Занятие внеурочной деятельности «Интерактивная площадка “Секреты здорового питания”»

Разделы: Биология, Внеклассная работа

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: «правило тарелки», индекс Кетле


Необходимость активно вовлекать школьников, их родителей, учителей, классных руководителей в деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья, продиктована временем. Данные мониторинга состояния здоровья учащихся показывают, что имеет место рост заболеваний опорно-двигательной, пищеварительной систем, нарушение зрения. Примерно у 10 % подростков имеется патология желудочно-кишечного тракта, каждый пятый имеет индекс массы тела, превышающий нормальные значения. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим дня, в том числе, режим питания, снижение двигательной активности [2].

Академик Н.М. Амосов говорил о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье…Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» [3].

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

В нашей школе в течение ряда лет осуществляется работа по формированию здоровьесберегающей компетентности учащихся. Система организации деятельности педагогов школы в этом направлении включает в себя проведение тематических классных часов, тренингов, работу кружков, спецкурсов, факультативов, проведение предметных недель, организацию педагогического всеобуча для родителей на родительских собраниях.

Работа интерактивной площадки «Секреты здорового питания» может быть организована как самостоятельное мероприятие в рамках тематической недели, предметной недели, как одна из форм классного часа, может являться одним из занятий по программе внеурочной деятельности «Моя система здоровья».

Цели: создание условий для актуализации и углубления знаний учащихся о здоровье, здоровом образе жизни, правильном питании, значении физической активности для сохранения и укрепления здоровья; формирование и развитие экологического мышления, навыков здоровьесбережения; для формирования умения организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками.

Задачи.

Образовательные: создание условий для усвоения учащимися знаний о составляющих здоровья, здорового образа жизни, о правильном питании, пищевых добавках и их влиянии на здоровье. Оказание помощи в организации и проведении мини исследований качества пищевых продуктов (определение наличия пищевых добавок по Е-индексам). Расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Умение находить ответы на вопросы из разных источников информации, использовать свой жизненный опыт. Умение находить информацию, используя приложение QR Code Reader.

Развивающие: способствовать развитию умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе поиска ответов, выполнения заданий. Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Воспитательные: воспитание потребности в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.

Присутствующим предлагается стать активными участниками площадки и узнать секретную формулу здоровья древних цивилизаций.

Для этого нужно выполнить одно или несколько заданий на каждом уровне (мини площадке). После выполнения задания каждая команда участников получает жетон с отметкой о прохождении уровня («1», «2», «3»). Последовательность прохождения уровней участниками устанавливается таким образом, чтобы одновременно на каждой площадке находилась только одна команда. После прохождения всех трёх уровней команды получают приз и возможность прочитать формулу здоровья, содержащуюся в «древнем манускрипте».

Уровень 1. «Чтоб здоровым оставаться нужно правильно питаться»

Задания для участников:

  • Викторина «Знатоки здорового питания».
  • Участие в мини викторине «Каша – пища наша».
  • В соответствие с «правилом тарелки» наполните её «пищей» (на бумажной тарелке нужно расположить соответствующее количество картинок продуктов: 2/4 овощи и фрукты, 1/4 белковая пища, 1/4 углеводы).

Задание 1. Викторина «Чтоб здоровым оставаться нужно правильно питаться»

Используется ноутбук и компьютерная презентация. Участникам задаются вопросы, связанные с питанием, и даются варианты ответов. На слайде можно посмотреть правильный ответ.

