План-конспект классного часа «Детский телефон доверия (8-800-2000-122)»

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Тип занятия: информационно-практическое.

Целевая аудитория: обучающиеся V–IX классов.

Длительность занятия: 40 минут.

Цель занятия заключается в формировании у обучающихся представлений о функционировании службы экстренной психологической помощи «Детский телефон доверия (8-800-2000-122)».

Задачи:

  • Сформировать у обучающихся представления о разнообразных трудных жизненных ситуациях.
  • Создать представления о вариантах выхода из кризисных состояний.
  • Познакомить обучающихся с работой «Детского телефона доверия (8-800-2000-122)».
  • Мотивировать обучающихся при необходимости обращаться в службу «Детский телефон доверия».

Оборудование: карточки (зелёные, красные), ватман, маркеры, доска, мел.

Ход занятия

I. Организационный момент (1 минута)

II. Постановка проблемной ситуации (2 минуты)

Обучающиеся выполняют следующие задания:

  • «Если вы знаете о существовании детского телефона доверия (8-800-2000-122), то положите перед собой зелёные карточки (остальные кладут красные карточки)».
  • «Если вы считаете, что такие службы нужны, то положите перед собой зелёные карточки, при противоположном мнении воспользуйтесь красными карточками».
  • «Если вы, когда-нибудь обращались в детский телефон доверия, то положите перед собой зелёные карточки (остальные кладут красные карточки)».

На основании полученных ответов формулируются учебные задачи: узнать, что такое «Детский телефон доверия»; спроецировать экстренные ситуации, при которых можно обращаться в данную службу; получить практический опыт обращения к данной службе.

III. Открытие новых знаний (20 минут)

1. Информационный блок

Разговор о том, кто является сотрудниками «Детского телефона доверия».

Чад Вара, организовавший первый телефон доверия, заметил, что хороший консультант Телефона доверия выходит из дружелюбного человека, который обладает такими качествами:

  • не осуждает других;
  • больше выслушивает, чем советует;
  • допускает, что при определенных обстоятельствах подобная трудная ситуация могла приключиться и с ним;
  • терпелив;
  • заинтересован в другом человеке;
  • разговаривает без всякой снисходительности, на равных.

Это не простой набор качеств, потому что не все друзья умеют так поддерживать и выслушивать - они ведь тоже этому пока еще учатся, как и вы. В этом нет вины друзей. Просто в некоторых случаях им трудно придумать, как помочь. Поэтому и существует детский телефон доверия (8-800-2000-122). Детский телефон доверия бесплатный, анонимный. Психологи-консультанты принимают звонки круглосуточно.

2. Дискуссионный блок

Для обсуждения предлагается вопрос, по которому делаются выводы.

«С какими вопросами люди обращаются на детский телефон доверия?»

(Как правило, в данную службу обращаются для консультаций, связанных с проблемами во взаимоотношениях детей и родителей, детских страхов, с трудностями в обучении, переживания травм или потери близких. Кроме того, в этой службе можно обсудить проблемы компьютерной и телефонной зависимостей, курения, подросткового алкоголизма, наркомании. Сотрудники также могут проконсультировать по вопросам нарушения прав ребенка (в том числе в случаях насилия), разрешения конфликтов с учителями школы).

3. Творческий блок

Обучающиеся распределяются на две группы (учитываются желания подростков). Первая группа отвечает на вопрос: «Кто нам может помочь в трудной ситуации?». Ответы представляются в форме комиксов. (Используется ватман и маркеры). Другая же группа работает с вопросом: «Какими качествами должен обладать хороший друг, помощник для моральной поддержки?». (Используется та же форма ответов).

Работы групп обсуждаются и делаются обобщения.

Обучающимся рассказывается о том, что каждому человеку нужна помощь при возникающих трудных ситуациях. Основную помощь можно получить, конечно, от друзей и родителей, но для оказания эффективной помощи у них не всегда бывает достаточно умений.

IV. Тренинг и коррекция освоенных действий (7 минут)

Обучающимся предлагается сыграть в ролевую игру «Угадай чувства».

Сценарий игры:

  • Необходимо проиграть ситуацию консультирования по телефону доверия.
  • В роли консультанта должен выступить кто-то из учеников.
  • Предполагаемому сотруднику требуется закрыть глаза.
  • Ему следует угадать, с каким чувством другой ученик произносит фразу: «Добрый день». (Фраза может быть любая другая).
  • Игру требуется проводить со сменой консультантов и обращающихся.

По итогам игры обучающиеся делают вывод: «Очень сложно определить чувства другого, не видя его, и не всегда можно произнести слова так, чтобы собеседник понял чувства говорящего. Консультанты детского телефона доверия владеют таким мастерством и всегда смогут понять чувства абонента».

V. Контроль освоенных действий (8 минут)

  • Кому-то из обучающихся (1 или 2-а человека) необходимо выполнить звонок на детский телефон доверия (8-800-2000-122).
  • Остальные обучающиеся формулируют какую-нибудь проблемную ситуацию.
  • В том случае, когда обучающиеся отказываются выступить в качестве нуждающегося в помощи, в его роли выступает учитель.
  • Консультант предупреждается о том, что данный звонок является обучающим.
  • Далее обучающиеся записывают номер детского телефона доверия в свои мобильные телефоны или скачивают мобильное приложение из плей маркета и устанавливают на свои смартфоны.
  • В качестве варианта обучающимся предлагается записать данный номер телефона в свои дневники.
  • До обучающихся обязательно доводится информация об ответственности за ложный звонок на «Детский телефон доверия».
  • Обучающиеся могут его порекомендовать кому-то из близких или друзей, если кто-то из них нуждается в экстренной психологической помощи.

VI. Рефлексия (2 минуты)

  • «Если вы считаете, что при необходимости можно обратиться на детский телефон доверия, то положите перед собой зелёные карточки». (Остальные кладут красные карточки).
  • «Если вы точно решили обратиться за консультацией на детский телефон доверия, то положите перед собой зеленые карточки. Другие кладут красные карточки».
  • «Если вы считаете, что такая служба в нашей республике необходима, то положите перед собой зеленые карточки. Все остальные (несогласные и воздержавшиеся) используют красные карточки».