Современные образовательные технологии на уроках математики в начальной полилингвальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, технология, современные образовательные технологии, модель поликультурного образования, полилингвальный учебник.

В настоящее время каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения требует от современного учителя умений ориентироваться в различных вопросах, владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия «Диалог» (далее – Гимназия), реализуя Концепцию национального образования республики, осуществляет эксперимент по внедрению моделей поликультурного образования.

Педагогическая деятельность Гимназии основывается на идеях поликультурного, культуроведческого образования средствами родного осетинского языка, личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативного подходов.

Предмет математики в курсе общеобразовательной подготовки является наиболее сложным для учащихся, и перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения это дисциплине.

Одной из основных задач образования является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Для решения этой проблемы, реализуя инновационную образовательную полилингвальную программу, мы широко применяем современные обучающие технологии в учебном процессе, позволяющие разнообразить формы и средства обучения, повышающие творческую активность учащихся. Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени.

Вслед за известным дидактиком, Г.И.Щукиной, мы считаем, что интересный урок можно провести, соблюдая следующие условия:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных обучающих технологий.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. На сегодняшний день существует достаточно большое количество инновационных педагогических технологий обучения. Нельзя сказать, что одна из них лучше, а другая хуже или для достижения положительных результатов достаточно использовать только одну из технологий. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока и уровня подготовленности обучающихся.

В своей работе мы используем такие технологии, как: технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, игровая технология, технология проблемного обучения, технология «Портфолио», технология обучения в сотрудничестве, позволяющие разнообразить формы и средства обучения и повышающие творческую активность учащихся.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, – это сложная задача, стоящая перед каждым учителем. Поэтому мы используем технологию дифференцированного обучения, учитывая индивидуальные возможности и способности учащегося, например, трехуровневые задания, в том числе и проверочные работы. Появляется возможность как уделять внимание сильному ученику, так и помогать слабому ученику. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность ощущать себя успешными и уверенными. Таким образом, повышается уровень мотивации учения, возрастает степень психологического комфорта на уроках.

Немаловажная роль в обучении математике отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. «Учиться  можно только весело. Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом», - писал А.Франс. На уроках математики игра развивает вычислительные навыки,  логическое мышление, у учащихся вырабатывается умение сосредоточиться, развивается внимание, стремление к знаниям. В учебники математики включены сюжеты национальных игр, которые используются в качестве физминуток или игр на уроках и во время отдыха. Дети с удовольствием играют в такие игры, как: перетягивание каната, игра в чехарду, «вытолкни плечом» и т.д. Учащиеся в ходе игры учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием.

Приведем несколько примеров.

Игра «Лестница». Класс делится на две команды. От каждой команды вызывается к доске один ученик. Ребята ведут устный счет с нижних ступенек с обеих сторон лестницы. Решивший отмечает ответ. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх к заветному флажку.

Игра «Заселяем домики» используется для повторения и закрепления знаний состава чисел первого десятка.

Эффективны на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления, цель их использования – научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности младших школьников, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.

Применение приёмов технологии критического мышления на уроках позволяет получить хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Например: составление кластер – проекта «Число 7 в жизни человека».

Форма работы – работа в группах. Напоминаем детям о взаимоуважении и умении слушать друг друга.

Задание: подумайте и запишите на бумаге крупным шрифтом, где встречается число 7 в жизни человека, в природе, в литературе, музыке.

  • 1 группа – число 7 в жизни человека;
  • 2 группа – число 7 в  природе;
  • 3 группа – число 7 в литературе, музыке. 

Кластер-проект

Число «Семь»

Крылатые слова (семь пятниц на неделе, быть на седьмом небе).

Природа (семь чудес света, семь цветов радуги, в неделе семь дней).

Православие (семь дней творения, семь ангелов, семиглавый Дракон, семь грехов).

Устное нар творчество:
Загадки (Вьется по ветру коса, а по спинке полоса. Ответ: Семь);
Сказки («Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»);
Пословицы («Семь раз отмерь – один раз отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Семеро одного не ждут»).

Число «Семь» в математике (7,14,21,28,35,42,49,56,63,70).

Музыка (Семь нот (октава)).

Технология «Портфолио»

В соответствии с требованиями ФГОС, особое место в новой системе оценивания уделено технологии «Портфолио» для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей, которая позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Создание портфолио – долгосрочная программа (начинается с первого класса). В течение четырех лет учащиеся трудятся над сбором материалов, выбирают самые удачные творческие работы, с удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

В разделе «Мои достижения» помещаются грамоты, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости. В конце учебного года проводится анализ учебных достижений. Ребята с воодушевлением представляют свои портфолио. Введение технологии «портфолио» дает положительные результаты.

Информационно-коммуникационные технологии

Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Он позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании мы предусматриваем, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля над усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. Использование ИКТ даёт нам возможность дифференцировать учебный процесс, проводить на уроках математики настоящие виртуальные путешествия. Очевидно, что компьютер является мощным стимулом для творчества детей, поэтому продуктивность уроков с  использованием ИКТ очень высокая. Экран монитора притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Поскольку формирование здорового поколения – это одна из главных задач развития страны и современного образования, важным аспектом нашей работы является использование здоровьесберегающих технологий. Чтобы сохранить здоровье ученика за период обучения в Гимназии, задача педагога заключается в формировании у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применению полученных знаний в повседневной жизни.

Благоприятная обстановка в Гимназии «Диалог», атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания между педагогами, учениками и родителями возможны только с учётом интересов и мнений всех участников образовательного процесса, т.е. в диалоге. Название гимназии декларирует стиль работы всего педагогического коллектива.

На всех этапах уроков прослеживается здоровьесберегающий подход, рациональная организация учебного процесса, чёткое чередование и смена видов деятельности, работа в парах, работа в группах, индивидуальный подход к учащимся, создание ситуации успеха и эмоциональные разгрузки, применение ИКТ, проведение физминуток и динамических пауз. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Дети, обучающиеся по полилингвальным учебникам, с первого класса знакомятся с условиями сохранения здоровья, правилами здорового образа жизни, основными гигиеническими правилами, социальными нормами и традициями заботы о людях, с основами правильного питания, особенностями и пользой национальной кухни.

Пословицы и поговорки, которые вошли в содержание нового полилингвального учебника «Математика» (авторы Ф.Х.Киргуева,
Л.Т.Зембатова), имеют нравоучительный характер, работа над их смыслом способствует формированию здорового образа жизни учащихся, например: «Обжора дом съест», «Сладкая еда не всегда полезна». Юмор, содержащийся в них, снимает эмоциональное напряжение, снижает уровень тревожности.

Валеологические задачи, которые мы решаем на уроках математики, детям очень нравятся, они развивают культуру здоровья. Например: Хасан съел 6 пирожных, а Мурат 2. На сколько пирожных больше съел Хасан? Учитель обязательно должен провести беседу о том, что 6 пирожных съедать вредно.

Важную роль в поддержании хорошей физической формы и здоровья имеют танцы народов мира, изучение которых обязательно в гимназии «Диалог». Фрагменты танцев мы часто используем на уроках в качестве физминуток. Такая организация учебной деятельности с комплексом здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению здоровья учеников, повышает их работоспособность на уроках и познавательный интерес к урокам математики, формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета.

Таким образом, использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах. Применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, формированию положительной мотивации к изучению математики в начальной школе, а главное, повышается динамика качества обучения.

Библиографический список

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
  3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Школа-Пресс.