Электронно-образовательные ресурсы как инструмент развития ИКТ-компетентностей учащихся

Разделы: География, Общепедагогические технологии


Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-м веком и в казахстанское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения учителя и ученика. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Поэтому педагогическому коллективу необходимо развивать у обучающихся навыки сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Цели: Формирование овладения учащимися основами практического применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Задачи:

  • создание мотивации у школьника к изучению предмета;
  • обеспечение осознанной, заинтересованной деятельности школьника по изучению предмета и формирование тем самым самостоятельности обучающегося.

В последние годы все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования. Ярким свидетельством этого является позиция В Московской области в том числе и в Одинцовском районе государственной политики в сфере образования. В мировой практике электронное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Появление персональных компьютеров и доступа в глобальную сеть Интернет привнесло в сферу образования не только новые технические, но и дидактические возможности. Это простота диалогового общения, доступ к гигантским объемам информации и иного другое.

«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Одним из мощных ресурсов преобразований в сфере образования является информатизация образования.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся, что способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска, анализа объектов и явлений находить источники информации, воспитывает ответственность при получении новых знаний и развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
ИКТ-компетентность - это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках. Наша общая задача - сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения. Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) открывают перед учителем поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор материалов и форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными.
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках.

Зачем нужно применение ЭОР учителю?

  • экономия времени на уроке;
  • глубина погружения в материал;
  • повышенная мотивация обучения;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиаматериалов;
  • привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Что дает ЭОР ученику?

  • ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  • ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  • ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
  • ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  • ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Применение на уроках информационных компьютерных технологий повышает интерес учащихся к изучению предмета путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация — это ключ к успешному изучению какого либо предмета. Современные подходы к обучению подчеркивают важность использования компьютера на уроках, а проект — это возможность выразить свои собственные идеи.

Существует пять основных направлений использования ИКТ:

  1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
  2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
  3. Создание собственных мультимедийных презентаций.
  4. Использование ИКТ во внеклассной работе.
  5. Использование ресурсов сети Интернет.

Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Программные среды, с помощью которых возможно создание таких материалов довольно много, однако наиболее распространенными и доступными в настоящее время являются:

  • презентации Microsoft PowerPoint;
  • текстовые документы Microsoft Word;
  • публикации Microsoft Office Publisher.

Учитель должен формировать у учащихся информационную компетенцию. Наши учащиеся должны уметь находить необходимую для них информацию, анализировать ее, выбирать главное и использовать выбранное для решения своих собственных целей и создания нового продукта. Мы также должны развивать навыки самообразования у наших учащихся так, как сегодня, как никогда, от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию и переквалификации.

Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах неоднородного состава, чувства личной ответственности, а также развитию толерантности – терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения. Учащиеся могут общаться с помощью чатов, видеоконференций, форумов и электронной почты.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИКТ на уроках, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения.

Назову наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • электронные энциклопедии и справочники;
  • программы тестирования;
  • образовательные ресурсы Интернета;
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  • видео- и аудиотехника.

Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно освоить навыки работы в Интернете уже в среднем звене. И, наконец, новые технологии не приведут к изоляции учащихся друг от друга. Одна из важнейших целей образования — научить детей работать в коллективе.

Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач — суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.

Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями, которые позволяют по-новому организовать процесс обучения, направляя усилия на формирование у учащихся высокого уровня ИКТ-компетентности.

Огромное количество плюсов использования ЭОР на уроке:

  • это интересно, современно и перспективно;
  • повышает качество обучения, углубляет межпредметные связи при выполнении различных заданий по предмету;
  • позволяет проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке;
  • можно выполнять индивидуальные и групповые проектные работы;
  • это новое представление информации (интерактивные карты);
  • ЭОР можно применять на всех этапах урока, даже при выполнении учащимися домашнего задания;
  • новую информацию ученик получает, в основном, в процессе самостоятельной деятельности и заключается это в освоении содержания урока;
  • у детей появляется опыт самостоятельной работы с информационными ресурсами: интернетом, словарями, энциклопедиями электронными библиотеками и т.д.;
  • с использование ЭОР также можно проводить уроки - лабораторные работы (химия, биология), уроки по решению задач (химия), уроки-практикумы (география,биология,химия), уроки-дискуссии на основе проблемных ситуаций, уроки-семинары и т.д.;
  • появляется реальная возможность организации полноценного семинара, где помимо подготовки учащегося по информационным источникам еще и устный доклад с иллюстрациями и презентациями;
    • для ученика — это возможность — заглянуть в любую точку земного шара, поработать с картой и тут же проверить свои знания;
    • для учителя — это увеличение эффективности работы, сокращение времени на подготовку и объяснение материала.

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.

При выборе образовательного ресурса прежде всего необходимо обратить внимание на такие его характеристики, как:

  • информативность (соответствие содержанию программы, учебно-тематическому планированию, содержанию используемого учениками учебника; наличие на диске дополнительного материала в объеме, необходимом и достаточном для решения поставленных учителем учебных целей и задач и т.д.);
  • интерактивность (возможность организации обратной связи, разнообразных контактов: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель – группа учеников, группа учеников – группа учеников, ученик – группа учеников);
  • удобство использования (удобный и понятный учителю и ученику интерфейс, меню, ссылки, переходы по разделам, навигатор);
  • оформление (общая эстетика, удобство и зрительная легкость восприятия).

В этом случае предлагаемые электронные ресурсы, учебные пособия, обучающие программы смогут существенно поднять планку качества географического образования, усилив его практическую значимость и учебную привлекательность как для ученика, так и для преподавателя на уроках и во внеурочное время.

Таким образом, учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний, а для обучающихся ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, могут выполнять роль тренажеров, а также создаваться ими.