Консультация на тему «Обогащение и активизация словаря в процессе игровой деятельности при ознакомлении с окружающим миром»

Разделы: Работа с дошкольниками


Необходимыми элементами обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, является знание–действия–общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование её в целях всестороннего развития личности ребенка.

Первое условие игры как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах. (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях.

Усвоение и расширение знаний детей о предметном мире, о деятельности взрослых тесным образом связано с игровыми действиями детей. Игровые действия по своему рисунку соответствуют реальным.

Дети 7-го года жизни продолжают учить различать окраску окружающих предметов. У них совершенствуют умение группировать предметы по цветовому признаку. Уточняют представления о сигнальной роли цвета (окраска киосков, легковых автомашин и комбайнов).

Целесообразно использовать дидактические игры и упражнения типа «Уточним цвет предмета», «Подбери чашки к блюдцам», «Потерялся поясок», «Радужный хоровод», «Составь букет», «Костюмы для петрушек» и другие(разработаны Г.С.Швайко).

Обучение в начальных классах в значительной мере рассчитано на самостоятельную работу учащихся с различного рода материалами. Поэтому дошкольника необходимо научить обследовать предметы, определять их качества, физические свойства.

В подготовительной к школе группе детей продолжают учить отгадывать загадки и их составлять, отличать реальные события от нереальных (дидактические игры и упражнения «Что не так?», «Чего в жизни не бывает?» и др.)

Во время прогулок детей учат ориентироваться на ближайших улицах: соблюдать правила дорожного движения (ходить только по тротуару, переходить улицу в указанных местах, ориентируясь на сигналы светофора, не играть на проезжей части). В играх необходимо закреплять представления детей о правилах и знаках дорожного движения («пешеходный переход», «пункт медицинской помощи», «телефон»).

Во внеучебное время воспитатель должен активнее использовать те дидактические игры, которые организовывались на занятиях, в том числе и в предыдущих группах: «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что добавили». Их можно проводить с небольшими группами детей.

Игры можно усложнять за счет увеличения количества объектов, изменения их местоположения. Например, в игре «Угадай, что изменилось» педагог так размешает предмет, чтобы дети могли употреблять слова - впереди, сзади, сбоку, вверху, внизу, справа, слева, и др. В подготовительной к школе группе чаще, чем на предыдущих возрастных этапах, проводятся словесно-дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Угадай, что мы задумали» (на словесные описание предметов), «Кто это?» (на классификацию предметов), «Загадки».

С детьми, которые не произносят некоторые звуки, нужно систематически проводить игры и упражнения, помогающие отрабатывать чистоту произношения этих звуков и отчетливую дикцию, формирующие умение регулировать силу голоса, интонационную выразительность. Целесообразно использовать подвижные игры с пением и стихами, игры на звукоподражание, на развитие слухового внимания, организовать проговаривание детьми знакомых им скороговорок, считалок.