Урок-эксперимент "Почему у книги листы прямоугольной формы"

Разделы: Математика


Класс: 5-7 классы.

Вид урока: Урок-эксперимент.

Тип урока: комплексного применения знаний.

Формы работы на уроке: практическая групповая работа, фронтальный опрос, научный эксперимент.

Оборудование:

  • мультимедиа-проектор, компьютер;калькулятор
  • энциклопедический словарь, термины
  • таблицы наблюдений экспериментов, клей, ножницы, циркуль, линейка, карандаш.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • применить знания формул для исследовательской работы;
    • расширить знания учащихся в области экспериментальной математики.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление;
    • развивать навык самостоятельной работы при проведении исследования;
    • развивать умения выдвигать гипотезу и сопоставлять ее с полученным результатом.
  • Воспитательные:
    • воспитывать целеустремленность в достижении цели;
    • прививать интерес к математике, математическим опытам;
    • воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Предварительная подготовка: учащиеся разделяют на группы по 4-5 человек.

Понятия:

  • Исследование – процесс получения новых знаний.
  • Гипотеза  (от греч. hypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснений каких-либо явлений, достоверность которого еще не доказана опытным путем.
  • Эксперимент – (от лат. experimentum – проба, опыт) – воспроизведение какого-либо явления с целью исследования. Научно поставленный опыт.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу необычный урок. Представим, что наш класс – научная лаборатория, вы – научные работники, а я – ваш научный руководитель. Выберите в своих группах старшего научного сотрудника.

В нашу лабораторию пришла посылка от ученика Коли Иванова. Как вы думаете, что в этой посылке? Угадали! Да, это книга. Коля Иванов задаёт нам вопрос «Почему у книги листы прямоугольной формы?»

Чтобы ответить нам на вопрос вернёмся к истокам создания книги.

III. Презентация «Как возникла книга»

Презентация

IV. Работа с незнакомыми словами

Чтобы понять, как нам проводить исследование и ответить на вопрос Коли давайте обратимся к словарю и выясним что такое исследование и эксперимент. (На доске вывешиваются определения понятий: гипотеза, исследование, эксперимент)

Исследование

Гипотеза

Эксперимент

Во все времена человек большинство знаний добывал не путем рассуждений и догадок, а из собственного трудового опыта. Иногда человек специально проводит серию опытов, чтобы доказать, либо опровергнуть некоторую гипотезу – научное предположение. Такая работа называется – эксперимент. 

V. Техника безопасности

VI. Лабораторная работа

Выдвигаем гипотезу. (Ребята предлагают разные гипотезы, выбираем одну)

Гипотеза - «Лист у книги прямоугольной формы потому, что на нём поместиться больше информации».

Для проведения исследования повторим формулы вычисления площади прямоугольника, квадрата, круга.

Выдать каждой группе лист с заданиями. (Приложение 1)

VII. Заряд

VIII. Отчет

После проведения зарядки выступают докладчики. Отчеты обсуждаются, сдаются учителю.

Сейчас мы с вами приступаем к самой ответственной части нашего эксперимента – отчету. От каждой группы, по очереди, к кафедре подходит старший научный сотрудник с отчетами и результатами своих экспериментов.

IX. Подведение итогов

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Во время проведения нашей работы мы использовали новые термины гипотеза и эксперимент. Что означают эти слова?
  2. Подтвердилась или опровергалась выдвинутая вами гипотеза?
  3. А теперь прочитайте текс, который вы наклеивали на листы различной формы.

(А.Стариков)

Как вы думаете, найден или нет способ сделать учебники легче?

Ребята отвечают, что найден. Это электронные учебники.

X. Рефлексия

  • На уроке я делал…
  • Своей работой я доволен,/не доволен потому что…
  • Этот урок показался мне…
  • Мое настроение после занятия…