Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родной край». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Краеведение

Класс: 1


Цель данной программы: ознакомление учащихся с историей района, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, её истории и культуре.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, городу, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры;
  • научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности.

Данная программа рассчитана на преподавание в 1 классе начальной школы. На реализацию программы отводится час в неделю, 33 часа в год.

В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: детская библиотека, ...

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини-представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, оформление школьной газеты, составление и разгадывание кроссвордов.

Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве.

Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.

Результаты изучения курса

Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

При изучении курса «Родной край» достигаются следующие предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, научные открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание программы

Моя малая родина. 12 ч.

1. Я и моя семья. Беседа. Объяснить значение семьи для ребенка, напомнить о необходимости заботиться о членах семьи. Составлять рассказ о семье. Оценивать поступки членов семьи. Научиться составлять рассказ о семье. Научиться правильному общению в семье.

2. «Старые фотографии рассказывают…» (Семейные реликвии и памятные вещи) Беседа, выставка памятных вещей. Объяснить, почему важно знать историю семьи. Составлять рассказ о семейных реликвиях, оформлять выставку. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

3. Мир семейных увлечений. (Выставка фотографий) Беседа, выставка фотографий Объяснить значение семьи для ребенка. Составлять рассказ о семейных увлечениях, оформлять выставку Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

4-5. Моя школа – мой дом. Беседа, экскурсия, конкурс рисунков «Моя школа» Рассказать о правилах поведения в школе, о необходимости бережного отношения к школьному имуществу. Запомнить правила поведения в школе. Правильно вести себя в школе, бережно относиться к школьному имуществу.

6-7. Мой дом. Мой двор. Беседа Научить составлять рассказ по плану. Составить рассказ «Любимые уголки моего двора» Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

8-9. Моя улица, почему так названа. Беседа, конкурс рисунков. Научить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Рисунок «Мой дом» Самоанализ, самоконтроль результата.

10. «Улицы нашего города». Пешая экскурсия. Показать улицы микрорайона. Рассказать об истории названий улиц. Самостоятельно найти материал об истории названий улиц. Знать улицы микрорайона, историю названий улиц.

11.Достопримечательности нашей улицы бульвара Космонавтов... За что люблю, нравится улица, и что хотелось бы изменить. Провести викторину «Знаешь ли ты свою улицу?». Фотографирование зданий улицы.

12. Мой микрорайон. Беседа, работа в группах. Дать представление об истории названий улиц микрорайона. Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой. Знать безопасный маршрут из дома в школу и из школы домой. От истоков к современности. 36 ч.

13. Страницы истории. Первые поселенцы. 2 Рассказ учителя, презентация. Дать представление о первых поселениях на территории Красногорска. Составлять вопросы по содержанию материала занятия. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

14-15. Экскурсия в Ново-Иерусалимский краеведческий музей. Составлять вопросы по содержанию материала занятия. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

16. Имя города. Символы нашего города. Библиотечный урок. Библиотечный урок. Рассказать о символах нашего города. Конкурс рисунков «Символы нашего города» Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

17-18. Памятники города. Экскурсия. Познакомить с памятниками города, историей их возникновения. Ответить на вопросы викторины «Памятники города». Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

19-21. Красногорск в годы ВОВ. Рассказать о земляках-героях войны. О жизни города в годы ВОВ.

21-22. Культурно-просветительные учреждения нашего города. Посещение кинотеатра. Объяснить правила поведения в кинотеатре. Знать правила поведения в кинотеатре.

23-24. Посещение городской детской библиотеки. Знать правила пользования библиотечными книгами.

25-26. Культурно-просветительные учреждения нашего города. Дворец культуры "Подмосковье". Экскурсия.

27-28. Спортивные сооружения города ФОК "Зоркий", "Снежком".

29-30. Предприятия города. Экскурсия на хлебозавод.

31-32. Предприятия города. МЧС. (Пожарная часть города) Экскурсия.

