Урок окружающего мира по теме «Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить с эпохой Новейшего времени;
  • Формирование коммуникативных умений (высказывать своё мнение, анализировать ответы товарищей, работать в паре);
  • Совершенствовать умение работать с картой;
  • Воспитание патриотических чувств, любви и сопричастности к планете Земля, толерантного отношения к окружающим.

Тип урока: ОНЗ.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблицы с темой урока, с проблемным вопросом, лента времени на доске, карточки со словами - война, сотрудничество, конфликт, человечество, общество, карта «Страны мира»,

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

- Ребята, сегодня мы продолжим разговор о развитии человечества, его мышления в различные исторические эпохи.

- А также  посмотрим на сколько хорошо мы умеем слушать и слышать друг друга, сотрудничать, совместно работать, делать выводы. В конце урока каждый сам оценит свою работу.

2. Актуализация знаний, постановка проблемного вопроса

На доске лента времени.

- Что вы видите на доске? (ленту времени)

- Давайте построим её расставив эпохи в нужной последовательности. (Дети выстраивают ленту)

- Вспомним основные события каждой эпохи и определим что характерно для каждой из эпох?

Первобытный мир - символ войны, так как суровые условия жизни людей той эпохи диктовали жестокие законы: человеком признавался только представитель своего рода и племени, остальные считались злом, и их приносили в жертву.

Древний мир - символ войны. Рядом сосуществовали два мира - Древний и Первобытный, мораль гласила, что люди из первобытных племен годятся только на то, чтобы быть рабами, и их можно убивать ради забавы.

Средние века - символ войны. Люди этой эпохи вели кровавые войны против иноверцев, так как главным признаком, по которому они делили людей на своих и чужих, была вера.

Новое время - символ войны. Это эпоха революций. Хотя новые порядки говорили: «Все люди свободны и равны!», но утверждались они чаще всего кровавыми революциями. Даже сами борцы за новый порядок казнили тысячи людей, которые не разделяли их взглядов, забывая о праве любого человека на жизнь.

- Какое время осталось без названия? Кто-то знает как оно называется?

- Мы рассматривали это время?

- Может определим тему нашего урока? (Дети высказываются)

Переворачиваю на доске табличку (НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ТРУДНЫЙ ШАГ К ЕДИНОМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ)

-  «Река времени» привела нас к следующей эпохе - эпохе Новейшего времени, эпохе, в которую мы живем.

- А чем интересна эпоха нашего времени?

- Давайте обратимся к диалогу Анюты и Илюши и посмотрим что они думают про наше время с.80.

- Кто из них прав? Почему ты так считаешь?

- Какое противоречие у нас возникло? (Дети высказываются)

- Давайте проверим свои мысли. Обратимся к учебнику с.80 розовая полоска.

- Как вы считаете,  изменилось ли отношение к войне в наше время, в эпоху Новейшего времени?

- Вспомним о чём говорит вам название данной организации? (На доске ООН - Организация Объединённых Наций)

Обратимся к цитате из устава данной организации с.86.

- Подтвердились ли наши предположения? (ООН была создана чтобы избавить человечество от войн и насилия)

Постановка проблемного вопроса

Почему до XX в. люди относились к войне как к нормальному явлению, а в XX в. стали осознавать себя единым человечеством и решили прекратить войны?

3. Открытие нового знания. Разрешение проблемы

- Вспомним ещё раз, какие испытания выпали на долю нашего народа и всего человечества? (Начиная с эпохи первобытного строя шли постоянные войны, в эпоху Нового времени Первая мировая война 1914-1918, Революция 1917г. Вторая мировая война 1941-1945г.)

- Что значит мировая война?

- Обратимся к карте эпохи Новейшего времени на с. 84-85. Она поможет нам подробнее узнать, что предшествовало объединению государств. Рассмотрите карту и выполним в парах задания 1 и 2 к карте.

Ученики, пользуясь условными обозначениями, отвечают на вопросы учебника.

- Кто покажет на карте у доски?

- Скажите, какая часть человечества принимала участие во второй мировой войне: большая или меньшая? (Конечно, большая)

- В первой мировой войне погибло 10 миллионов человек, во второй мировой войне - 67 миллионов человек. За этими цифрами судьбы мужчин, женщин, стариков и детей.

