Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Удивительное рядом» для детей 4–5 лет (составлен в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (47 МБ)


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: уточнять знания детей о деревьях, расширять представления детей о том, что деревья служат материалом для изготовления различных деревянных предметов, об их применении в жизни человека.

Образовательные задачи:

  • Уточнять знания детей о деревьях.
  • Формировать интерес к окружающей природе и объектам окружающего мира.
  • Формировать элементарные представления о разнообразии предметов, сделанных из дерева.
  • Закреплять умение группировать предметы по способу использования; упражнять в употреблении обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель).
  • Продолжать формировать умение детей рисовать красками в нетрадиционной технике - рисование ватными палочками.
  • Учить создавать рисунок на деревянной заготовке.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к рукотворному миру,
  • Продолжать работу по обогащению и активизации словаря детей (существительные с обобщающими значениями: мебель, посуда, игрушки; деревянный, плоды, знак, доска разделочная, ватная палочка, штамп).
  • Развивать познавательную активность в процессе знакомства со знаками-символами.
  • Продолжать учить формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, побуждать детей к полным ответам.
  • Развивать предпосылки для реализации самостоятельной творческой деятельности.
  • Развивать любознательность, воображение. 

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к вещам, к окружающей природе.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельной и совместной работы (в группе).
  • Продолжать учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
  • Воспитывать бережное отношение к вещам, к окружающей природе.
  • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая, действовать сообща.

Словарная работа:

Активизировать употребление в речи детей существительных с обобщающими значениями (игрушки, посуда, мебель); названий предметов (игрушек, мебели, посуды), материала, из которого он изготовлен (из дерева - деревянный).

Обогащать словарь словами: деревянные предметы, материал, плоды, знак, доска разделочная.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, корзина с картинками для игры «Необыкновенные цветы», книга, наборы для рисования штампами на каждого ребенка (краски - гуашь, кисть, 2 штампа, ватная палочка, салфетка), хохломские ложки - по 2 штуки на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети входят в зал приветствуют гостей.

Слайдназвание «Удивительное рядом».

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем всех.

Дети:

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Воспитатель: Молодцы ребята, проходите и садитесь на стульчики. (Дети садятся на стулья перед экраном.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир предметов, который вокруг нас.

Слайд – стук в дверь. (Дети слышат стук в дверь.)

Кто-то спешит к нам в гости.

Слайд Звучит музыка, входит персонаж – Буратино в руках у него книга.

Буратино: Здравствуйте девчонки, здравствуйте мальчишки!

Ответьте на вопрос:

Знаком ли вам вот этот
Точеный, длинный нос?

Воспитатель: Ребята, угадали гостя?

Дети: Буратино. Да, мы знаем, это Буратино, его сделал папа Карло из полена. Это деревянный мальчик из сказки Приключение Буратино.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Буратино: Девчонки и мальчишки,

Отгадайте-ка загадку из моей волшебной книжки:

Загадка.

Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки упали все рубашки.

Что это? (Дерево)

Буратино: Правильно, дерево. на экране (Слайд - щелкнуть 2 раза – дерево)

Воспитатель: Расскажи (имя), как ты догадался(лась)?

Ребенок: Это дерево. Оно весной и летом с листочками, а осенью листочки становятся разноцветными и падают. Дерево засыпает.

Воспитатель: Молодец!

Буратино: Я совсем ничего не знаю о деревьях, а вы знаете?

Воспитатель: Давайте расскажем Буратино, что мы знаем о деревьях.

Дети: Деревья бывают разные: дуб, береза, рябина, клен, тополь, ель.

Они растут в городе и в лесу (в парке, в саду, на газонах, на даче, в детском саду, около домов, у бабушки в деревне, на нашем участке).

Буратино: Ребята! Для чего нужны деревья?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: У нас есть волшебное дерево, которое поможет с помощью знаков рассказать Буратино для чего нужны деревья.

Посмотрите на экран – слайд1 щелчок - дерево.

- На слайд 2 щелчок появляется первый значок – носик.

Воспитатель: Буратино, как ты думаешь, что этот знак обозначает?

Буратино: Это наверное, у дерева слишком длинный нос, как у меня.

Воспитатель: Дети, как вы думаете?

Дети: ответы Дерево дышит. Мы дышим воздухом. Листочки дышат.

Воспитатель: Правильно, ребята. Этот знак нам говорит о том, что деревья очищают воздух, чтобы нам было легче дышать.

Посмотрите на экран слайд 3 щелчок: появляется следующий знак - ложка и столовые приборы.

Воспитатель: Буратино, волшебное дерево нам приготовило еще один знак, как ты думаешь, что этот знак обозначает?

Буратино: Это дерево проголодалось, его надо покормить.

Воспитатель: Дети, как вы думаете?

Ответы детей. Нарисована тарелка, вилка, нож. Кто-то кого-то хочет покормить.

Воспитатель: Да, ребята. Правильно. Этот знак обозначает, что деревья кормят людей и животных. Они дают нам плоды. Назовите, какие плоды дают нам деревья.

Дети: -На деревьях растут яблоки, груши, орешки, желуди, шишки, каштаны, рябину.

- Я знаю дуб, на нем растут желуди, это корм для птиц и зверей.

- А береза высокая и у нее беленький ствол. На березе растут красивые сережки, это семена для птиц Она красивая.

- На нашем участке растет дерево - рябина. На рябине зреют красные ягоды рябины. Это еда для птичек зимой.