Раунд 1 «Здоровье в тарелке»

  • Какое количество свежих овощей (не считая картофеля) и фруктов должно входить в ежедневный пищевой рацион взрослого человека? (200 граммов, 300 граммов, 500 граммов)
  • Какой режим питания предпочтителен: 4-5 раз в день небольшими порциями, 3-х разовое питание, принимать пищу два раза в день, но большими порциями?
  • При правильном распределение рациона по энергетической ценности на долю ужина приходится: 20 %, 35 %, 15 % калорийности блюд.
  • Из чего состоит правильный завтрак? (Свежевыжатый фруктовый сок, бутерброд с копчёной колбасой, овощной салат; овсяная каша, ржаные тосты с сыром, джемом, чай; мюсли или хлопья с молоком, кофе)

Раунд 2 «Во саду ли, в огороде»

Подсказка – таблица «Содержание витаминов в овощах и фруктах». (Приложение 1)

  • Какие из находящихся на столе овощей, зелени и фруктов содержат больше всего витаминов А и С одновременно? (Ответ: болгарский перец, петрушка, укроп)
  • Найдите среди находящихся на столе овощей, зелени и фруктов чемпиона по содержанию витамина А. (Ответ: морковь)
  • В каких фруктах содержится больше всего витамина С? (Ответ: киви)

Раунд 3. «Полезный десерт: правда или ложь»

  • Шоколад содержит вещества, помогающие регулировать в нашем теле гормоны, которые отвечают за настроение, а также повышают уровень «полезного» холестерина на целых 10%. (Правда)
  • Энергетические батончики содержат меньше жира и сахара, чем шоколадные. (Ложь)
  • Миндаль является кладезем витамина E и кальция, что делает его особенно полезным при нарушении зрения, бессоннице, судорогах, язве и повышенной кислотности желудка. (Правда)
  • Коричневый сахар менее калорийный, чем белый. (Ложь, одинаковая калорийность)

Задание 2. «Что? Где? Когда?»

Битва знатоков «Каша – пища наша»

Используется ноутбук и компьютерная презентация. (Приложение 2) Участникам задаются вопросы, связанные с питанием. После того, как участник озвучит свою версию, на слайде можно посмотреть правильный ответ. Ответственный за это задание комментирует ответ, дополняет его в случае необходимости.

Разминка

  • Какой город России считается столицей русской каши? Здесь вот уже седьмой год подряд проходит Фестиваль Каши, имеется Музей каши. (г. Кашин, Тверская область)
  • Когда отмечается праздник «Бабьи каши», кому он посвящён? (Этот праздник отмечали 8 января, в этот день было принято чествовать повивальных бабок. Им приносили щедрые подарки и угощения)
  • Какая каша готовится из ячменной крупы? (Перловая из цельной, ячневая каша из мелко дроблёной ячменной крупы)

Раунд 1 «Знаменитые каши»

  • Рецепт этой каши связан с историческим переходом великого полководца и его армии через Альпы. Запасы продовольствия заканчивались, осталось понемногу разных видов круп: гороха, перловки, пшена, гречихи. Каши, сваренной из одного вида крупы, на всю армию не хватило бы. Полководец отдал приказ варить все крупы вместе в общем котле, добавив масла и лука. Каша оказалась очень вкусной и полезной.

Назовите имя полководца и название этой каши, сохранившееся до наших дней. (А.В. Суворов, каша «суворовская»)

  • Название каши связывают с именем графа. Однажды графа, будучи приглашённым отобедать в гостях, на десерт отведал каши с необычно приятным, изысканным вкусом. К тому же она была красиво оформлена. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и расцеловал его. Граф выкупил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина.

Назовите кашу и ингредиенты, из которой она готовится. («Гурьевская» каша – от имени графа Дмитрия Гурьева. Манная каша на молоке и сливках с добавлением варенья, мёда, орехов, сухофруктов, цукатов и пряностей.)

Раунд 2 «Самые-самые!»

  • Каша богата незаменимыми аминокислотами, в особенности лецитином. В 100 г содержатся 12,6 г белка и 68 г углеводов, а также кальций, магний, железо, калий и фосфор. (Гречневая)
  • Самая калорийная среди всех каш (в 100 г содержится 331 ккал), также в этой каше присутствуют витамины В1, В2, калий. (Манная)
  • Эта каша считается самой питательной. Всего в 100 г этого продукта содержится около 15 г протеина, что составляет почти 1/4 суточной нормы человека. Данная каша превосходит все другие по содержанию цинка. (Овсяная)

Раунд 3 «Овсянка, сэр!»

