Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития»

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект: долгосрочный, групповой, исследовательски-творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели групп, родители воспитанников.

Сроки и этапы проекта: сентябрь 2018 года – май 2019 года.

Актуальность темы

Формирование связной речи у детей в онтогенезе изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи и задержка психического развития. У таких детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа детей характерны: нарушение связности и последовательности изложения текста, смысловые пропуски в нем, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи, низкий уровень построения фразы.

При формировании связной речи у детей с множественными нарушениями в развитии важно использовать специальные средства, облегчающие и направ­ляющие процесс становления у них развернутого смыслового высказы­вания. Одним из таких средств является наглядность, которая способствует порождению речевого акта.

Разновидностью наглядного средства выступает моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась Л.С.Выготским, указывающим на важность последовательного построения высказывания, его звеньев.

Цель – развитие связной речи старших дошкольников с множественными нарушениями в развитии с использованием метода наглядного моделирования.

Задачи:

  • Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи;
  • Подобрать методику диагностики состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста;
  • Изготовить дидактические игры на основе наглядного моделирования (развивающая среда).
  • Использовать метод наглядного моделирования для повышения уровня развития связной речи у воспитанников;
  • Формировать сознательный интерес и привлекать к плодотворному сотрудничеству родителей по проблеме развития связной речи детей через проектную деятельность;
  • Повысить компетентность педагогов по данной теме.
  • Экспериментально проверить эффективность применения метода наглядного моделирования для формирования связной речи старших дошкольников с ОНР и ЗПР.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

1. Подбор и изучение специальной литературы, публикаций в журналах «Логопед», «Дошкольное воспитание» по теме проекта.

2. Выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработка перспективного плана по теме проекта (Приложение №1).

II. Основной этап

1. Создание условий для осознанного обследования объекта с тем, чтобы получить разнообразную сенсорную информацию, определяющую его главные свойства и признаки, по средствам тренировочных упражнений, направленных на развитие разнообразных видов непосредственного восприятия объекта (зрительного, тактильного, слухового): «Угадай что звучит», «Волшебный мешочек», «Догадливый ротик (носик)», «Разделительная машина». 

2. Овладение навыком выделения структурных компонентов модели, упражнение в построении описания по готовой модели. 

3. Закрепление практического навыка составления моделей описательного высказывания, а также, усвоение способов реконструкции моделей и введения творческих элементов в описательные рассказы. Использовалась система взаимосвязанных речевых упражнений, которые носили конструктивный и творческий характер.

III. Итоговый этап

1. Разработка алгоритма моделирования связного высказывания: пересказ по модели, моделирование рассказа по картине, моделирование рассказа по серии картин, моделирование описательных рассказов, моделирование творческих рассказов. (Приложение № 2)

2. Заключительное обследование уровня сформированности связной речи воспитанников. На контрольном эксперименте применялась методика «пересказ текста и составление рассказа» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше

Предполагаемый результат

Педагоги: освоение проектного метода; создание методических разработок, сценариев, перспективного плана, конспектов ОД в соответствии с ФГОС ДО.

Воспитанники: развитие самостоятельной связной речи.

Родители: вовлечение в проектную деятельность и партнерские отношения при реализации проекта.

Заключение

Развитие связной речи – одна из задач, стоящих перед учителем – логопедом в системе коррекции речи детей. Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. В данном случае модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Наличие модели помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Наглядное моделирование помогает детям в развитии и становлении связной речи, делает их рассказы четкими, связными, полными, последовательными, повысить уровень информативности, улучшить грамматическое оформление, значительно повысить речевую активность, что свидетельствует о целесообразности использования метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи детей с множественными нарушениями в развитии.

Приложение № 1

Перспективный план формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР с использованием метода наглядного моделирования

Период обучения

Развитие связной речи

Лексические темы

I период

Занятия по формированию связной речи проводятся с использованием картинных планов, карточек-символов, графических схем, мнемотаблиц.
1. Составление простых распространённых предложений.
2. Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам продемонстрируемого действия.
3. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
4. Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов.
5. Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов.
2. обучение составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;
3. обучение пересказывать текст с помощью опорных сигналов;
4. обучение составлению рассказа по сюжетной картине.

Осень
Фрукты
Насекомые
Перелетные птицы
Грибы, ягоды.
Домашние животные и их детеныши.
Дикие животные и их детеныши.
Одежда, обувь, головные уборы.
Зима. Зимние месяцы.

 

1. Учить составлять пересказ логично.
2. Учить составлять рассказ по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий.