- Как вы думаете, чем угрожает человечеству повторение войны?

(Еще большими жертвами, гибелью всего человечества.)

- Какая это может быть война? Чем она может быть страшна?

- На с.81 рассмотрим достижения науки и техники Новейшего времени. Посмотрите на иллюстрации слева какие научные открытия были сделаны учёными XX в.?

- А теперь посмотрим на иллюстрации справа. В основу каких изобретений легли данные открытия?

- На ваш взгляд, открытия Новейшего времени - это помощь или угроза человечеству?

(Достижения науки и техники можно использовать по-разному, это зависит от самих людей.

- Обратимся к нашему проблемному вопросу (на доске) перечитайте.

- Мы находим ответ на наш вопрос?

(Мировые войны стали тяжелейшим испытанием для человечества. Потрясенное насилием и жестокостью, оно стало искать пути спасения. Было изобретено и применено новое, самое страшное оружие - атомные бомбы. Сразу после войны атомные бомбы были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки. В один миг здания превратились в руины, погибли сотни тысяч жителей.

Ядерное оружие считается самым опасным. При взрыве ударная волна уничтожает технику сооружения, световое излучение сжигает всё, а потоки радиации губят людей и животных. Радиоактивное загрязнение воздуха и воды сохраняется на десятилетия.

Люди, наконец, поняли, что наша планета за несколько минут может покрыться «грибами» атомных взрывов, и тогда погибнет не только человечество, но и почти все живые существа на планете. Именно поэтому люди стали осознавать себя единым человечеством и было принято решение о прекращении войн.)

- Когда была создана ООН? (После второй мировой войны в 1945 году.)

- Какова цель ООН (Защищать права человека и не допустить третьей мировой войны.)

- Какой международный документ был принят самым первым? (Всеобщая декларация прав человека)

- О чем говорится в этом документе? (В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола.)

От чего стремилось избавить планету ООН? (от третьей мировой войны так как в ней должно было погибнуть все живое на Земле. Удалось ли ООН решить поставленную задачу?

(Частично. Да, третья мировая война не произошла, и люди поняли, что все мы - одна большая семья, единое человечество. Однако насилие и войны еще уносят жизни сотен людей, угроза мировой войны еще осталась, и мир не может жить спокойно, пока существует хотя бы одна атомная бомба, хотя бы одна боевая ракета!)

с/р -?

Итог урока. Рефлексия.

Учитель поочередно открывает карточки, а ученики раскрывают соответствующее понятие.

Общество - так можно назвать людей, у которых есть общие интересы.

Человечество - все люди планеты Земля, самое большое общество для каждого человека.

Конфликт - так называют столкновение интересов людей, из-за которого возникает серьезный спор, соперничество.

- Каким словом можно объединить данные понятия?

Учитель (открывает последнюю карточку)

Именно словом «сотрудничество» мне хочется объединить данные понятия. Как вы думаете, почему?

Ученики (возможный вариант). Сотрудничество - это самое важное правило для жизни в обществе. Оно означает совместные действия людей, направленные на решение проблем, достижение поставленных целей. Это слово подскажет, как нам научиться понимать друг друга и договариваться друг с другом, чтобы избежать самого страшного «конфликта» - войны.

- Сможем мы ответить на главный вопрос нашего урока?

- Какое слово мы поместим на нашу ленту времени? (Сотрудничество)

- В какой исторической эпохе мы живем?

- Вернемся к теме урока: «Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству». Как вы понимаете это выражение?

- Смогло ли человечество сделать этот трудный первый шаг? (Люди задумались о последствиях которые может принести ещё одна война.)

- Что может сделать каждый человек?

Как вы думаете, какое будущее ждет человечество?

(Каждый человек, живущий на Земле, должен понимать, что будущее планеты в наших руках! От мыслей и поступков каждого из нас зависит, каким будет наш завтрашний день! Все мы, жители Земли, одна большая семья - единое человечество! Важнее всего на свете - жизнь, права и свободы каждого человека, каждой страны, всего человечества в целом. Эти простые и понятные правила должен знать и соблюдать каждый!)< /p>

- Откройте дневники и каждый оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь с.38-39, №87 по желанию №88, 89.