Инженерное образование с использованием Лего-конструирования, робототехники и Куборо

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: робототехника, Инженерное образование, ЛЕГО, Лего-конструирование , Куборо


Министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала в своем интервью «Российской газете», что с 1 сентября 2020 года в российских колледжах из перечня профессий и специальностей вычеркнут почти 100 наименований. По словам министра некоторые профессии устарели содержательно, другие исчезли, а третьи изменились так, что необходимые навыки можно получить на краткосрочных курсах.

Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Мир развивается, за ним меняется и развивается рынок труда, и ряд старых профессий естественным образом становятся не актуальными. Таким образом, наиболее существенными внешними факторами,  которые влияют на перспективы развития системы профессионального образования в Российской Федерации, являются: глобализация экономики, усиление академической и трудовой мобильности, что требует сопоставимости квалификаций работников; инновации и развитие новых технологий, приводящие к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере; интернационализация в сфере образования; экономические кризисы и угроза безработицы; негативные демографические тенденции; устаревание и необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий; развитие корпоративных систем подготовки кадров.

По словам Васильевой в числе профессий, которые исчезнут с рынка труда: «изготовитель эмалированной посуды», «сушильщик в бумажном производстве», «ткач», «вышивальщица», «сборщик изделий электронной техники» и «радиооператор». На смену ушедшим в прошлое профессиям приходит целый ряд новых. Среди ближайших или уже состоявшихся обновлений такие специальности, как «Техническое обслуживание и ремонт биотехнических медицинских аппаратов и систем», «Аддитивные технологии» - то есть технологии с использованием 3D-печати. “Плюс «мехатроника и мобильная робототехника», «графический дизайн». И еще очень интересная специальность, которая уже сейчас пользуется огромным спросом, - «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства». По сути, это работа с промышленными роботами, их сборка, установка, запуск... Уже сейчас по этому перспективному направлению в России учатся 360 студентов в 10 колледжах, расположенных в 8 регионах”, - рассказала Васильева.

Тогда возникает вопрос, какими навыками должен обладать современный человек?

Навыки будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки 21 века

  • конкурентоспособность и востребованность;
  • знания современных достижений науки и технологий;
  • техническая и технологическая компетентность;
  • владение компетенциями мирового уровня;
  • специализированные, меж- и мульти-дисциплинарные компетенции;
  • системное и глобальное мышление;
  • самообучение и самосовершенствование на протяжении всей жизни;
  • умение работать в мульти-среде (технологической, культурной, языковой и т.д.)
  • инновационная и предпринимательская активность;
  • лидерские качества, гибкость и мобильность.

Таким образом, основной задачей современного образования является: создание среды, которая облегчает ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала. Это позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Новая роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию и к деятельности.

В МБОУ «СОШ № 1» сформирована образовательная среда по развитию технического творчества:

  • LEGO Education WeDo - 9 наборов
  • CUBORO – 3 набора
  • Lego Mindstorms EV3 – 5 наборов

Инженерное образование в МБОУ «СОШ №1» осуществляется по 2 возрастным ступеням:

  • Начальная школа (7- 11 лет)
  • Среднее и старшее звено (12-17 лет)

Развитие инженерного мышления в нашей школе формируется через внеклассную работу:

1. В начальной школе 1 раз в неделю идет кружок «Юный техник», где дети имеют возможность работать с конструктором LegoWedo.

Какие возможности дает конструктор LegoWedo?

Конструктор LegoWedoдаёт возможность:

  • собирать простые модели роботов;
  • приводить их в движение при помощи электромоторов;
  • управлять, используя датчики движения и наклона;
  • программировать робота при помощи компьютера.

А также раз в неделю идет кружок «Развитие познавательных способностей, где дети имеют возможность работать с кубиками CUBORO.

Какие возможности дают кубики CUBORO?

