Деление с остатком. 5-й класс

Разделы: Математика, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 5


Автор: А.Г Мерзляк? В.Б.Полонский. М.С.Якир 2016.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: 7 ноутбуков с выходом в Интернет, интерактивная доска, презентация, проектор. листы оценочные, РТ - 1ч.

Виды деятельности: Фронтальная, индивидуальная, парная.

Цели:

  • Личностные: Формировать представление о математической науке как сфере математической деятельности.
  • Метапредметные: формировать умение формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
  • Предметные: закрепить навыки выполнения деления с остатком.

Планируемые результаты: учащиеся закрепят навыки выполнения деления с остатком, а также понятие о связи между компонентами действия деления с остатком.

Ключевые понятия: остаток, неполное частное, делитель, делимое, правило нахождения делимого, деление нацело.

Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма организации УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

учебник

ЭФУ

Леста-
Классная работа
-онлайн

Организационный этап: готовность к уроку.

Постановка цели и задач урока. мотивация учебной деятельности урока.

Проверка домашней работы: собираем тетради с домашней работой.

Актуализация знаний

Ф,И

     

Закрепление изученного материала

Ф

№535 №542

№ 528 № 530

 

Физкульминутка

И

 

П

 

Контроль и коррекция знаний

П

   

Аудиофайл

Рефлексия учебной деятельности

Для проведения рекомендуется ответить на вопросы

Информация о домашнем задании

       

Итог урока

 

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их.

Начать урок мне хотелось бы так:

Улыбнись! Даже если волнение охватит тебя
На уроке в столь торжественный день,
Оглянись, посмотри на гостей дорогих
Поприветствуем их мы кивком головы.
Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся мы им и, конечно, друг другу.

II. Мотивация

Назовите делимое и делитель в частных.

(Слайд1)

На какие группы можно разделить данные числовые выражения?

(Слайд 2)

100:25

100:24

66:4

3535:35

55:1

132:66

66:11

а:а

121:11

27:5

Ответ учащихся: Деление нацело и деление с остатком. Учащиеся формулируют тему урока : Деление с остатком.

Цель:

  • научиться решать задачи и примеры на деление с остатком;
  • научится находить делимое при делении с остатком;
  • учиться находить ответы на жизненные вопросы. (Где в жизни может пригодиться деление с остатком?)

Задача:

  • Экскурсия по городу была организована для 127 школьников. Найдите, какое количество автобусов вместимостью 33 человека, необходимо заказать для проведения этой экскурсии.

(Слайд 3) 1 ученик удоски.

Решение: 127: 33=3 ( ост.28)

Ответ: 4 автобуса.

Укажите верные утверждения (см классная работа-леста)

  • Число 544 делится нацело на число2
  • При делении некоторого числа на 12 можно получить остаток11
  • Число 201 не делится нацело на число3
  • При делении некоторого числа на 35 получили остаток.

Докажите, почему данные утверждения верны.

Вывод: остаток при делении всегда меньше делителя. Молодцы!

(Слайд 2. Классная работа - Леста)

Если а - делимое, b - делитель, g - неполное частное, r - остаток, r ‹ b?То

  • а=bg+r
  • a=bg+ r
  • b=ag+r

Как записывается формула? Сформулируйте правило. А теперь проверим все ли вы знаете правило.

Открываем ЭФУ стр 133 Ребята по парам проверяют знание правила. Молодцы!

III. Решаем задачи

РТ № 34 (1 ученик у ИД)

В вагоне поезда 36 мест, по 4 места в каждом купе. Заполните таблицу:

Номер места

18

21

27

32

Номер купе

 

 

 

 

Взаимопроверка. Работа с учебником. (Закрепление изученного)

  • Решите №528
  • №530 - онлайн. ЭФУ за ноутбуком.
  • № 535 – самостоятельно и затем взаимопроверка. г) № 542

IV. Физминутка

Громко тикают часы (Ходьба сидя.)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.)
В школу нам пора идти, (Ходьба сидя.)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево.)
Мы учебники собрали, (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)
Тик-так, тик-так. (Повторить наклоны головы, руки на поясе.)
В школу дружно зашагали, (Ходьба на месте.)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы.)

А) Математический диктант ( слайд классная работа- аудио файл)

  • Чему равен остаток от деления шестидесяти шести на девять?
  • Каков остаток от деления ста десяти на одиннадцать?

Выполните деление с остатком:

  • Сто разделите на пятнадцать.
  • Шестьдесят разделите на двадцать четыре.
  • Найдите делимое, если делитель равен восьми, неполное частное равно семи, а остаток равен четырем.
  • Какое натуральное число, расположенное на координатном луче между семьюдесятью одним и восьмьюдесятью, при делении на девять дает остаток пять?

Самопроверка ответы на доске или 1 ученик на обратной стороне решает.

Б) Тест (взаимопроверка ответы на слайде)

№1. Результат деления называют частным.

№2. Остаток может быть равным делителю.

№3. Делить можно на любое число.

№4. Деление обладает переместительным свойством.

№5. Если делимое и делитель умножить на одно и то же число, то частное не изменится.

№6. При делении с остатком, остаток больше делителя.

№7. Чтобы проверить, верно ли выполнено деление с остатком, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток.

№8. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное разделить на делитель

  • 4-5 правильных ответа - оценка 3
  • 6-7 правильных ответа - оценка 4
  • 8 правильных ответа - оценка 5

V. Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»

  • На уроке я работал……..потому что………
  • Своей работой на уроке я………
  • Урок для меня показался…….
  • За урок  я…..
  • Мое  настроение……..
  • Материал урока мне был………

VI. Домашнее задание

  • № 532. №536.
  • Придумать жизненную задачу по данной теме.

VII. Итог урока

Давайте подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы цели?

Листы оценочные - оценки за урок.