадали мы твою загадку, Ку. В бутылочке, оказывается, воздух.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей

В: Давайте, ребята, сделаем дыхательную гимнастику. И ты, Ку, вместе с нами.

«Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Руки ставим на пояс, слегка приседаем – глубокий вдох,
выпрямляемся – медленный выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторяем несколько раз.

Ку: Ребята, а я что-то не понимаю, зачем мы так старательно дышим?

В: Скажите, ребята, Ку, почему мы выполняем дыхательные упражнения?

Дети: Чтобы наш организм обогатился кислородом. Это полезно.

В: Верно, если воздух насыщен кислородом - это чистый свежий воздух. А где мы можем его найти?

Дети: На улице, когда гуляем. В парке, в лесу, на речке.

В: Правильно. Прогулки очень полезны для нашего здоровья. Какое название мы дадим третьей звезде?

Дети: Свежий Воздух.

Раздаётся звук тикающих часов из корабля пришельца из космоса.

В: Что это? Как вы думаете, ребята?

Дети: Часы. Давайте посмотрим. Достают из корабля часы.

В: Зачем Ку нужны часы?

Дети: Часы  нужны для того, чтобы знать, когда надо утром вставать, чтобы не опоздать в садик, чтобы знать, когда возвращаться с прогулки, чтобы не опоздать на обед, или когда мама придёт с работы.

В: Правильно, ребята, часы помогают нам соблюдать режим дня. А режим дня помогает укреплять здоровье. Давайте мы с вами поиграем в игру «Что сначала, что потом?» Разложите сюжетные картинки с изображениями детей. Они все чем-то заняты: кто зарядку делает, кто умывается, кто рисует. Разложить картинки необходимо в правильной последовательности и объяснить свой выбор.

Ку: Вот оно что, а я думал, зачем нужны часы.

В: Дети, значит, как мы назовём четвёртую звезду здоровья?

Дети: Режим дня.

Ку: Так вот, оказывается, почему моя мама говорит мне, что физкультурой нужно заниматься утром, а вечером лучше почитать книгу перед сном. Ой-ой-ой! Что вы хотите сделать со мной? Воспитатель обливает водой над тазиком Ку сначала тёплой водой, затем прохладной.

В: Ребята, а что сейчас происходит с Ку?

Дети: Он принимает душ, обливается водой. Закаляется.

В: Как вы думаете, для чего люди закаляются?

Дети: Чтобы быть здоровыми, не болеть.

В: А вы заметили, что Ку почти уже не кашляет и не чихает? А как мы с вами закаляемся?

Дети: Летом принимаем солнечные ванны, моем ноги прохладной водой, гуляем много на свежем воздухе.

В: Какие молодцы! Как же мы назовём пятую звезду здоровья?

Дети: Закаливание.

Ку: Ой, что-то я проголодался. После контрастного душа так хочется съесть что-нибудь вкусненькое! Нет ли у вас какой-нибудь вкусняшки: конфетки, печенюшки? Это я очень люблю!

В: Что ты, Ку! Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться. Ребята, скажите, это полезные продукты?

Дети: Нет, много сладкого нельзя есть. Это вредно. Нужно есть овощи, фрукты, молоко и т.д.

В: Давайте, дети, расскажем Ку, какие продукты полезные, а какие вредные, и составим для него меню на день.

Творческое задание «Составляем меню». Дети из картинок фруктов, овощей, продуктов питания составляют меню для Ку и объясняют, почему так выполнили задание.

В: Молодцы, ребята. Давайте мы с вами угостим Ку вкусной полезной едой. Достаёт тарелку с нарезанными фруктами. Дети угощают Ку.

В: Ребята, как же мы назовём шестую звезду?

Дети: Правильное питание.

6. Осмысление

В: Я смотрю, ребята, у вас хорошее настроение. И Ку радуется, что вы ему помогли. Он перестал кашлять и чихать, стал здоровым и весёлым. Я предлагаю вам назвать седьмую звезду «Хорошее настроение». Это тоже очень важно для здоровья. Тот, кто радуется и веселится, меньше болеет. Ребята, посмотрите, если соединить все звёзды одной линией, что у нас получится?

Дети: Улыбка!

В: Так как можно назвать всё созвездие?

Дети: Так и назовём: «Улыбка».

В: Молодцы, ребята. Кому мы помогли? Почему вам это удалось?

Ответы детей.

В: Вам удалось, потому что вы помогли Ку. Он поправился и теперь знает,  что нужно делать для того, чтобы быть здоровым. Посмотрите, наше созвездие улыбается, радуется за нас, потому что мы помогли Ку.

Ку: Спасибо, ребята! Я расскажу своим друзьям о том, как быть здоровым. А если что забуду, звёзды подскажут мне. И планету мы назовём «Неболейка».

В: А теперь проводим Ку, он полетит на космическом корабле на свою планету. До свидания, Ку! Не болей больше! Дети провожают Ку. Воспитатель приглашает детей украсить звёздами небо, где полетит Ку. Слышится звук улетающего космического корабля.

В: Ребята, давайте украсим небо, где полетит Ку, звёздами. Если вам интересно было помогать Ку в поисках знаний, что необходимо делать, чтобы быть здоровым, было легко и вы справились, возьмите золотую звезду; а если было трудно или вы с чем-то не справились, возьмите серебряную звезду.

Интернет-ресурсы

  1. www.maam.ru/detskijsad/konspekt
  2. Infourok.ru