- А у нас на даче растет яблоня, а на ней появляются яблочки. Я их очень люблю.

- Мне нравится елочка, она зимой и летом зеленая. У нее вместо листиков иголочки. На елке растут шишки, их любит белочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ребята давайте, отдохнем, сделаем зарядку вместе с Буратино. Встаньте на ковре, кто, где хочет.

Слайд – дерево (пауза)

Физкультминутка «Зарядка с Буратино»

Буратино потянулся, (поднимают руки вверх)
Раз - нагнулся, Два – нагнулся, (выполняют наклоны)
Ножками потопал, (топают ногами)
Ручками похлопал, (хлопают в ладоши)
Глазками миг-миг, (закрывают и открывают глаза)
Плечиками чик-чик, (поднимают и опускают плечи)
Раз – наклон, Два - наклон, (выполняют наклоны вправо и влево)
Выпрямляет спину он, (поднимают руки вверх)
Раз – присел, Два - привстал, (приседают - руки вперед, встают - руки вдоль туловища)
И совсем он не устал. (повороты головы влево и вправо)
А теперь детвора,
Заниматься нам пора.

Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее.

Слайд - 1 щелчок (на дереве 2 знака) Волшебное дерево продолжит нас удивлять.

Буратино: В моей книжке написано о том, что деревья дарят подарки. Наверное, котлеты, а может быть конфеты? Я очень их люблю.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие подарки нам дарят деревья? Что делают из дерева?

Дети: - Из дерева делают игрушки, мебель, посуду.

– Из дерева делают деревянные предметы.

Воспитатель: Правильно. Наше волшебное дерево нам приготовило еще один знак. Посмотрите на экран:

Слайд - 2 появляется следующий знак - тарелка и чайник.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это знак обозначает?

Ответы детей. – Здесь нарисованы: чайник и тарелка - это посуда. Из дерева делают посуду. Этот знак нам говорит, что из дерева делают посуду.

Воспитатель: Назовите предметы посуды.

Дети: ответы детей

Давайте посмотрим на экран, что нам покажет наше дерево.

Слайд - 1,2,3,4,5 – посуда

Дети: Кружка, сахарница, миска, тарелка, ложки …

Воспитатель: Ребята, какая эта посуда? Ответ детей: деревянная.

Слайд - 1, 2 щелчок - Деревянные ложки.

Буратино: Для чего нужна такая ложка?

Дети: - Ложкой едят.

Воспитатель: Еще чем может быть такая ложка?

Дети: На ложках можно играть, как на музыкальном инструменте.

Воспитатель: Смотрите как много ложек и у нас есть ложки. (Воспитатель и Буратино раздают ложки. Дети встают в круг исполняют танец «Ложечки». После танца отдают ложки в корзину и садятся.) Молодцы!

Воспитатель: Наше волшебное дерево нам приготовило еще один знак.

Слайд – 1 щелчок (дерево с тремя знаками)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это знак обозначает?

Слайд – 2 щелчок (шкаф ) Посмотрите на экран. ( появляется следующий знак - шкаф.)

Ответы детей: Здесь нарисован шкаф. Шкаф - это мебель. Этот знак нам говорит, что из дерева делают мебель.

Дети: Из дерева делают: стол, стул, диван, кровать, комод, шкаф.

Воспитатель: Посмотрите на экран, что нам дерево покажет.

Слайд - 1, 2, 3, 4, 5, 6 мебель. выключить проектор

Буратино: Ой, как много всего делают из дерева.

Воспитатель: Как называются предметы, сделанные из дерева?

Дети: Деревянные предметы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте поиграем в игру «Необычные цветы».

На мольбертах стоят серединки со знаками. Подойдите, пожалуйста, к столам (на столах лежат лепестки с предметными картинками для игры «Необычные цветы») и выберете себе лепесток, рассмотрите его и прикрепите к своему знаку - это серединка цветка.

(Для игры стоят 3 мольберта, на которых выставлены «серединки» цветов).

Воспитатель: Буратино, проверьте, пожалуйста, как наши ребята справились. Все лепестки на своем цветке?

Буратино смотрит, находит ошибку, исправляет, хвалит детей.

Воспитатель: Буратино, теперь ты понял, какие подарки нам дарят деревья?

Буратино: Да, ребята, я все понял. Спасибо вам!

Воспитатель: Тебе было с нами интересно?

Буратино: Мне было с вами интересно узнать все то, что неизвестно! Ведь удивительное рядом, Оно и жизни вокруг нас! Спасибо вам ребята, теперь я знаю, какие подарки дарят нам деревья! Мне пора уходить, я к вам еще приду. До свидания.

Воспитатель: Дети, наше волшебное дерево приготовило нам еще подарок. Садитесь, пожалуйста, за столы, поднимите салфеточку. Что это?

Дети: Это доски.

Воспитатель: Какие?

Дети: деревянные, не украшенные, разделочные. На них режут морковку и т.д.

Воспитатель: Дети берите деревянные заготовки (доски) и украшайте, цветами и листиками с помощью штампов из ватных палочек. (На столах стоят краски, кисточка, штампы, салфетки).

Дети украшают свои доски под музыку «Доброе утро под пение птиц».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Наше время подходит к концу, пора заканчивать. Берите вашу работу, выходите и покажите гостям.

Вопрос: Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего?

Дети: ответы.

Воспитатель: Дети, гостям мы дружно скажем: «До свидания!»

Используемая литература

  1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 96с.
  2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. (Ребенок в мире поиска). – 2-е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128с.
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 352с.