Совершенствование познавательной деятельности учащихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) – одна из важнейших задач в педагогическом процессе

Разделы: Коррекционная педагогика


Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

При интеллектуальных нарушениях оказывается нарушенной уже первая ступень познания - восприятие. Темп восприятия замедлен, объем узкий.
Внимание неустойчивое, переключаемость его замедленна.

Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении (особенно словесного материала). И это является главным отличием их от детей с нормальным интеллектом. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.

Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой.
У детей с нарушением интеллекта, как правило, страдают все стороны речи.

Однако, при различных видах интеллектуальных нарушений, наряду с распадом происходит и развитие, поэтому особенно важно способствовать преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулировать дальнейшее психическое развитие, помогая тем самым стать полноценными членами семьи и общества. Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в применении современных эффективных педагогических технологий.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Ведущими признаками технологии являются: совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов; логика, последовательность компонентов; методы, приёмы, действия, операции; гарантия результата.

Технологизация учебного и воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технический процесс с гарантированным результатом».

Среди современных педагогических технологий важное место занимают игровые технологии. Именно данные технологии отвечают возрастному стремлению детей к игре, за счет чего способны активизировать познавательную деятельность детей с нарушениями интеллекта.

С целью развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) в ГБОУ «Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья» мною была разработана коррекционная программа для младших школьников с интеллектуальными нарушениями «Познавательное развитие». Программа была разработана на базе программы Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.

В данной программе представлены современные педагогические игровые технологии, а именно игровые технологии, направленные на развитие познавательной деятельности в учебно–воспитательном процессе.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко сформулирована цель обучения и воспитания, соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Целью данной программы является развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта).

Задачи программы:

  • развитие внимания;
  • развитие памяти;
  • развитие моторики (обучение владению основными инструментами, формирование и совершенствование сложных дифференцированных моторных актов);
  • формирование мышления (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарно-умозаключительного мышления);
  • формирование коммуникативных способностей;
  • развитие речи.

Планируемые результаты освоения детьми программы

Дети должны научиться:

  • выполнять одну деятельность в течение 15 минут;
  • запоминать 5–7 слов и использовать их в предложениях;
  • уметь выполнять скоординированные действия: обращаться с карандашом, фломастерами, альбомом;
  • уметь преодолевать мышечное напряжение;
  • уметь сравнивать предметы на основании их основных свойств;
  • проявлять интерес к общению;
  • адекватно выражать и дифференцировать основные эмоции.

Тематическое планирование включает 31 занятие, первое ознакомительное занятие и 6 занятий на каждый и представленных блоков.

Блок Развитие внимания

Целью блока является развитие внимания

Задачи:

  • Развитие устойчивости, концентрации внимания
  • Повышение объема внимания

Планируемые результаты освоения детьми программы

Дети должны научиться:

  • Узнавать знакомые предметы на картинках, определять одинаковые предметы
  • Узнавать знакомые предметы в зашумленных и спрятанных картинках
  • Уметь выполнять одну деятельность в течение 15 минут

Блок Развитие памяти

Целью блока является развитие мнемических процессов

Задачи:

  • развитие визуальной памяти
  • развитие аудиальной памяти
  • развитие произвольности запоминания
  • расширение объема, устойчивости памяти

Планируемые результаты освоения детьми программы

Дети должны научиться:

  • запоминать 5–7 слов и использовать их в предложениях;
  • произвольно запоминать 5–7 картинок;
  • находить различия между предметами на картинках;
  • дифференцировать окружающие звуки.

Блок Формирование мышления

Целью блока является развитие общеинтеллектуальных умений

Задачи:

  • Обучение дифференцировать основные признаки предметов
  • Формирование операций анализа, сравнения, обобщения
  • Создание условий для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой

Планируемые результаты освоения детьми программы

Дети должны научиться:

  • выделять существенные признаки
  • группировать предметы по их основным свойствам
  • сравнивать предметы

Блок Развитие ручной моторики

Целью блока является развитие мелкой моторики

Задачи:

  •  обучение скоординированным действиям;
  • Обучение способам преодолевать мышечное напряжение.

Планируемые результаты освоения детьми программы

Дети должны научиться:

  • владеть простым и цветным карандашом, фломастерами;
  • уметь обращаться с альбомом;
  • уметь рисовать относительно ровные линии, относительно равномерно заштриховывать основные фигуры.

Блок Развитие коммуникативных навыков

Целью блока является развитие коммуникативных навыков

Задачи:

  • Развитие потребности в речевом взаимодействии
  • Развитие невербальных средств общения – умения понимать и выражать эмоции

Планируемые результаты освоения детьми программы

Дети должны научиться:

  • Понимать основные эмоции
  • Уметь показывать основные эмоции
  • Стать более активными в общении