Организация работы по эколого-этническому развитию дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


 Хакасия моя - степей царица
Тобой гордиться, трудно перестать.
Ты вольная земля, как в небе птица,
Ценю твое величие и стать.

 Твои леса, поля, озера, реки.
Уносят дух в прекрасные края.
И счастья не тая, скажу на веки,
Хакасия - я так люблю тебя!
Пахомов Глеб

Готовясь на мастер-класс мы задумалась о чём же рассказать в первую очередь. Природа Хакасии уникальна. Широкие степи, высокие горы, быстрые реки. Мы с вами живём на древнейшей хакасской земле, которая богата своими традициями и обычаями.

Сегодня остро стоит вопрос - приучить подрастающее поколение к порядку сохранения экологии в целом. Одним из методов является традиционное воспитание. Именно в семье ребенок должен знать, что священно для него. А для жителей Хакасии - это окружающая его природа. Ведь хакасы взаимосвязаны с природой. Это источник питания, лечения и продолжения рода.

Нужно знакомить с обычаями, традициями, верованием своих предков и в первую очередь бережному отношению к природе.

Главный смысл термина «экология» - это спасение окружающей среды. Отношение к природе и ее богатству является основополагающим фактором в становлении этой личности. Сохранение и охрана природы являются сейчас одними из главных задач современного общества. Решить их можно только при условии объединения детского сада, семьи и общественности.

Чтобы дети лучше понимали природу, мало дать конкретные задания по ней, необходимо научить детей радоваться, переживать с ней, научить видеть прекрасное, тогда эти навыки обогащают внутренний мир детей, заставляют лучше понимать природу, познавать окружающею среду, повышают интеллект и культуру общения.

Воспитание нового поколения к эколого-этнической культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами эколого-этнического развития.

Экологические знания передаются из поколения в поколения через обряды, традиции. Древние хакасы знали мир на уровне своего поэтического мышления в мифах, легендах. Истоки художественно-поэтического мышления уходят в далекое прошлое. Природа и человек. Эти понятия слиты воедино. Общение, диалог с верховным Духом шел на художественном языке, на языке красоты мира с человеком. Одним из истоков художественно-поэтического мышления является хакасский героический эпос. Для хакасов эпические сказания - это своеобразный духовный фундамент. Вся природа Хакасии остаётся святым храмом, о чём свидетельствуют традиции, обычаи, верования хакасского народа. Например, ритуал повязывания священных лент «чалама», на святых источниках, перевалах и угощение молоком хозяйки огня «От-Ине». На вершинах гор нельзя кричать и не сердить хозяина горы.

На грани тысячелетий перед миром стала проблема выживания. В настоящее время экологическая обстановка во многих регионах мира оказалась катастрофической. Основная причина - создание быстрыми темпами промышленного потенциала, мощное развитие науки и техники. Ради удовлетворения своих все возрастающих потребностей люди в большинстве случаев пренебрегают природными ценностями. По всем статистическим данным становится очевидным, что здоровье населения ухудшается с каждым годом. И чтобы решить эти проблемы, необходимы экологические знания, экологическая культура.
Дух целебных источников, гор вечен, всемогущ, и отношение должно быть добрым, благосклонным. Хочет или не хочет, человек должен согласовывать действия с ним.

Чтобы дети лучше понимали природу, мало дать конкретные задания по ней, необходимо научить детей радоваться, переживать с ней, научить видеть прекрасное, тогда эти навыки обогащают внутренний мир детей, заставляют лучше понимать природу, познавать окружающею среду, повышают интеллект и культуру общения.

На сегодняшний день в связи с международным интересом к культуре коренных народов усиливается внимание к коренным республикам. Особенно это касается туристического бизнеса. В этом есть и негативная сторона, которая может нанести невосполнимый урон в будущем не только культуре коренного населения, но и окружающей природной среде Хакасии. Хакасию сравнивают со Швейцарией. Хакасская культура устроена так, чтобы своими обрядами, традициями, своей самобытностью поддерживать всю энергию природного ландшафта этой территории в равновесии и гармонии. И поэтому надо охранять культуры коренных народов не как «музейный экспонат», а как своеобразную духовно-экологическую основу или матрицу для будущих поколений, постоянно действующую, живую, способную к адаптации к существующим условиям современности.

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе мини-музея, уголка «Тöреен чирiм». По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагаем иллюстрации к сказкам и легендам хакасского народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии растительного и животного мира Хакасии и др. Дети многое узнают о быте и жизни хакасского народа.

Обращая внимание ребенка на живописные пейзажи Хакасии, на животный и растительный мир, воспитываем в детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его, патриотические чувства и нравственно-этические к окружающему миру.

В познавательной деятельности знакомим с географическим местонахождением республики, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т.д. Проводим тематические мероприятия по группам: «История моей земли»«Моя республика»«Генеалогическое древо семьи»«Герб моей семьи».

Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, оригами, рисование, роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование орнаментов и пейзажей и т.д. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством хакасского народа.

В нашей работе мы используем художественное слово, наглядные пособия. Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни. Работа с детьми ведется и через ознакомление с художественной литературой. В работе широко используем все виды фольклора (сказки, легенды, пословицы, поговорки и т.д.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особый интерес у детей вызывают мифы и легенды. Разнообразен и многолик фантастический лик хакасских мифов. В этом мире все, что окружает человека, и его социально-общественные отношения воплощены в мифе. Раскрывая детям всю глубину мифов, открываем им богатство культуры, где каждый мотив или персонаж несут в себе большую смысловую нагрузку. Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким образом, произведения устного народного творчества формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

В процессе работы над праздником, дети много узнают о хакасских обычаях, традициях. В день осеннего равноденствия проводим праздник Ӱртӱн Тойы (праздник Урожая). Это красивый, вкусный праздник, он очень нравится детям. Праздник заключает в себе акт Благодарения Природе. Сам акт указывает на высокую духовность основного правила жизни в природе: “алыс-пирiс” — взял-отдал, “получил — отблагодари”.

После дня осеннего равноденствия у хакасов особое внимание уделялось старикам, заботились о людях старшего поколения, начинался месяц Хуртуйах ай (месяц стариков). Почитание стариков при их жизни становилось на особое место, заключая в себе мощный потенциал этнопедагогических ценностей. На этот праздник приглашаются бабушки и дедушки ребят. Дети поют о них, дарят подарки, сделанные своими руками. Этот праздник наполнен общечеловеческим содержанием — уважением к сединам, а также близким прикосновением к истории нашей Родины.

Подготовка, в виде бесед и народных игр, проходит в преддверии праздника хакасского народа “Чыл Пазы” (Хакасский новый год). При проведении этого праздника мы включаем ритуалы: Почитания огня, Очищения души, Почитания священной берёзы.

После этого праздника мы проводим праздник Земли – “Чир Ине”. “Обрядом Очищения Земли, обрядом Почитания Земли наши предки выражали своё священное отношение к ней, а говоря на языке священнодействия, вступали в диалог с божествами Земли”.

Красивы и мудры ритуалы в праздниках. Они учат любви к природе, трудолюбию, вниманию к людям, почитанию старших. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. И чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре данного народа.