Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Урок с использованием средств ИКТ.

Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа и использованием системно - деятельностного подхода к обучению

Цель урока: В ходе КТД подвести итог проделанной работы на уроках букварного периода и проверить готовность детей к изучению русского языка и литературного чтения

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Приобщение с помощью чтения книг к главным нравственным ценностям, культуре человеческих взаимоотношений.
  2. Развитие способности к самооценке и стремления к самосовершенствованию.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Выработка умения строить развёрнутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения.
  2. Развитие умения вести диалог, слушать и слышать собеседника, работать в группах.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Проверка наличия умения сопоставления звукового и буквенного состава слова.
  2. Обучение простейшей транскрипции.

Средства обучения:

  • Проекционный материал - слайды Mimio Studio
  • Технические средства обучения – мультимедийный проектор
  • Печатные пособия – учебники
  • Наглядные – магнитная доска

Проект урока

1 этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха (1 слайд)

Презентация

Настрой на урок:

Организация начала урока

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

Выполнение упражнений под рифмовку (рывки руками)

- Сегодня у нас не совсем обычный урок.

2 этап. Интерпретация произведения (инсценирование)

(2 слайд)

Чтение у доски по ролям текста «Самое интересное – впереди!» о героях Букваря

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Мы познакомились с рассказом «Самое интересное – впереди!»

- способность воспринимать художественные произведения, выступая в разных позициях: автора, зрителя, критика;
- умение осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации

- Как учились читать этот рассказ?

- Мы учились читать этот рассказ по ролям в классе и дома

Раздаёт карточки с названиями героев и рисунками. Вызывает группу ребят к доске.

 Готовятся к чтению по ролям.

Читает за автора, помогает.

Читают по ролям.

- Итак, ребята, кто же догадался, куда мы сегодня отправимся на уроке?

 -Мы отправимся в страну Знаний

Слайд 3,4

- Мы отправляемся дорогой поиска. Но сначала нужно пожелать себе здоровья в пути, поздороваться с нашими гостями. Что же мы пожелаем себе и нашим гостям?

Слайд 5

З- здоровья
Д - доброты
Р – радости
А - активности
В – восторга, веселья
С - смелости
Т – терпения, трудолюбия
В – вечной весны
У – успехов, улыбок
Й – йогами быть, искренности
Т - творчества
Е – естественности, единства

Путешествие (Слайд 6)

3 этап. Учебно-познавательная деятельность

Постановка и решение учебных задач. Актуализация опорных знаний 

Постановка 1-й учебной задачи (Слайд 7)

Работа с перфокартами

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Диктует слова:

2. Организует работу в парах

1. Отмечают в перфокартах буквы, которые нужно вставить в корнях слов
2. Проверка в парах по слайду, оценивание

- умение применять способ проверки орфограммы слабой позиции по сильной.

Письмо по памяти

- Как вы понимаете выражение «делать из мухи слона»? (слайд № изображение мухи отодвигается и появляется слон)

Слайд № (появляется текст для письма по памяти)

Из мухи сделали сл…на
С огромными ушами.
Сх…дите завтра в зоопарк
И посм…трите
Сами. 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

Вставляют буквы. Проверка (лопаются звёздочки). 
Готовятся к письму по памяти: проговаривают орфографически…
Пишут по памяти (проверка-шторка)

- умение применять способ проверки орфограммы слабой позиции по сильной.

Анализ условий и решение учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Раздаёт группам листы А-3, фломастеры, назначает старшего группы

Составляют новые слова из букв слова «грамотей», записывают на листах бумаги

- умение определять последовательность действий для решения предметной задачи;
- владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия;
- умение сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника)

Подходит к группам, организует выступление групп

На доске группы вывешивают итоги работы на листах А-3

Организует обсуждение итогов работы групп

Оценивают работу групп, делают замечания или хвалят за хорошую работу.

(Ответы: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, рота)

Постановка 2-й учебной задачи

- На красивом автомобиле (слайд 9) продолжаем путь, попадаем в «Переулок букв», найдите в каждой строке лишние буквы – (слайд 10) как в игре «Пятый лишний»

Анализ условий и решение учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

- Найдите в каждой строке лишние буквы – (слайд 10) как в игре «Пятый лишний»
пктлс
вдотж
уоэыр

Дети думают, поднимают руки, доказывают, что в 1-й строке лишняя буква «л», потому что обозначает звонкие звуки, а остальные буквы обозначают глухие звуки и т.д.

- умение отличать известное от неизвестного;
- умение классифицировать объекты, использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объекта;
- умение оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе

- Проверим! (11 слайд)
пктлс
вдотж
уоэыр
Кто  из ребят был прав?

Оценивают свою работу, хвалят одноклассников, ответивших верно.

Постановка 3-й учебной задачи (слайд 12)

- Плывём далее по озеру Познания (слайд 13) – задание в группах «Замени звуковую запись буквенной»: [жыл`и], [ч`ащ`а], [цырк], [зай`цы], [ сй`эл], [в`й`уга]

Анализ условий и решение учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Раздаёт группам листы А-3, фломастеры, назначает старшего группы

Обсуждают как заменить звуковую запись буквенной

- владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия;
- умение критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия

Подходит к группам, организует выступление групп

Записывают выбранные варианты ответов на листах, вывешивают ответы на доску

Организует обсуждение итогов работы групп
Проверка (слайд 14)

Оценивают работу групп, делают замечания или хвалят за хорошую работу

Физпауза

На самолёте (слайд 15) летим в страну Вообразилию (слайд 16), представим себя самолётами и выполним Физминутку.

Постановка 4-й учебной задачи

- Поехали далее на поезде (слайд 17), попали в страну Книгочеев (слайд 18).

Задание:

- Разделите слова на 2 колонки: школьное и нешкольное!

Учитель, конфеты, отметки, игра, перемена, скука, друзья, велосипед, ошибки, веселье, драка, уроки, щенок, куклы

Анализ условий и решение учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Открывает на доске таблички слов-названий и предлагает их разделить на 2 группы, вызывает 4-х учеников к доске

Выходят к доске и делят слова на 2 колонки, советуясь друг с другом

- умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия;
- умение оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе

Организует обсуждение итогов работы группы ребят
(проверка слайд 19)

Оценивают работу группы, делают замечания и предлагают свои варианты ответов

4 этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

- Ребята, нам пришло письмо! (слайды 20,21, 22)

Читают письмо на экране, предполагают от кого оно.

- умение формулировать предположение, анализировать текст, работать с информацией;
- умение коллективно обсуждать прочитанное, доказывать своё мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-умение критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия

- Что это за текст?

- Кто написал приглашение?

- Мы получили приглашение на праздник Букваря.
- Книга для чтения.

 - Давайте подведём итог нашего путешествия и оценим себя по линеечке (слайд 23).
- Кому было сложно работать на уроке?
- Кто хорошо работал, но иногда ошибался?
- Кто справился со всеми заданиями?
- Спасибо за урок! (слайд 24)

Дети оценивают свою работу и поднимают руки, отвечая на вопрос учителя в зависимости от самооценки

Список литературы

1.Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения/ Е.И.Матвеева, И.Е.Патрикеева, 2-е изд. М.:Вита, 2011. - 176с.

2. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова)/ сост. А.Б.Воронцов. М.: Вита-пресс, 2011.384 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. – 152с.

4. Планируемые результаты начального общего образования / Г.С.Ковалёва, О.Б.Логинова, 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. - 120с.

5. Ломакович С.В.,Тимченко Л.И./ Русский язык: в 2 ч.-М.:Вита-пресс, 2011.