  • В какой стране традиционный завтрак состоит из овсяной каши? (В Великобритании)
  • Блюда из овса были известны ещё в Древней Руси. Что это за блюда? (Овсяные кисели считались не только лакомством, они использовались в качестве целебного средства)
  • Вся ли овсянка одинаково полезна? (В магазине можно найти три вида овсянки: овсяную крупу, крупу «Геркулес» и овсяные хлопья или каши быстрого приготовления. Они отличаются друг от друга методом обработки, временем приготовления, полезными свойствами. Самая полезная – овсяная крупа, поскольку она представляет из себя неочищенные дроблёные зёрна. В них сохраняется максимальное количество микроэлементов, витаминов, клетчатки. «Геркулес» — это очищенное, шлифованное, сплющенное зерно, лишь немного уступающее овсяной крупе по пользе. Овсяные хлопья быстрого приготовления в следствие обработки, теряют большую часть витаминов, а количество крахмала наоборот в таких продуктах повышается)

Задание 3. Виртуальная кулинария

В соответствие с «правилом тарелки» наполните её «пищей».

(На бумажной тарелке, разделённой на 4 части фломастером, нужно расположить соответствующее количество картинок продуктов: 2/4 овощи, 1/4 белковая пища, 1/4 углеводная пища)

Правило тарелки

Эта модель питания поможет следить за сбалансированностью рациона.

Суть «правила тарелки»: пространство тарелки (диаметром 20–24 см) надо мысленно поделить на 4 части.

  • половину тарелки должны составлять различные салаты или овощи. Овощи могут быть сырыми или подверженными тепловой обработке (пареные, варёные, тушёные, запечённые в духовке либо приготовленные на гриле).
  • четверть тарелки занимают продукты, богатые белком: рыба, птица, мясо, морепродукты, яйца, творог.
  • четверть заполняется гарниром (рис, картофель, гречка, макароны)

Если речь идет о смешанном блюде (запеканке, плове, голубцах), то смешанная пища должна занимать половину тарелки, а другую половину – салаты и овощи. 

Уровень 2 «Не всё в рот, что око видит»

Задания

  • Определить степень натуральности и безопасности предложенных продуктов. Подсказка – таблица Е-индексов, сроки годности и сроки хранения продуктов.
  • С помощью программы прочитать QR-код и узнать информацию о продукте, его производителях.

Ещё Гиппократ сказал, что «человек рождается здоровым, а все болезни приходят через рот с пищей».

Большинство учащихся, да и взрослых чаще всего питаются, исходя из вкусовых качеств пищи или скорости приготовления. Часто подростки выбирают красиво упакованные продукты. Но это не означает, что данные продукты являются самыми полезными для здоровья детей и взрослых.

Учащимся необходимо знать, что всякая упаковка содержит информацию, которая может помочь определиться с выбором: брать или не брать.

На что обращают внимание покупатели? Как выбирают наиболее подходящие продукты? Большинство смотрят на сроки годности, сроки хранения и калорийность продукта. Кто-то обращает внимание на количество белков, жиров, углеводов, витаминов. А много ли покупателей заинтересуется указанными рядом сложными названиями, загадочными для многих «Е». Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Комбинации Е121, Е330 и т. д. говорят о типе пищевой добавки. Благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, запах, консистенцию. Количество пищевых добавок с каждым годом становится всё больше, и продуктов питания, их содержащих, тоже. Как влияют на здоровье эти пищевые добавки?

Задание 1

Перед вами лежат различные продукты питания и напитки, которые можно купить в обычном супермаркете. Определите их степень натуральности и безопасности для здоровья. Сделайте вывод о том, какие из этих продуктов можно употреблять в пищу, а от каких следует воздержаться.

Подсказка – таблица Е-индексов, сроки годности и сроки хранения продуктов, QR-коды, лежащие перед вами.

Вывод: чем меньше сроки хранения, чем меньше различных пищевых добавок в продукте, тем выше степень его натуральности. Пищевые добавки могут быть безопасными, опасными, обладать мутагенными и канцерогенными свойствами. Некоторые из них запрещены в ряде стран. Если продукт длительного хранения содержит такие добавки, его лучше не покупать, не использовать в пищу.

