Конспект логопедического занятия в старшей группе "Зимушка-зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать лексико-грамматические средства языка у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить и расширить представление о зиме;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • закреплять умение подбирать родственные слова, навыки словоизменения, словообразования и слогового анализа слов;
  • развивать речевой слух, фонематическое восприятие,
  • развивать тонкую и общую моторику, правильный речевой выдох;
  • развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, воображение;
  • развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: набор блоков Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, Су-джок, корзинка, снежинки, картинки деревьев, мнемотаблица, картинки родственных слов.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Дети входят в зал, приветствуют гостей, смотрим в окно.

- Ребята посмотрите в окно, как вы думаете какое время года наступило? (зима)

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

  • На улице выпал белый пушистый снег.
  • Деревья стоят без листьев.
  • Стало холодно на улице.
  • Замерзли лужи на дорогах.
  • Люди стали теплее одеваться.
  • С крыш домов свисают сосульки.
  • На улице метет сильная метель.
  • Ночь длиннее, а день короче.
  • Солнышко светит, но не греет.
  • На дороге гололед.
  • На дороге поземка.

2. Основная часть

Дети подходят к столу (на столе деревья и палочки Кюизенера)

- Посмотрите, что это перед нами? (лес, много деревьев). На улице зима, холодно давайте укроем наши деревья снежным одеялом (дети белыми палочками - снежинками украшают деревья в лесу).

- Какой у нас получился лес? (ответы детей: белый, нарядный, красивый, зимний, снежный, сказочный)

- А что нам помогло сделать лес таким красивым? (снег)

- Ребята, подумайте и скажите, как называют кристаллики снега? (снежинки)

- Как вы думаете, что такое снежинка? (ответы детей)

Снежинка – это замерзшая вода, ледяной кристалл, имеет 6 лучиков.

Дети садятся за парты. (правила посадки)

- Придумайте и нарисуйте свою снежинку с помощью наших помощников. (дети выкладывают шестигранную снежинку из блоков и палочек)

- Посмотрите, у какие снежинки у нас с вами получились одинаковые или разные? (Дети осматривают снежинки друг друга: разные)

В природе не бывает одинаковых снежинок, каждая снежинка красива и уникальна по своему.

- Давайте посчитаем, сколько снежинок мы нарисовали с вами.

Игра «Посчитай-ка»

(хором считаем снежинки от 1 снежинка, 2 снежинки, 3 снежинки, 4 снежинки, 5 снежинок)

- Ребята, как называется зимой явление, когда падает много снежинок с неба? (снегопад - «снег» - «падает»).

Давайте и мы с вами устроим снегопад.

Дыхательная гимнастика

Дети встают, выходят на ковер, разбирают снежинки из моей волшебной корзинки. Давайте мы закружим наши снежинки в веселый хоровод.

Положите снежинки на ладонь, подуйте холодным ветром на них (вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем) и снежинки разлетаются в разные стороны, затем дети собирают снежинки в корзину).

Вот сколько снега нападало, полная корзина (достаю из корзины 4 су-джока, имитруем снежный ком)

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, (сжимаем в кулачок руку)
Кати по снегу свой снежок. (катаем между ладонями вверх - вниз)
Он превратится в толстый ком, (катают между ладонями по кругу)
И станет ком снеговиком. (кладем су-джок в корзину)

Дети садятся за парты.

- Давайте с вами сделаем снеговиков, а помогут нам наши выручалочки блоки и палочки. (по карточкам-схемам делаем снеговиков).

Вот какие веселые снеговики у нас получились. Давайте с ними поиграем.

Игра по мнемотаблице «Веселый снеговик»

(дети по очереди изменяют словосочетание веселый снеговик).

- Ребята, послушайте дружные слова: СНЕГ, СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК.

- Послушайте, снеговик... снежинка, как вы думаете от какого слова образовались снежинка, снеговик? Догадались? (снег)

- Давайте вместе с вами вспомним и назовем еще слова-родственники слова СНЕГ (загадки и картинки)

На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой ... (Снегири)

Рядом снежная фигурочка —
Эта девочка – ... (Снегурочка)

На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые (подснежники)

- Вот сколько родственных слов у слова снег! (назовем их еще раз)

Слоговой анализ слов

Снег, снежинка, снеговик, снегирь, подснежник.

- Давайте, посчитаем, сколько слогов спряталось в каждом «снежном» слове и количество слогов покажем подходящей палочкой (слоговой анализ слова).

- Назовите самые длинные слова среди родственников слова снег? (подснежник и Снегурочка)

- Предлагаю поиграть с нашими словами-родственниками. Я начну предложение, а вы продолжите.

  • Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …(снег).
  • С неба все скользят пушинки – серебристые (снежинки).
  • Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик).
  • Рядом – снежная фигурочка: это девочка… (Снегурка).
  • На снегу-то, посмотри – с красной грудкой … (снегири).
  • Словно в сказке, как во сне землю всю украсил …(снег).

- Вы – молодцы, все правильно назвали.

3. Рефлексия

- Скажите, пожалуйста, какие забавы у детей есть еже в зимнее время года?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок – су-джок» и отвечают).

  • Дети катаются с горки на санках.
  • Дети катаются на коньках.
  • Дети катаются на лыжах и сноубордах.
  • Дети играют в снежки.
  • Дети лепят снеговика и снежную бабу.
  • Дети строят снежную крепость.
  • Дети убирают снег.
  • Дети подкармливают птиц зимой.
  • Дети играют в хоккей.

Вот сколько забав у нас зимой.

- Скажите, что вам понравилось на занятии?

- Все задания получилось выполнить?

А мне очень понравилось, как вы работали, как вы легко справились со всеми заданиями, вы молодцы, я дарю вам вот такие картинки-раскраски.

Спасибо за внимание!