33. Итоговое занятие. Викторина "Где ты живёшь?"

Календарно-тематическое планирование

Тема

Деятельность обучающихся

Моя малая родина. 12 час

1-2.

Я и моя семья.

Беседа. Объяснить значение семьи для ребенка, напомнить о необходимости заботиться о членах семьи. Составлять рассказ о семье. Оценивать поступки членов семьи. Научиться составлять рассказ о семье. Научиться правильному общению в семье. Составление родословной своей семьи.

3.

«Старые фотографии рассказывают…» (Семейные реликвии и памятные вещи)

Беседа, выставка памятных вещей. Объяснить, почему важно знать историю семьи. Составлять рассказ о семейных реликвиях, оформлять выставку. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

4

Мир семейных увлечений. (Выставка фотографий)

Беседа, выставка фотографий Объяснить значение семьи для ребенка. Составлять рассказ о семейных увлечениях, оформлять выставку Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

5

Моя школа – мой дом.

Беседа, экскурсия, конкурс рисунков «Моя школа» Рассказать о правилах поведения в школе, о необходимости бережного отношения к школьному имуществу. Запомнить правила поведения в школе. Правильно вести себя в школе, бережно относиться к школьному имуществу.

6-7

 Мой дом. Мой двор.

Беседа. Научить составлять рассказ по плану. Составить рассказ «Любимые уголки моего двора» Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

8-9.

Моя улица, почему так названа.

Беседа, конкурс рисунков. Научить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Рисунок «Мой дом» Самоанализ, самоконтроль результата.

10.

 «Улицы нашего города».

Пешая экскурсия. Показать улицы микрорайона. Рассказать об истории названий улиц. Самостоятельно найти материал об истории названий улиц. Знать улицы микрорайона, историю названий улиц.

11.

Достопримечательности нашей улицы бульвара Космонавтов.

За что люблю, нравится улица, и что хотелось бы изменить. Провести викторину «Знаешь ли ты свою улицу?». Фотографирование зданий улицы.

12.

Мой микрорайон.

Беседа, работа в группах. Дать представление об истории названий улиц микрорайона. Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой. Знать безопасный маршрут из дома в школу и из школы домой.

От истоков к современности. 21 час

13.

Страницы истории. Первые поселенцы.

Рассказ учителя, презентация. Дать представление о первых поселениях на территории Красногорска. Составлять вопросы по содержанию материала занятия. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

14-15.

Экскурсия в Ново-Иерусалимский краеведческий музей.

Составлять вопросы по содержанию материала занятия. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

16.

Имя города. Символы нашего города.

Библиотечный урок. Рассказать о символах нашего города. Конкурс рисунков «Символы нашего города» Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

17-18.

Памятники города. Экскурсия.

Познакомить с памятниками города, историей их возникновения. Ответить на вопросы викторины «Памятники города». Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

19-20.

Красногорск в годы ВОВ.

Рассказать о земляках-героях войны. О жизни города в годы ВОВ. Посещение музея антифашистов в Красногорске.

21-22.

Культурно-просветительные учреждения нашего города.

Посещение кинотеатра. Объяснить правила поведения в кинотеатре. Знать правила поведения в кинотеатре.

23-24.

Посещение городской детской библиотеки.

Знакомство с правилами пользования библиотечными книгами.

25-26.

Культурно- просветительные учреждения нашего города. Дворец культуры "Подмосковье".

Экскурсия. Конкурс рисунков. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

27-28.

Спортивные сооружения города ФОК "Зоркий", "Снежком".

Конкурс рисунков «Спорт! Спорт! Спорт!» Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

29-30.

Предприятиях города.

Экскурсия на хлебозавод. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

31-32.

Предприятиях города. МЧС.

Экскурсия(Пожарная часть города). Конкурс рисунков.

33.

Итоговое занятие.

Викторина "Где ты живёшь?"