Задание 2

С помощью программы прочитать QR-код и узнать информацию о продукте, его производителях.

QR-код – товарный знак для типа матричных штрих кодов, которые могут считываться с помощью устройств обработки изображений, таких как камера, и обрабатываться с использованием кодов Рида – Соломона. Некоторые компании с недавних пор используют такой способ маркировки продукции. С помощью уникальных QR-кодов в перспективе можно будет отслеживать весь путь продукта: от производства до полки магазина.

Уровень 3 «Познай своё тело»

Задания

  • Определить степень гармоничности физического развития по антропометрическим данным.
  • Подсчитать индекс Кетле и сделать вывод о соответствии/не соответствии своего веса.
  • Определить калорийность своего завтрака.
  • Выполнить упражнение на сжигание 1 калории.

Задание 1

Определить степень гармоничности физического развития по антропометрическим данным. (Приложение 3)

Задание 2

Подсчитать индекс Кетле и сделать вывод о соответствии/не соответствии своего веса. (Приложение 3)

Индекс массы тела (англ. body mass index (BMI), ИМТ) — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Индекс массы тела следует применять с осторожностью, исключительно для ориентировочной оценки. Эта формула верна только для стандартных представителей человеческого общества – среднестатистических людей.

Задание 3

Определить калорийность своего завтрака с помощью таблицы калорийности продуктов. Рассчитать рекомендованную калорийность исходя из возраста, рода деятельности, режима питания. Подобрать несколько вариантов, подходящих по калорийности и содержанию белков, углеводов и жиров завтраков.

Задание 4

Выполнить упражнение на сжигание 1 калории.

После прохождения всех уровней команды возвращаются в исходную точку (к определённому столу). Участники предъявляют жетоны, читают формулу «эликсира здоровья» (с помощью QR-кода) и получают призы.

Формула «эликсира жизни»:

«Твоё здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум. Геродот.»

В заключение хочется ещё раз напомнить, что культура здоровья школьников, будущих взрослых людей, состоит прежде всего в осознании ими высокой ценности своего здоровья, в понимании необходимости сохранять и укреплять его. Учащиеся должны понимать, что крепкое здоровье – залог успешной самореализации человека в любой сфере деятельности.

Основой воспитания культуры здоровья учащихся является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей [4].

В формировании культура здоровья учащихся важную роль играют биологическое, экологическое образование, физическое воспитание и медико-гигиеническое просвещение. По словам Л.Н. Волошиной «культура здоровья – это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих [6]. Это сознательная система действий и отношений, определяющих состояние здоровья каждого школьника и окружающих его людей, слагающаяся из отношения к своему здоровью, здоровью других людей, из ведения здорового образа жизни. И главная миссия педагогов – создать все необходимые условия для формирования культуры здоровья у своих воспитанников.

 

Литература

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёва А.Г., Гущина Э.В. практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В.Алексеева. М.: АО МДС, 1996. 192 с.
  2. Альманах института коррекционной педагогики. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации.
  3. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка // Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М.; Донецк, 2002 (дата обращения 31.10.2019).
  4. Бахтин Ю. К., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья – ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый. 2012. №4. С. 445–447. URL  / (дата обращения: 02.11.2019).
  5. Васютина И. В., Симонова А. А. Современное понимание феномена «культура здоровья дошкольника» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 15–22. URL (дата обращения: 02.11.2019).
  6. Волошина Л.Н., Демидович О.В., Нагель О.П., Серых Л.В. Воспитание здорового человека (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 9. С. 21–22.
  7. Интересные факты о кашах. Эрудит (дата обращения 06.04.2020).
  8. Рациональное питание в жизнедеятельности человека. Гигиена и культура питания.  (дата обращения 31.10.2019).
  9. Режим питания: распределение рациона. Properdiet.ru (дата обращения 06.04.2020).
  10. Что нужно съедать на завтрак? LuckyFamilyMan.ru  (дата обращения 06.04.2020).