Изменение роли учителя во ФГОС основного общего образования

Разделы: Иностранные языки


Ведущей фигурой образования всегда был учитель, но с введение ФГОС и изменением современного мира ответственность и роль учителя возрастает и существенно меняется. Вместо человека передающего знания, он (учитель) создает условия для поиска, обработки, усвоения и применения знаний ребенком. При этом задания и знания должны быть приближены к жизни и иметь реальное применение. Обучение сегодня – это не простая передача знаний, а совместная работа учащихся и учителя, когда решаются определенные задачи и дети получают необходимые знания, отсюда меняется и роль учителя:

  • создание и корректировка рабочих программ;
  • правильный подбор способов и приемов формирования УУД у детей;
  • создание и отбор контрольных материалов, с целью получения определенного результата;
  • применение и освоение образовательных технологий – учебные ситуации, проектные задачи;
  • использование форм накопительного оценивания (портфолио);
  • введение внеурочной деятельности.

При создании и адаптации рабочих программ современный учитель должен правильно сформулировать темы уроков, задания, предвидеть планируемый результат по каждому уроку – УУД, используя при этом самостоятельную деятельность детей.

Учитель должен не просто научить, а через какое-то действие, ситуацию подвести ребенка к определенному выводу и знанию. В основе современной системы обучения лежит системно-деятельностный подход: самостоятельная работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения учащихся, лабораторные и практические работы. Все это способствует умению рассуждать, устанавливать закономерности, группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц, диаграмм и самое главное делать выводы.

Одной из форм работы является проектная деятельность, основанная на повышение уровня заинтересованности школьников в обучении через создание проектов — решения проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. В ходе проектной деятельности дети не только учатся самостоятельно получать новые знания, но и трезво оценивают объем материала, который еще предстоит усвоить в будущем. Роль учителя здесь направляющая и партнерская.

С введением внеурочной деятельности учитель должен изменить подход к этим занятиям, учитывая запросы обучающихся и выбор их родителей.

Внеурочная деятельность приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников, так как дает дополнительные занятия (часы) и особые формы и методы, отличные от урочных форм.

Внеурочная деятельность организуется через различные формы. Это могут быть линейные формы (занятия, кружки), т.е. еженедельные занятия и нелинейные (конференции, фестивали, конкурсы), т.е. мероприятия, проводимые один, два раза в год.

Существует множество форм внеурочной деятельности, многие из них, используются мною в работе:

  • Экскурсии: в начале года можно заказать абонемент на экскурсии, связанные с культурой или искусством Британии;
  • Кружки: организовать кружок британской или американской литературы;
  • Занятия: проводить занятия по английскому языку, взяв за основу дополнительный учебник, отличный от основного УМК;
  • Посещение театров: посещать театральные постановки британских и американских авторов;
  • Конференции: участвовать в работе конференций с докладами, проработанными на внеурочных занятиях по истории, литературе и т.д. англоговорящих стран.
  • Ученическое научное общество: участвовать а работе научного общества с предъявлением своих изысканий, желательно на английском языке;
  • Олимпиады (очные, дистанционные): систематически участвовать в разного рода олимпиадах (Всош, olymp.educa.ru и др.)
  • Соревнования; организовывать различные соревнования, викторины на уровне параллели, школы, класса;
  • Конкурсы (очные, дистанционные): систематически принимать участие в дистанционных конкурсах, очных конкурсах, например: конкурс чтецов;
  • Фестивали: принимать участие в фестивалях народов мира с представлением песен, стихов или сцен на английском языке;
  • Поисковые и научные исследования: участвовать в разного рода лингвистических, исторических исследования, учитывая возраст, интерес, знания учеников.
  • Общественно-полезные практики.

Все это приводит к изменению организации учебной деятельности - самостоятельной работе в парах, в малых группах, индивидуальная самостоятельная учебная работа творческого характера, также к изменению в работе учителя.

Современная школа ориентирована на реализацию деятельностного подхода, создает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов.

Иными словами, в современной школе учитель и ученик партнеры.

8.07.2019