Использование нетрадиционного метода рисования «простой карандаш + ластик» в образовательной деятельности в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Хотим поделиться использованием простого, мало затратного и интересного метода, который открыли для себя и своих воспитанников. В литературе редко встречается описание этого метода, да и названия как такового у него нет, поэтому в нашем учреждении называем его «простой карандаш + ластик». Мы привыкли, что рисунок создается карандашом, а ластик используется для устранения «ошибок». Здесь же объектом нанесения деталей рисунка является ластик. Им мы «протираем» изображение на затонированном простым карандашом листе бумаги. В такой технике рисуем снеговиков, веточки вербы, туманный серый зимний день, зайку, ромашки.

Нетрадиционные техники рисования приобрели особую популярность как среди детей раннего возраста, так и среди взрослых. Они просты и доступны, позволяют создавать интересные и необычные рисунки при помощи различных подручных материалов. Творческий процесс при использовании нетрадиционного рисования увлекательный и занимательный, он позволяет проявлять фантазию и воплощать в рисунке свое внутреннее восприятие окружающего мира.

В своей работе с детьми используем различные нетрадиционные техники. Рисуем пальчиками и ладошками, печатаем по трафарету, пушистых и колючих животных создаем при помощи смятой бумаги, волшебные деревья и кусты появляются из кляксы, на которую мы дуем из трубочки, используем различные виды монотипии.

Предлагаем вашему вниманию конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с использованием этой изобразительной техники.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

Тема «Букет ромашек в вазе»

Цель: развитие творческих способностей детей.

Задачи: воспитывать любовь к природе, учить бережно к ней относиться; продолжать знакомить детей с произведениями живописи - натюрмортами; закреплять умения рисовать предметы в технике «простой карандаш + ластик»

Предварительная работа:

  • дидактическая игра «Узнай цветок по описанию»;
  • мультимедийная игра «Собери букет» (разработка автора);
  • экскурсия на цветущий луг;
  • рисование различных цветов в технике «витраж»;
  • изготовление рамок для работ;
  • украшение получившимися картинами групповой комнаты;
  • разучивание стихотворений о цветах.    

Материалы: ноутбук, проектор, слайд-фильм из фотографий луговых цветов, репродукций картин Петрова-Водкина К.С. «Утренний натюрморт» и Ван Гога «Подсолнухи»), лист альбомный формата А4, простой карандаш, ластик, салфетки бумажные.

Ход ООД

Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его показом слайдов.

Вот и настало лето,
Теплынь и благодать!
Цветов и трав букеты
Я буду рисовать.
Пойду с альбомом к речке,
В зеленые луга,
Где Иван-чая свечки,
Где копны и стога.
Как сладко пахнет медом
И скошенной травой!
Замечу мимоходом
Цветочек полевой.
И стебель серебристый,
Украшенный цветком,
Я нарисую быстро
В свой маленький альбом.
А на лесной опушке
Ромашки расцвели.
Кукует здесь кукушка,
Гудят, жужжат шмели.
Ползут в траве букашки,
Скользит по веткам свет.
Три белые ромашки
Украсят мой букет.
Чудесное приволье
В лесу и у реки.
Во ржи, в широком поле
Синеют васильки.
Их нарисую тоже,
А рядом – колоски,
Чтобы припомнить позже
Все летние деньки.
Пропахшие цветами,
И зноем, и травой,
И подарю я маме
Рисунок летний свой.

Воспитатель: О каких летних приметах говорится в стихотворении? Вспомните и назовите их (дети называют летние приметы)

Воспитатель: Вот мы и погуляли по летнему лугу. И мне захотелось украсить нашу группу букетом из ромашек. Но я подумала, что если каждый человек будет рвать цветы, то их скоро не останется, и тем людям, которые придут на луг после нас, нечем будет любоваться. Природа требует к себе бережного отношения!

Ребенок:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты-
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
Все деревья и кусты….
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты-
Если мы сорвем цветы
(Т.Собакин)

Воспитатель: Поэтому лучше мы нарисуем букет ромашек и украсим им групповую комнату Как называется картина, на которой изображаются фрукты, овощи, цветы в вазе? (Натюрморт)

Ребенок:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это натюрморт!

Воспитатель: Давайте рассмотрим два натюрморта. (Слайд 9 «Картина Ван Гога «Подсолнухи»)

Вопросы: Что изображено на картине? Какие цвета использует художник? Какое настроение создает у вас эта картина?

Воспитатель: Вот перед вами еще один натюрморт. (Слайд 10 «Картина Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»)

Вопросы: Отличается ли это изображение от картины Ван Гога? (Оно более «легкое», краски более прозрачные).

Воспитатель: Эта картина точно передает радостное настроение летнего утра. Теперь и нам пришла пора нарисовать букет ромашек в вазе. Рисунок мы будем выполнять в технике «простой карандаш + ластик».

Помните, с чего нужно начинать работу? (Дети напоминают алгоритм создания рисунка). Узоры на вазе тоже можно выполнить при помощи ластика.
А теперь приготовим наши руки для работы, разогреем их.

Пальчиковая гимнастика «Наши белые цветки» (Э.Богуславская)
Наши белые цветки (Ладошки сложены вместе, имитируют бутон цветка)
Распускают лепестки. (Пальцы отводятся в стороны)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание пальцами влево-вправо)
Наши белые цветки
Закрывают лепестки, (Пальчики собираются вместе, образуют бутон)
Головой качают, (Руки сгибаются в запястьях, «бутончик» покачивается)
Тихо засыпают. («Бутон» отклоняется в одну сторону)
Рано утром все цветки
Вновь распустят лепестки. («Бутон» раскрывается)

Дети приступают к работе. Рисование проводится в сопровождении «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Анализ работ. Работа в свободной деятельности: изготовление ромашек из плодов ясеня и пластилина, из бумаги различными способами, оформление букетов для украшения интерьера группы, для подарков мамам.

Список литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. 2010.
  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Москва, 2008.
  3. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009.
  4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль, 2014.
  5. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011.