«Зимующие птицы.
«Мебель.
«Посуда, виды посуды.
«Новый год»
«Животные жарких стран, повадки, детеныши»
«Семья»
«Животный мир морей и океанов
Транспорт.
«День защитников Отечества»
«Ранняя весна, весенние месяцы»

 

1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин.
2. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

«Мамин праздник»
«Перелётные птицы возвращаются»
«Просыпается природа»
«Наша Родина – Россия»
«Профессии взрослых.
Наш дом»
«Сад, огород, лес»
«Человек»
«Деревенское подворье»
«Скоро в школу»

Здравствуй, лето»

Приложение № 2

Алгоритм моделирования связных рассказов детей

Пересказ по модели

1. Предварительное чтение текста педагогом.

- Повторное чтение текста с одновременным моделированием (модель составляется вместе с ребенком).

- Восстановление текста ребенком по фрагментам модели. Полный пересказ текста по модели.

2. Чтение текста педагогом и параллельное моделирование его ребенком.

- Мотивировки выбора фрагмента модели.

- Пересказ текста ребенком по своей модели

3. Чтение текста педагогом и моделирование его ребенком.

- Пересказ текста ребенком по своей модели.

- Введение необычного фрагмента в модель рассказа (или удаление из модели одного из фрагментов).

- Творческий пересказ текста по измененной модели.

Моделирование рассказа по картине

1. Рассматривание картины.

- Беседа по ее содержанию.
- Выделение существенных фрагментов картины (составление фрагментарной модели рассказа – в качестве элементов модели могут быть использованы детали картины, силуэтные изображения, геометрические фигуры).
- Мини-рассказы по отдельным фрагментам модели.
- Объединение их в целый рассказ по картине.

2. Рассматривание картины.

- Беседа по содержанию картины, моделирование сюжета.
- Додумывание начала и окончания сюжета, моделирование этих частей
- Рассказ по картине по цепочке – начало, середина, конец.
- Полный рассказ по картине.

3. Повторное рассматривание картины.

- Восстановление рассказа по картине с опорой на модель.
- Введение необычного элемента в сюжет картины.
- Творческий рассказ по картине.

Моделирование рассказа по серии картин

1. Рассмвтривание отдельных картин серии, моделирование сюжета (работа над каждой картинкой ведется аналогично работе над составлением рассказа по сюжетной картине).

- Установление логической последовательности действия.

- Составление рассказа по каждому из фрагментов серии (распространенного и краткого).

- Объединение отдельных рассказов в целый сюжет.

2. Составление творческого рассказа по серии картин: придумывание начала рассказа, окончания (продолжения) рассказа, восстановление недостающего элемента рассказа.

Моделирование описательных рассказов

1. Описание предмета:

- Исследование предмета по плану (готовому или выбранному самим ребенком).

- Составление символической модели описания предмета.

- Рассказ о предмете по модели.

2. Описание явления:

- Разбор существенных признаков явления.

- Обозначение символами – заместителями.

- Моделирование описания.

- Рассказ по составленной модели.

3. Творческое описание:

- Введение в модель описания необычных признаков или свойств.

- Творческое описание по измененной модели.

Моделирование творческих рассказов

1. Создание картинной модели творческого рассказа.

- Рассказ по составленной модели.

- Опорные картинки предлагаются педагогом или выбираются самим ребенком.

2. Создание силуэтной модели творческого рассказа.

- Рассказ по составленной модели.

3. Создание символической модели рассказа по предложенной теме.

- Рассказ по составленной модели.

4. Рассказы (сказки) – настроения: опорная картинка + символ настроен

Литература

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004. — с.168.
  2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1982.
  3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 1982. с.127.
  4. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарева, А.П.Николаичева. — М., 1984. — с. 155–175.
  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991. — 208 с.
  6. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. — М., 1989. — 43 с.
  7. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. — М., 2004. — 287 с.
  8. Формирование и развитие связной речи: альбом дошкольника. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Ткаченко Т.А. Издательство: Гном и Д. 2005.
  9. Опорные схемы для составления описательных рассказов. Волкова Ю. С. Издательство: Сфера. 2010.
  10. Подготовка дошкольника к обучению грамоте. Триггер Р.Д. Издательство: Владос. 2010.
  11.  Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4–6 лет. Ткаченко Т.А. Издательство: Ювента. 2007.
  12.  Игры со словами для развития речи. Картотека игр для детей дошкольного возраста. Кирьянова Р.А. Издательство: КАРО. 2010.
  13.  Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Воробьева В.К.Издательство: М.: ACT: Астрель: Транзиткнига. 2006.