  • Развитие речи. Является необходимым условием при командной работе для обсуждения путей создания лабиринта или решения задачи.
  • Развитие логического мышления. Нахождение путей решения одной и той же задачи, но с разными условиями, заинтересует как детей младшего школьного возраста, так и взрослого человека.
  • Развитие пространственного воображения. Игроки должны научиться контролировать передвижения шарика по всей площади лабиринта и по всем направлениям (прямо, влево, вправо, вниз).
  • Развитие абстрактного мышления. Игроки должны представлять тот путь, по которому будет двигаться шарик, при этом шарик не всегда будет виден.
  • Развитие мелкой моторики. Кубики должны быть уложены максимально ровно, что бы шарик свободно перемещался по желобам и тоннелям вашей конструкции. Если кубики будут находиться в неправильном положении, движение шарика будет затруднено, либо он вообще остановится и не пройдет запланированный вами маршрут.
  • Творческое мышление. Существуют тысячи способов выстроить свой индивидуальный маршрут. Каждый ребенок будет размышлять по-своему, и построит лабиринт в зависимости от его желания и возможностей. Игроки должны проявлять творческий подход, чтобы преодолеть препятствия и довести шарик до конечной точки.

2. В среднем и старшем звене 1 раз в неделю идет кружок «Клуб робототехники», где дети имеют возможность работать с конструктором LegoMindstormsEV3

Какие возможности дает конструктор LegoMindstormsEV3?

Робот LegoMindstormsEV3 даёт возможность:

  • собирать первых программируемых роботов;
  • с помощью электромоторов делать их подвижными;
  • научиться управлению через датчики;
  • через компьютер программировать "мозг" робота;
  • изучать сложные науки в игровой форме.

Чтобы мои занятия были интересными и более увлекательными использую в своей работе разные формы:

  • Работа по образцу
  • Соревнования
  • Самостоятельная работа
  • Проектная работа
  • Совместная работа с родителями

Результатом моей работы является участие в конкурсах разного уровня: школьного, муниципального и регионального.

Участие в школьных мероприятиях

  • Ежегодный фестиваль по CUBORO
  • Ежегодный фестиваль по робототехнике
  • Участие в общешкольной родительской конференции «Роботы в цифровом мире» (2018 год)
  • Участие  профориентационном мероприятии «Путешествие в Город мастеров» (2018 год)

Путешествие в Город мастеров

– это увлекательное профориентационное мероприятие, направленное на популяризацию индустрии рабочих кадров, идеальная площадка, предоставляющая младшим школьникам возможность приоткрыть дверь в мир самых разных профессий, а учащимся 8-11 классов продемонстрировать свои лучшие профессиональные умения, знания и навыки.

12 мая обучающиеся 1-б класса МБОУ "СОШ №1" (классный руководитель Лыткина Е.А.) приняли участие в первом школьном профориентационном событии «Путешествие в Город мастеров», главный девиз которого "Учиться, узнавать, пробовать, исследовать и путешествовать".  Ребят ждали увлекательные станции: Аптекарь, Электрик, Агроном, Кондитер, Медик, Салон красоты, Робототехник, Плотник, сопровождающих их в мир традиционных ремёсел, популярных профессий и профессий будущего.

Все участники этого события получили яркие приключения, новые знакомства и море эмоций!

Участие в муниципальных конкурсах:

  • Муниципальный фестиваль – конкурс робототехники «Техника будущего» -2018 (победители в номинации «Домашнее задание)
  • Муниципальный фестиваль - конкурс робототехники «Космопорт»-2019 (победители в номинации «Кот в мешке»)
  • Муниципальный фестиваль по CUBORO -2019 (победители)
  • Муниципальный фестиваль - конкурс робототехники «I Этап конкурса по LEGO-конструированию-2019 (победители)

Участие в региональных конкурсах:

  • Квалифицированный этап чемпионата Байкальского международного салона образования по Куборо-2018 (вошли в 20 лучших)
  • IV Чемпионат Иркутской области по Cuboro территориальный центр г.Бодайбо - 2019 (участие)

Дорогие коллеги!

Новое время ставит перед нами новые задачи. Поле нашей профессиональной деятельности безгранично, возможности творить неиссякаемы, помните это. Главное, браться за дело и верить в успех!